Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства
    консультация

    Каирова Лейсян Юлаевна

     
        Работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    «Забота о здоровье –

    это важнейший труд воспитателя.

    От жизнедеятельности, бодрости детей

    зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

    умственное развитие, прочность знаний,

    вера в свои силы…»

    В.А.Сухомлинский

       Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

       Работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

    Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства

        Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках изобразительного искусства можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы:

    1. Медико-гигиенические технологии.  К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Условия воспитания и обучения школьников играют важную роль в сохранении их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.

    2. Психолого-педагогические технологии связанны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает 40 минут на своих учеников.

    Каждый урок планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов:                            - физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий);                                                                            - педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);                                                                                               - психологических (благоприятный эмоциональный фон занятий, эффективность общения и наличие диалога, создание ситуации успеха на всех уроках и занятиях).

        Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:                                                                           - чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);                                                                   - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики для глаз,  физкультминуток;                                                                                             - наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);                                                                      - соблюдение психологического  климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей.          

    3. Учебно-воспитательные технологии включают мероприятия по формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей:                                                                    - беседы о здоровье с учащимися и родителями ( «Мифы и правда о вредных привычках», «Путь к доброму здоровью» и др.) ;                                                                                                                          - ежегодные конкурсы рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь».

         На уроках изобразительного искусства используются различные методы и приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:                                                                                            -поисковый,                                                                                                                                                              - диалогический,                                                                                                                                                        - проектный,                                                                                                                                                                  - исследовательский,                                                                                                                                                    - ситуационный метод,                                                                                                                                             - игровой метод,                                                                                                                                                        - соревновательный метод

    Здоровьесберегающие компоненты на уроках изобразительного искусства

    1. Физкультминутки для учащихся:

     «Улыбки осени».

     Ветер дунул свысока –                   Поднимаем руки вверх.

    Разогнал все облака.                      Через стороны опускаем руки вниз.

    На деревья посмотрел –                 Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

    Поиграть вдруг захотел.                Хлопаем в ладоши.

    Дунул слева, дунул справа,           Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

    И деревья закачало.                        Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

    Дунул сверху и тогда                     Поднимаем руки вверх.             

    Затрепетала вся листва.                 Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

    Наигравшись с листвой,                Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

    Улетел к себе домой.                     Садимся на свои места.

     

    1) Упражнение «Стрелка»:

    Исходное положение – стоя, спина прямая;

    руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

    ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

    2) Упражнение «Дружба»:

    Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.

    2. Динамические паузы

    1) Упражнение «Ванька-встанька»:

    Руки кверху все подняли.

    Сели-встали, сели-встали,

    Ванькой - встанькой словно стали.

    Руки к телу все прижали

    И подскоки делать стали,

    А потом пустились вскачь,

    Будто мой упругий мяч.

    Снова выстроились в ряд,

    Словно вышли на парад.

    Раз – два, раз – два,

    Заниматься нам пора.

    2) Упражнение «Утро»:

    Ежедневно по утрам

    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз

    И учитель учит нас.

    Руки в стороны поставим,

    Правой левую достанем

    А потом наоборот,

    Будет вправо поворот.

    Раз – хлопок, два – хлопок,

    Повернись еще разок!

    Раз, два, три, четыре,

    Плечи выше, руки шире!

    Опускаем руки вниз

    И за парту вновь садись!

    3. Гимнастика для глаз

    1. Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.

    Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.                                                              Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.

    2. Упражнение «Стрельба глазами».

    Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

    4. Применение игровых технологий.

    Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

    • подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
    • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
    • диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
    • ролевые игры.

    Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на уроке я использую следующие игры:

    1) Игра «Перекрестные движения».

    Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.

    Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

    Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.

    2) Игра «Морская волна».

    Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

    Правило игры: Сцепив пальцы рук, изобразить волнообразное движение. Волна как бы «переходит» от одного ученика к другому и «бежит» по классу.

         Таким образом, на уроках изобразительного искусства имеются широкие возможности для применение здорвьесберегающих технологий, что позволяет решить задачу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

     Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

    Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".

    В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....

    Игра, как элемент здоровьесберегающих технологий на уроке изобразительного искусства

    Одним из важных здоровьесберегающих компонентов является применение игровых моментов.Игра может быть как элементом урока, а так же уроком-игрой....

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства

    Урок изобразительного искусства 7 класс Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» Тема I четверти. «Изображение фигуры человека и образ человека» Тема урока: «Понимание кра...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

    Проблема здоровья сейчас у всех на слуху.А. Шопенгауэр говорил:“Здоровье до того перевешиваетвсе остальные блага,что здоровый нищийсчастливее больного короля”.Здоровье воспитанника в норме, если: в фи...

    «Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

    Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени...