Развитие фонематического слуха. Виды приёмов, подборка упражнений
консультация

Могирь Татьяна Александровна

Материал для родителей. Памятка или буклет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Rtyuiopasdfghjklzxcvbnmqwertyuiopasdfghjklzxcvbnmqwertyuiopasdfghjklzxcvbnmqwertyuiopasdfghjkl

Развитие

фонематического

слуха

Виды приёмов,

подборка упражнений

sdfghjklzxcvbnmqwertyuiopasdfghjklzxcvbnmqwertyuiopasdfghjklzxcvbnmqwertyuiopasdfghjklzxcvb

Выделение гласного звука из слога

1.Назвать только гласный звук

АХ, УС, МА, ДА, КРА, АСТ, ЗОЛ.

2.Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.

3.Придумать слог с соответствующей гласной.

4.Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.

5.Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором, третьем месте.

Выделение гласного звука из слов

1.Назвать гласный звук из слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания:

Лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста.

2.Выделить гласный звук из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.

Выделение (узнавание) звука на фоне слова

1.Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

2.Разделить страницу на 2 части. С одной стороны, записать букву, с другой стороны поставить чёрточку. Логопед читает слова, если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крестик ставиться под чёрточкой.

3.Выделить из предложения слово, включающее данный звук, показать соответствующую букву.

4.Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.

5.Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

6.Вписать букву в схему слова под картинкой.

7.Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

8.Игра «Светофор».

Закрепление функции фонематического слуха

1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

2.Вставить в слова пропущенные буквы.

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3 месте.

4.Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков.

5.По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.

6.Подобрать слово на каждый звук, составляющий исходное слово.

7.От записанного на доске слова образовать цепочку слов т.о., чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

8.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек, дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек.

9.Слово-загадка, на доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Дети отгадывают записанное слово. Например: К..

10.Вписать в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза

1.Игра в кубик.  Дети бросают кубик, на гранях которого различное число точек, затем придумывают слово, в котором столько слогов, сколько точек выпало на кубике.

2.Определить количество слогов, поднять соответствующую букву.

3.Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов.

4.Назвать цветы, деревья, домашних животных, посуду или мебель, в названии которых 2 или 3 слога.

5.Определить слово или предложение, произнесённое по слогам. Например: маль-чи-ки  иг-ра-ют в фут-бол.

6.По сюжетной картинке назвать слова из 1, 2, 3 слогов, предварительно называются предметы, изображённые на картинке.

7.Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог.

УХ, АМ, ОР, АН, УМ,ОК

НА, МА, НО, СО, КУ, ЛУ, НЫ, МИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Развитие фонематического слуха у детей в играх и игровых упражнениях

В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термин для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематическое восприятие. Фонематический...

Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построен...

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ.

Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно- биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что опреде...

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)...