Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время.
учебно-методический материал по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В статье представлены формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики в урочное и внеурочное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время.
Жугдурова Б.М,
МАОУ СОШ №19.
В современных условиях развития образования стоит вопрос: как обеспечить качественное обучение каждого ученика, усвоение им стандарта образования, дать возможность для дальнейшего развития ребенка, повысить мотивацию к учёбе?
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания, т.к. при традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими обучающимися. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
-знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Формы работы со способными детьми, которые я использую в своей работе:
- Творческие проекты.
- Участие в олимпиадах различного уровня
- Внеурочная деятельность в условиях ФГОС
- Дифференцированная работа на уроках
- Индивидуальные беседы по психологической поддержке способных детей.
Основной формой своей работы с одаренными считаю дифференциацию и индивидуализацию в обучении.
Направления работы:
1 - разноуровневый подход.
Использование разноуровневых заданий.
Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.
I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем, (оценка “3”)
II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации, (оценка “4”)
III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации, (оценка “5”)
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
2 - обучение самостоятельной работе
Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
3 - обучение исследовательской работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные (т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)
В условиях обычной школы возможность реализации целей развития одарённых детей - во внеклассной работе. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах. Внеурочная деятельность по математике предполагает подготовку к олимпиадам по математике и конкурсам.
Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы сказок и стихов и многое другое.
Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.
Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов).
Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
Итак, обучение одаренных учащихся – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работы учителя.
2. Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.
3. Систематическое проведение внеклассных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
Учебный процесс стараюсь выстраивать таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем. В уголке «Юный математик» помещаю олимпиадные задачи для самостоятельного решения. Для подбора задач использую различные сайты. Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме: «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.
Реализовать свои возможности одарённые дети могут в математической олимпиаде. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, республиканских, Всероссийских олимпиадах, конкурсах. В международном математическом конкурсе «Кенгуру – для всех» они принимают самое активное участие. В IX городском конкурсе «Быстрый счет» Смагина Татьяна заняла I место в 2021г. В 2024 г в городской олимпиаде «Быстрый счет» Бадмаев Андрей (8г класс) занял 2 место. В республиканской олимпиаде по математике «Сагаалган – математика» на базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» значительных результатов добился ученик 8г класса Бадмаев Андрей, ставший призёром. В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников с международным участием «Байкальская перспектива», организованной Бурятским государственным университетом высоких результатов добился ученик 9г класса Бадмаев Андрей, ставший победителем.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.

Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью:
- инструментальной диагностики;
- педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работ учащихся);
- наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
Для определения к научной деятельности применяю методики, созданные А.И Савенковым:
- «Оценка общей одаренности»;
- «Карта одаренности»;
- анкетирование «Интерес к предмету «Математика»; выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося;
Работа по развитию способностей выстраивается с помощью:
- применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся;
- включаются в образовательный процесс выше перечисленные образовательные технологии;
- проведение родительских собраний «Одаренный ребенок»;
- формируются навыки исследовательской, проектной деятельности
Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня
Дифференцированная домашняя работа.
Программы кружков внеурочной деятельности «Занимательная математика» Проведение интеллектуальных игр, участие в Международных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Проведение предметных недель, участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры и во внеурочное время
Это доклад на тему о работе с одаренными детьми на уроках физкультуры. О способа,. методах и формах работы на уроке с такими детьми....

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время
Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (пр...

"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...

«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...
