Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
план-конспект урока по математике

Тимеркаева Светлана Николаевна

Урок  усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_4_klass.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Цель урока: познакомить с решением уравнений с неизвестными множителем, делимым, делителем; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Задачи урока: учить решать уравнения, в которых неизвестны множитель, делимое или  делитель, а произведение или частное представлено в виде выражения, решать задачи разных видов  с помощью схематического рисунка и чертежа;   развивать устные и письменные вычислительные навыки, память, математическую речь; коррегировать логическое мышление на основе выполнения вербально-логических задач; воспитывать чувство коллективизма, умение работать в паре, любовь к математике.

Планируемые результаты. Предметные: научатся решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Метапредметные: регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; познавательные: описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; применять полученные знания в изменённых условиях; коммуникативные: слушать и понимать речь своих одноклассников, уметь работать в паре.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыка самооценки.

Тип урока: урок  усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок.

Оборудование:  учебник, карточки с названиями компонентов действий умножения и деления, таблицы для устного счёта, презентация, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Улыбнитесь друг другу и мне. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Садитесь.

- Начнём наш урок с упражнения «Звездопад».

-Закройте глаза, представьте ночное небо, бесчисленное количество звёзд. Одна звезда падает на землю. Значит, можно загадывать желание.

- Загадайте, каким будет наш урок? Продолжи предложение: «Я хочу, чтобы наш урок был…»

- При каких условиях урок станет именно таким?

- А сейчас обратите внимание на лист самооценки, который лежит у каждого на парте. Здесь вы должны будете поставить себе оценку за урок, а для этого закрасить соответствующий каждому заданию столбик диаграммы.

Заполнять диаграмму будете в течение всего урока.

II. Актуализация знаний.

1) - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания

141 220

- Что интересного заметили в записи этого числа?

- Назовите единицы l класса.

- Назовите единицы l l класса.

- Увеличьте число на 1 единицу.

- Увеличьте число на 2 десятка.

III. Устный счет

 1. Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом умножения и деления

Игра «Сделай правильный выбор» Работа в парах.

( На партах карточки с названиями компонентов разных действий)

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

- Среди данных названий выберите те, которые относятся к действию умножения и действию деления. Раскрасьте компоненты действия умножения зелёным цветом, а действия деления – синим. Работать будете парами.

-Приступайте к выполнению задания.

- Как называются числа при умножении? При делении?

- Как связаны между собой  числа при умножении, при делении?  Вспомним правила. (Слайд 6).

1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

2. Устный счёт.

- Используя  данные  правила, заполните таблицы:

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Выполните взаимопроверку. Проверьте правильность выполнения задания по листу контроля (слайд 7).  Оцените.

( «5»– всё правильно,  «4» – 1 – 2 ошибки, «3» – 3 - 4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок). 

Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!!

IV. Сообщение темы и цели урока

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Дидактическая игра «По порядку становись!»

- Расположите числа в порядке убывания. Проверьте себя. ( Слайд 9).  С помощью ключа прочитайте слово.

640

500

120

25

20

48

7

180

700

Р

А

Н

Н

И

Е

Я

В

У

- Какое слово получилось? (Получается слово «Уравнения»).

Рассмотрите записи на листочках (слайд)

1) 159 - 104 = 55

2) 80 : х = 8                                                                                                                         

3) 8 + 15 = 23

4) х ∙ 4 = 48 : 3                                                     

- Среди данных записей  подчеркните  уравнения.  

- Назовите уравнения. Докажите, что вы подчеркнули уравнения? Почему 1 и 3 записи не являются уравнением?

2) 80 : х = 8

–Что такое уравнения?(Выражение с неизвестным компонентом).

–Что значит решить уравнение?(Найти значение переменной, при которой

уравнение станет верным равенством).

–Какие компоненты неизвестны?(Множитель, делимое, делитель).

Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!!

5) х ∙ 4 = 48 : 3 

- С решением каких уравнений вы с легкостью справитесь?

Какое уравнение у вас вызывало затруднение?

- В чем возникла проблема?

- Сегодня на уроке мы и познакомимся с решением таких усложненных уравнений

- Прочитайте тему нашего урока?  («НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО МНОЖИТЕЛЯ, НЕИЗВЕСТНОГО ДЕЛИМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ДЕЛИТЕЛЯ») 

- Давайте вместе попробуем определить, какие задачи нам необходимо сегодня решить.

Научимся…

Повторим...

V. Изучение нового материала

Вернемся к последнему уравнению

 х ∙ 4 = 48 : 3

- Прочитайте его.

- Чем оно отличается  от предыдущих?

- Как вы думаете, с чего начнем решение?

- Что получили?

(один записывает на доске)

х ∙ 4 = 16

- Теперь каждый справится сам. Решаем.

х = 16:4

х = 4  

4 ∙ 4 = 48 : 3

16 = 16

(Проверка.)

- Каково значение х?

- Как нашли? Как проверили?

V. Первичное закрепление

№ 357 (самостоятельно по вариантам)

- Проверим правильность выполнения уравнения.

Физкультминутка“Весёлая переменка”

Встаньте все. Отдохнём:

а) отдых будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз);

б)наложите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно

“Мозговая   гимнастика”.

1. Качания  головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд.)

2. «Ленивые  восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки.

4. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушения зрения): двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз по 3 раза.

VI. Практическая деятельность

1. Решение задачи

№ 358 (Самостоятельно, после разбора)

-Прочитайте задачу.

- О ком она?

- Кто такой столяр? Столяр – это рабочий , который работает с деревом.

- Что он изготавливает? Он изготавливает мебель, двери.

- Вернемся к задаче.

- Какие величины даны в ней?

– Запишем это в таблицу.

- Известно ли, сколько стульев ремонтировали за 1 день?

– Запишем это.

Известно ли время работы?

– Запишем.

Известна ли вся работа?

– Какой главный вопрос задачи?

На доске запись:

За 1 день

Время

Вся работа

Ученик – 10 с.

6 д.

Одинаковая

Столяр – ?

4 д.

- Как по другому можно представить краткую запись?

- На черновике начертите схему. (прохожу, смотрю, вызываю к доске учеников с различными схемами: правильной и не правильной)

– Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

– Почему?

– А это можно узнать?

- Решите задачу сам-но.

Проверка по решению на доске.

1) 10 · 6 = 60 (ст.) – отремонтировал каждый.

2) 60 : 4 = 15 (ст.).

Ответ: по 15 стульев в день ремонтировал столяр.

-(один ученик с обратной стороны доски записывает и сам-но решает задачу)

Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!!

2. Самостоятельная работа  по разноуровневым карточкам с самопроверкой по эталону

1карточка - красного цвета (самая сложная)  (отметка - «5»)

Найди уравнение с ответом 12, реши.

х : 7 = 90

6 ∙ х = 48 + 24

х ∙ 60 = 240

4 ∙ х = 12

2 карточка - зеленого цвета(менее сложная)  (отметка - «4»)

Выбери  усложненное  уравнение, реши.

Х-380=520

607+х=982

х : 8 = 128-48

640 : х = 8

3 карточка - желтого цвета (не сложная)         (отметка - «3»)

Реши уравнение

х ∙ 7 =3 ∙ 21

- Проверяем уравнения (слайд)

-Кто выбрал красную карточку? Проверьте и не забудьте оценить себя на диаграмме.

Решили. Не забываем оценивать на диаграмме!!!

VII. Итоги урока. Рефлексия

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете мы её выполнили?

- Какие знания нам пригодятся для того, чтобы правильно решать усложненные уравнения?

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Подсчитайте  итог на листах самооценки и выставьте себе оценку за урок.

- Какие умения вам пригодились при выставлении отметки за урок?

-Мы должны учиться работать с диаграммами, т к. такие задания обязательно вам встретятся при выполнении

VIII. Домашнее задание

№ 361 (с. 80).

Докажите пословицу «Одна голова хорошо, а две – лучше».

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

Слагаемое

Множитель

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Сумма

Множитель

Уменьшаемое

Разность

Слагаемое

Частное

Произведение

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

а

21

в

7

3

а  в

91

84

36

 

m

60

n

4

16

m : n

24

3

5

Х . 3 = 3 .

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 – 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 – 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 – 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 – 28

Х : 4 = 128 - 28

Х : 4 = 128 - 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Нахождение неизвестного уменьшаемого"

Цель урока: научить детей действию нахождения неизвестного уменьшаемого, когда компонентами вычитания являются десятичные дроби....

Урок в 5 классе по предмету математика «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого».

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». (Б. Паскаль) Тема «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого».Тип ур...

Конспект урока математики в 5 клаcсе (школ VIII вида) на тему: "Нахождение неизвестного слагаемого"

Цель урока: к концу урока  учащиеся решат примеры и задачу на нахождениенеизвестного слагаемого.Задачи:  Образовательные: 1).  Использовать процесс обучения математике для повышения уро...

Конспект урока в 8 классе по теме: "Нахождение неизвестного числа"

Урок математики в 8 классе по теме: "Нахождение неизвестного числа" проходит в режиме технологии уровневой дифференциации...