Главные вкладки

    Консультация для родителей "Если завтра в первый класс..."
    консультация на тему

    Терешкевич Оксана Валерьевна

    Эта статья поможет педагогам и родителям сформировать представление о понятии готовности дошкольника к школьному обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Тема: «Если завтра в первый класс»

    Поступление в первый класс – очень ответственный момент в жизни детей и родителей. Это связано, в первую очередь, с изменением привычного ритма жизни и появлением  в ней новых правил, связанных с ответственностью и исполнительностью. До недавнего времени понятие «подготовленность к школе» не имело актуальности, потому как школа создавала условия для получения всех азов начального обучения. Со временем политика государства в области образовательного стандарта изменилась. Его ключевой установкой  стало формирование успешной личности с целью  положительной социализации. Цель заключается в необходимости создания условий для проявления у ребёнка самостоятельности, инициативности, творческих и познавательных способностей,  развития у него  универсальных учебных действий. На сегодняшний день подготовкой ребёнка к школе заниматься просто необходимо. Это позволяет сформировать  стойкий интерес к познавательной деятельности и наметить стартовые возможности для дальнейшего обучения. Известный психолог и педагог  Л. Венгер утверждал: «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

    Подготовка к школе представляет собой сложный комплексный процесс развития всех сторон личности ребёнка и его когнетивных возможностей. Начинать его необходимо задолго до поступления в школу, исходя из индивидуальных психофизических особенностей детей. Способом организации этой деятельности должны быть не только специальные занятия, но и повседневная жизнь. Игры, трудовые поручения, общение со сверстниками и взрослыми помогают будущим ученикам осваивать новые знания легко, с интересом  и без принуждения. «Знания становятся крепкими, если их пропустить через себя и пережить», - говорил  ещё древний философ и мыслитель Сенека.

    Залогом успешной подготовки ребёнка к школе является его мотивационное состояние. Он  быстрее овладеет любой наукой, если его заинтересовать.   Важно создать такие воспитательно-образовательные условия, в которых дети не просто что-то механически запоминают и заучивают, а с удовольствием постигают зерно науки самостоятельно. Наличие у детей желания учиться не должно ограничиваться  только привлекательностью сопутствующих  предметов для обучения в школе– красивый рюкзак, новые принадлежности, модная одежда. Мотивационная готовность складывается из наличия у детей возможностей подчиняться определённым требованиям, принимать новые правила и следовать им неукоснительно. Именно организованность помогает дисциплинировать учеников и вырабатывает привычку быть ответственным. В этом, безусловно, помогает режим дня. Продумайте его вместе с ребёнком и найдите общее верное решение вопроса.

    Процесс подготовки к школе эффективнее всего строить по следующим направлениям:

    - физическое развитие

    - психологическое здоровье

    - познавательная деятельность

    Нарушение или отставание в одной из какой-либо областей приводит  детей к трудностям в овладении школьной программой. Каждое направление дополняет другое и взаимодействует с ним.

    Физическое развитие. Поступление в первый класс – серьёзное стрессовое испытание для ребёнка. Оно сопровождается психофизиологическими изменениями и перестройками в организме. Предлагаемые школьные нагрузки требуют от детей крепкого здоровья, поэтому вопрос « в каком возрасте пойти в школу, в 6 или 7 лет» должен решаться исходя из данного аспекта. Необходимо соответствие физического развития возрастным нормам, когда рост, вес и мышечная масса соответствуют необходимому уровню. Желательна и устойчивость организма  к инфекциям, т.е. ребёнок обладает хорошей иммунной системой и высоким уровнем закалённости. Важным показателем считается также и развитие мелкой моторики руки. Именно это определяет детское мышление и речевое восприятие. Чем лучше и легче ребёнок владеет карандашом, фломастером, кисточкой или ручкой, тем выше его познавательная активность и интеллект. Помочь подготовить руку ребёнку возможно различными упражнениями – лепка, раскрашивание, пальчиковые игры, штриховка и конструирование из мелких деталей. В физическом развитии дошкольника важна и зрительно-двигательная координация. Она определяет его возможности ориентироваться на плоскости, в тетради и  в пространстве. Обеспечивает умение работать в системе «глаз-рука», когда необходимо согласовывать действие обоих органов при таких действиях как списывание с доски, срисовывание, копирование по образцу. Немало важным является и наличие выработанных специфических навыков: сидеть прямо, правильно держать ручку, не склоняться низко над тетрадью, держать ноги под углом 90 градусов, делать динамические паузы во время занятий и т.д. Это является предпосылкой для сохранения осанки, зрения, мышечной активности и здоровья внутренних органов. Таким образом, физическое развитие определяет успешность обучения и долголетие организма.

    Особое место в этом вопросе занимает и психологическое здоровье ребёнка. Оно складывается из эмоционально-волевого благополучия и его личностной, социальной готовности к школе. Коммуникабельность, эмпатия, толерантность и  духовно-нравственное развитие определяют содержание личности дошкольника. Умение общаться со сверстниками, строить взаимоотношения со взрослыми, разрешать конфликтные ситуации, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях помогают детям в социальной адаптации в новом школьном коллективе. Всё это создаёт условия для душевного равновесия учеников, позволяет им принимать критику в свой адрес и сохранять адекватную самооценку. Очень часто встреча с первыми школьными трудностями сопровождается у детей  разочарованием и апатией к обучению в целом. Без поддержки взрослых подобные неудачи провоцируют  у них появление тревожности, чувство страха и неуверенности. Именно родительское участие и доброе слово помогут детям справиться с возникшими проблемами и избежать различных расстройств на нервной почве. Чаще хвалите детей, подчёркивайте их успехи и не сравнивайте с другими. У каждого свой путь взросления и продвижения по лестнице знаний, а задача взрослых помочь  преодолеть трудности и поддержать интерес к познанию. Желание у детей учиться напрямую зависит от родительских установок, от того какую картину своими словами создают взрослые. Частые  школьные проблемы – отвлекаемость, невнимательность, неумение доводить начатое дело до конца также результат попустительства родителей. Дисциплина и  организованность – вот залог ответственного отношения к обучению,  понимания ребёнком важности этого процесса для своего будущего.

    Познавательная деятельность детей  заключается в наличии  высокоразвитых познавательных процессов  (внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь). Это запас знаний об окружающем мире, умение сравнивать, обобщать, делать умозаключения, проявлять логику и  связно выражать свои мысли. Различные задания и упражнения помогают тренировать необходимые умения, переводя их в навык. Подкрепляя это знаниями, мы развиваем интеллект ребёнка, совершенствуем познавательное развитие и способствуем расширению кругозора. Высокий уровень развития психофизиологических функций ребёнка определяет его  успешность и формирует стартовые возможности. Именно это является прочным фундаментом для дальнейшего обучения.

    Таким образом, подготовка ребёнка к школе – очень трудоёмкая задача. И от того, как она  решена, будет зависеть, интересным или тернистым станет его вход в  школьную жизнь. «Учиться не ради оценок, а ради собственного совершенства, с радостью и увлечённостью», - призывает  К.Д. Ушинский.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (5-11 классы)

    Из опыта работы в качестве классного руководителя...

    Консультация для родителей: «Ваш ребенок поступает в первый класс».

    В данной консультации родителям объясняется, что такое психологическая готовность к школе и что она предполагает (развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики руки, п...

    Рабочая программа по испанскому языку 5 класс ФГОС. УМК «Завтра» 5-6 классы, М.:Просвещение, 2014 г., авт.-сост. С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено и др.

    Рабочая программа по испанскому языку 5 класс ФГОС. УМК «Завтра» 5-6 классы, М.:Просвещение, 2014 г., авт.-сост.  С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено и др. (34 учебных часа, из ра...

    Рабочая программа по испанскому языку 6 класс ФГОС. УМК «Завтра» 5-6 классы, М.:Просвещение, 2014 г., авт.-сост. С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено и др.

    Рабочая программа по испанскому языку 6 класс ФГОС. УМК «Завтра» 5-6 классы, М.:Просвещение, 2014 г., авт.-сост. С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено и др....

    Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)

    Родительская гостиная "Первый раз в первый класс" (1 класс)...