Звуки с характером
консультация

Могирь Татьяна Александровна

Материал для родителей на стенд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал на стенд16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки с характером

        Ребёнок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь умиляет… Но вот малышу уже 4, 5 и, наконец, 6 лет, а его речь по-прежнему во многом остаётся детской. Теперь родители уже не умиляются, а огорчаются, и их огорчения, увы, не беспочвенны! Многие родители почему-то ждут «магических» пяти лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка! Логопеду проще всего помочь ребёнку в период от 2 до 4 лет. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

Почему ребёнок не научился говорить правильно

        Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определённое место. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребёнок ведёт поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка-шапка, выпа-лапа). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичнее, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребёнок говорит чисто. Там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребёнок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

Почему язык бывает недостаточно подвижным?

        Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины:

  • Различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ, деформации зубов;
  • Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся вперёд;
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка). В норме её длина составляет 1,5 см. Если  у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор. Но не спешите её подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины:

Как и всё невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга. Как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребёнка, и он начинает говорить после двух, трёх лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого звукопроизношения подвижности языка. Невидимые причины -  это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды. Частые болезни ребёнка в раннем периоде, инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).

Что необходимо для правильного звукопроизношения?

        Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки. Но прежде следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребёнок. Звуки Ш, Щ, Ч, Ж объединены в одну группу, т.к. положение языка или артикуляционный уклад при их произнесении почти одинаков. В другую группу собрались звуки Л-Ль и Р-Рь и в третью зхвуки С-Сь, З-Зь, Ц. Первая и вторая группы звуки верхнего подъёма языка, т.е. при их образовании язык так или иначе поднимается вверх. Если у малыша нарушено произношение этих звуков, то значит, его язык вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений. Если же у ребёнка нарушено произношение третьей группы, то это значит, что язык не удерживается за нижними резцами. Соответственно этим дефектам и подбираются артикуляционные упражнения.

         Если систематически выполнять гимнастику, начиная с раннего возраста, то многих проблем в произношении можно будет избежать, а в старшем дошкольном возрасте быстрее исправить недостатки.

Учитель – логопед: Могирь Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Звуки с-з. Словесное и логическое ударение. Восприятие на слух фраз учебного и разговорно-обиходного характера»

Задачи:- Учить умению дифференцировать звуки С-З на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение.- Учить умению различать на слух речевой материал.- Способствовать ...

План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки З и Ж. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат №15 II вида» План -конспект индивидуального занятияпо развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки З...

Работа над звуком в произведении кантиленного характера на начальном этапе (Разработка открытого урока)

Урок с ученицей 1 класса. Показаны упражнения для работы над звуком и работа над пьесой кантиленного характера....

Работа над звуком в пьесах кантиленного характера

Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Раз музыка есть звук, то главной заботой является работа над звуком. Красочные возмож...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....