Материалы к аттестации
материал по теме

Силина Ольга Сергеевна

Анализ воспитательной работы за 3 года.Доклады и выступления на МО воспитателей, социальных советах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Неи и Нейского района»

Анализ воспитательной

 коррекционно-реабилитационной работы за 2009-11 гг.

воспитателя

 Ольги Сергеевны Силиной

( 1 квалификационная категория)

г. Нея, 2012 г.

Я работаю в ОГКУ «СРЦН г. Неи и Нейского района» 6 лет, в должности воспитателя 5 лет. Предыдущие места работы: коррекционная школа-интернат (в должности учителя начальных классов), школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в должности воспитателя). Имею педагогический стаж 18 лет.  

В СРЦН помещаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Основные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр: социально-опасное положение в семье, трудная жизненная ситуация, дети, оставшиеся без попечения родителей. На социальную реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического  и интеллектуального развития,  много педагогически запущенных детей. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Более половины  детей подросткового возраста  уже имеют вредные привычки, либо пробовали курить, употреблять спиртные напитки.  Состав разновозрастной группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной  работы приходится вносить изменения, варьировать в соответствии с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников. За период 2009-11 гг. прошли реабилитацию в СРЦН 174 ребёнка.

 Исходя из анализа за годы своей воспитательной работы с подростками, имеющими пагубные пристрастия, и  в связи с тем, что увеличивается число хронических заболеваний в раннем возрасте, я взяла тему для самообразования: «Формирование здорового образа жизни» и разработала по ней программу социальной реабилитации несовершеннолетних.

В течение 2009-11 гг. в СРЦН вела  воспитательную  коррекционно-реабилитационную работу по 2 разработанным мною программам: «Формирование здорового образа жизни», программе  кружка прикладного творчества   «Бисероплетение», которые стали приоритетным направлением в моей работе.

Ежегодно вносились изменения в программы на основе анализа их эффективности за предыдущий год работы. Тот вариант программ, который оказался наиболее эффективным в развитии воспитанников СРЦН, я взяла за основу в составлении программ на 2011-12 уч.год.

Программа «Формирование здорового образа жизни» направлена на сохранение и укрепление физического здоровья детей.  Программа предусматривает развитие физической активности воспитанников СРЦН, формирование активной жизненной позиции, приобщение к занятиям спортом, воспитание  гигиенической  культуры, профилактику вредных привычек, инфекционных и др. заболеваний. Реализация программы осуществляется через практические и тематические занятия, закаливание, занятия в тренажёрном зале, утреннюю гимнастику, спортивные досуговые мероприятия, праздники Здоровья, уроки здоровья, встречи с медицинским работником центра, разработку и распространение брошюр, выпуск стенгазет, конкурсы плакатов о ЗОЖ, диспуты.

 Огромное значение в работе по программе «Формирование здорового образа жизни» уделяется антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек. За период с  2009  по 11 гг. с воспитанниками центра мною проведено 10 конкурсов плакатов: о здоровом образе жизни, вреде курения, наркотиков. Проведено 6 операций по размещению плакатов воспитанников в общественных местах, на информационных щитах, это: «Дети против наркотиков», «Мы – за здоровый образ жизни», «Нет – курению!». Проведено 9 занятий на антинаркотическую тему, 9 тематических занятий о вреде алкогольных напитков, табакокурения. Выпущены стенгазеты: «Наркотикам - нет! Мы за ЗОЖ», «Курить – здоровью вредить!», «Пьянству – бой!». В ходе реализации программы разработаны и распространены брошюры: «Цена мифа», «Как не стать наркоманом», «Как бросить курить» среди воспитанников СРЦН и их родителей. Плакаты о ЗОЖ оформляют стены тренажёрного зала, периодически (2-3 раза в год) оформляется выставка таких плакатов и рисунков в игровой комнате детей. Организовываются  просмотры фильмов и видеороликов о вредных привычках и их влиянии на здоровье, судьбу человека (периодичность: 3-4 раза в год).

 Для успешной реализации антинаркотической пропаганды приняла активное участие в операции «Подросток – Игла» районного масштаба (отчёт прилагается),  открытое занятие «Беда, которую несут наркотики», 3 операции по распространению плакатов в общественных местах «Дети против наркотиков», проведены занятия, предусмотренные программой здорового образа жизни.

Во исполнение плана мероприятий по реализации стратегии государственной антинаркотической политики РФ на территории Костромской области на 2011 год, утверждённого губернатором Костромской области 20.02.2011 г. и в соответствии с приказом ДСЗН и ОП по Костромской области №144 от 26 апреля 2011г. «О плане мероприятий по реализации стратегии государственной антинаркотической политики в областных социозащитных учреждениях» для подростков разработала тест «Как я отношусь в наркомании», который позволяет выявить знания по теме, отношение несовершеннолетних к наркомании и наркотикам для планирования работы по антинаркотической политике.   Ежемесячно проводятся мероприятия, направленные на профилактику наркомании среди подростков, информация и отчёты о проводимых мероприятиях (1 раз в полгода) предоставляется  директору ОГКУ  «СРЦН г. Неи и Нейского района», а также в Департамент социальной защиты населения (информации прилагаются). С 2010 года являюсь участником программы «Профилактика пьянства и алкоголизма в Костромской области на 2010-12 гг.»

 Больше всего детям нравится рисовать плакаты и размещать их для общего обозрения на информационных щитах, а также просмотр фильмов и видеороликов о влиянии на жизнь человека пагубных пристрастий. Просветительные брошюры по антинаркотической пропаганде, о вреде курения, повышении самооценки дети с удовольствием перечитывают, делятся полученной информацией со сверстниками. Таким образом, осуществляется опосредованное влияние на подсознание детей о вреде пагубных пристрастий.

  Результатом проведённой работы по формированию здорового образа жизни  стал сознательный отказ воспитанников реабилитационного центра от применения психоактивных и наркотических веществ, принятие как альтернативы занятия спортом, трудом и творческой деятельностью. За 5 лет моей воспитательной работы в реабилитационном центре был зарегистрирован только один случай употребления спиртных напитков несовершеннолетним. Курящие  подростки(32 чел.) отказались от своей вредной привычки.

Программа ЗОЖ предусматривает тесное сотрудничество с медицинским работником СРЦН. Совместная работа с фельдшером включает в себя  проведение бесед по гигиене тела, профилактике инфекционных заболеваний, закаливание, фитотерапию, разработку комплексов физических упражнений для коррекции осанки, упражнений на различные группы мышц, оформление информационного стенда «Уголок здоровья», проведение диспансеризации воспитанников. Несовершеннолетние, прошедшие реабилитацию в нашем социальном центре по программе формирования здорового образа жизни, улучшают показатели своего физического здоровья: вес тела приходит в норму, купируются хронические заболевания, проводится профилактика новых заболеваний, улучшаются биохимические лабораторные показатели крови (по результатам медицинских обследований). Воспитанники вооружаются знаниями и навыками здорового образа жизни, которые им необходимы. Хочется отметить, что количество детей, которые улучшили своё здоровье в результате проведённой работы по программе здорового образа жизни, возрастает. В 2009 г. улучшили показатели физического здоровья 53% воспитанников СРЦН, в 2010 г.- 58%, в 2011 г. – их число составило 64%. У остальных детей значительных улучшений не произошло, на это есть 2 причины: либо заболевания приобрели характер хронических, либо ребёнок находился  в СРЦН непродолжительное время. Случаи заболеваемости детей простудными заболеваниями в 2010-11 гг., в отличие от прошлых лет, были единичными, эпидемии гриппа в центре не было.

Улучшение физического здоровья детей в условиях СРЦН         Так как работа по  программе ЗОЖ занимает значительное время воспитуемых, направлена на переосмысление отрицательных моментов их поведения, тем самым предусматривает   ведение профилактики  самовольных уходов, асоциального поведения.

 Еще одним важным звеном в профилактике самовольных уходов, асоциального поведения, является занятость в познавательно-досуговой деятельности кружка «Бисероплетение». О необходимости организованного досуга детей я выступила на заседании методического объединения воспитателей с докладом «Занятость в дополнительном образовании как профилактика самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних», поделилась с педагогами опытом своей работы, рассказала, как заинтересовать детей в занятиях прикладным творчеством.

Так как  перед педагогами центра остро встает вопрос  организации свободного времени воспитанников, возникла необходимость в разработке познавательно-досуговой программы, которая смогла бы увлечь детей, развить личностные качества.

 Дополнительная программа, по которой я осуществляю работу с детьми – это программа кружка «Бисероплетение».  Программа направлена на знакомство с декоративно-прикладным искусством, развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей. В результате работы по познавательно-досуговой программе воспитанники изучают культуру русского народа, знакомятся с художественными традициями в бисероплетении, развивают  художественно-эстетичекий вкус. В процессе усвоения программы дети получают навыки бисероплетения, знания по экономике: определяют себестоимость труда, учатся быть экономными и бережливыми с дорогостоящими материалами в бисероплетении. На занятиях у них воспитывается усидчивость, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость, взаимопомощь. Через развитие тонкой моторики развивается речь детей, мышление, познание окружающего мира. Таким образом, занятия кружка способствуют развитию познавательной активности, формируют разносторонне развитую личность.

В течение 5 лет я занималась самообразованием по теме «Бисероплетение»  и освоила многие техники низания бисера, которым решила  научить детей, находящихся на реабилитации в нашем центре. Это техники: игольчатое плетение, параллельное плоское и объёмное, французская техника низания бисера, мозаичное, «кирпичный стежок», несколько приёмов ажурного плетения, авторская техника «Аннушка» и другие. Работы, выполненные мною и моими учениками, украшают стены социально-реабилитационного центра (панно). Оформлен стенд с работами детей из бисера «Наш вернисаж», периодически выполняется замена работ новыми (ежеквартально). Воспитанники центра дарят поделки из бисера своим мамам и близким на праздники. Работы из бисера, выполненные на занятиях кружка «Бисероплетение», демонстрировались на районных выставках декоративно-прикладного творчества, выставках  творческих работ прикладной направленности в Доме детского творчества. Панно из бисера на тему противопожарной безопасности на районной выставке в 2009 г. заняло почётное 2 место.  Параллельно провожу работу по дополнительному образованию учащихся общеобразовательных учреждений в МОУ ДОД Дом детского творчества. Работы из бисера, выполненные моими воспитанниками (обучающимися в Доме детского творчества, воспитанниками СРЦН) были представлены и на областных конкурсах «Чудо-снежинка, подружка Снегурочки», «Снегурочка – сказочное диво» (2009, 2011 г.); «Зеркало природы» (2009, 2010, 2011гг), «Вифлеемская звезда»(2011 г.) и др.  За участие в конкурсах имеются поощрительные дипломы участников конкурса. Работы кружковцев были представлены на выставке народных умельцев   «Кострома – душа России» (май  2011 гг.), выставке работ прикладной направленности в городе Костроме, посвященной Дню города Неи и Нейского района(2011 г.), а также на Дне молодёжи в городе(2011 г.). На базе МОУ ДОД Дом детского творчества мною проведено 4 занятия «Мастер-класс» по искусству бисероплетения с педагогами дополнительного образования, учащимися школ, всеми желающими. За прошедшие 3 года приняла участие в работе 5 семинаров педагогов дополнительного образования (отзыв директора МОУ ДОД Дом детского творчества прилагается).  В 2010 г. заняла 1 место в  районном конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «И ждут меня всюду хорошие люди – дети» в номинации «Интересный человек года».

Прослеживая дальнейшую судьбу своих воспитанников из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, с удовлетворением отмечаю, что многие из них продолжают заниматься бисероплетением, совершенствуют техники, которым научились на моих занятиях, учатся новым приёмам в бисероплетении, приобретая соответствующую литературу.

Мною проводилась воспитательная работа с несовершеннолетними по дополнительным направлениям, необходимость в которых возникла после анализа диагностики индивидуального развития детей. Проанализировав свою педагогическую деятельность, поставила следующие воспитательные задачи (кроме целей и задач, предусмотренных Программами):

-формирование у детей культуры отношения к природе Родины;

-развитие произвольности психических процессов;

-формирование культуры взаимоотношений в коллективе, семье (поведенческие основы);

-приобщение воспитанников к гигиенической культуре; развитие навыков самообслуживания;

 -формирование познавательной активности и любознательности; повышение успеваемости школьников;

-формирование любви к труду и общественно-полезной деятельности;

- развитие творческих способностей;

-профилактика правонарушений, асоциального поведения;

-работа с родителями.

Воспитательная работа по формированию культуры отношения к природе Родины проходила по следующим разделам: природа России, экология, экологическая культура и приобщение к ней. Реализация этого направления в воспитательной работе осуществлялось посредством наблюдений за природой во время прогулок и экскурсий на природу и отображение наблюдений в искусстве (стихи, рисунки, панно из бисера). Проведены викторины «Экология и мы», «Мой край родной», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен», экологическое занятие «Свалка по имени Земля», «Зелёная аптека» и др.  С воспитанниками рассматривались способы общения человека с природой, животными, давались знания по природоохранным законам, Красной книге Костромской области. Проведено 6 конкурсов рисунков о родной природе, выпускались  стенгазеты: «Осень – золотая пора», «Зимушка-зима», «Весна - красна» и др.  Итоговая викторина по культуре отношения к природе Родины «Знай свой край»  показала хорошие знания воспитанников по данному направлению.

Развитие произвольности психических процессов  осуществлялось различными способами (например: задания на смекалку, логические задачи и др.). Развитие памяти, речи, внимания у воспитанников осуществлялось через подготовку к различным праздникам, заучивание стихотворений, текстов песен, участие в сценках и т.п., через индивидуальную работу с детьми, при выполнении домашних заданий. Благодаря проведённой работе по развитию психических процессов у школьников  улучшилась успеваемость по школьным предметам, память, внимание.  

Немаловажную роль в воспитании детей имеет формирование культуры взаимоотношений (поведенческих основ). Так как все дети живут  в большом коллективе, то  свою жизнь они должны (с помощью педагогов) организовать таким образом, чтобы ладить со сверстниками, уметь поддерживать дружеские отношения, не конфликтовать с взрослыми, уметь обходить «острые углы» в конфликтных ситуациях. Основа направления - эстетика и этика поведения  человека. С этой целью проведены: сюжетно-ролевые игры: «Приём гостей»,  «День рождения друга», «В школе», индивидуальные беседы с воспитанниками о культуре поведения, уроки Вежливости и Доброты, игра «Путешествие по планете Вежливость». Особенно удаются практикумы по культуре  общения, решение ситуационных  задач, в процессе которых дети сами находят правильное решение своего поведения в коллективе, семье. Проведенная работа по этому направлению дала  положительные результаты: дети научились правильно вести себя в общении, регулировать свои негативные эмоции, уважительно относиться к сотрудникам центра, обучились культуре поведения в общественных местах.

Одним из важных воспитательных моментов является приобщение к гигиенической культуре. По этому направлению работа ведется ежедневно. Проведены тематические занятия:  «Болезни грязных рук», «Гигиена и культура быта», «Профилактика гриппа», практикумы по привитию гигиенических навыков.  Как результат – воспитанники социально-реабилитационного центра получили необходимые навыки гигиенической культуры. Работа по формированию гигиенической культуры проводилась параллельно и на занятиях по программе «Формирование стремления к ЗОЖ». Есть один отрицательный момент в работе по данному направлению: детей, поступающих в центр повторно (за 3 года 8 детей), зачастую приходится вновь приучать к гигиене и чистоплотности. Причина этого скрывается скорее в том, что на детях отражается негативный пример их родителей. Воспитанникам центра в течение всего периода реабилитации прививались навыки самообслуживания. В процессе приобщения детей к самообслуживанию воспитанники получили навыки ручного труда, научились выполнять уборку комнат, дежурить по столовой, стирать, организовывать свой быт. С воспитанниками СРЦН проводилась работа по развитию детского творчества. Организовывались выступления детей на праздничных мероприятиях с номерами художественной самодеятельности, воспитанники  оформляли зал к праздникам. С целью развития детского творчества проводились конкурсы рисунков «Война глазами детей», «Моя любимая мамочка», «Праздник со слезами на глазах», конкурсы рисунков о природе родного края,  конкурсы чтецов, участие в КТД, кружковая работа. Развитие творческой фантазии детей проявилось в выполнении более совершенных работ из бисера, своем видении окружающего мира  в рисунках, умении самовыражения средствами театральной педагогики.

 Формирование познавательной активности и любознательности является основополагающим фактором в умственном развитии воспитанников. По этому направлению проведены: весёлая познавательная игра «На ошибках учатся», викторины «Экология и мы», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии от А до Я» и др.,  чтение познавательной литературы. Процесс формирования  любознательности осуществлялся на занятиях кружка «Бисероплетение», занятиях по программе «Формирование стремления к ЗОЖ», на которых воспитанники расширяют свой кругозор. У детей дошкольного возраста познавательная активность  формируется  на занятиях «ознакомление с окружающим» по программе детского сада,  где они познают мир, развивают речь. С окружающим миром дети также знакомятся на целевых прогулках, экскурсиях. Познавательная активность у дошкольников развивается также через сюжетно-ролевые, развивающие игры и занятия, ознакомление с детской художественной литературой. Прослеживая изменения в результатах диагностики индивидуального развития воспитанников, отчётливо видно  улучшение уровня  познавательной активности, что соответственно положительно сказывается и на их успеваемости в школе.

В течение реабилитационного периода воспитанникам прививалась любовь к труду, стремление участвовать в общественной деятельности. Проведены: 6 экскурсий на предприятия города, беседы о необходимости труда, операции «Чистый двор», «Тепло», «Уют», «Книжкин Доктор Айболит», субботники. Воспитанники центра под руководством педагога оказывали посильную помощь ветеранам войны, труженикам тыла, пожилым людям и инвалидам. Дети оказывают помощь в труде работникам центра, дежурят по столовой, прибираются в комнатах, ухаживают за животными в уголке природы, за комнатными растениями и т. д. Все воспитанники приобрели необходимые трудовые навыки, которые им пригодятся в самостоятельной жизни. К сожалению, асоциальная генетическая предрасположенность некоторых воспитанников реабилитационного центра сказывается на их нежелании трудиться, применять в дальнейшей жизни, прививаемые им трудовые навыки и умения. Возвращаясь из центра в свою семью, такие дети утрачивают приобретенные трудовые навыки. При повторном их помещении в центр работа по формированию трудолюбия начинается заново.

Воспитанникам СРЦН прививалась мысль, что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам школьникам оказывалась помощь: обучение приёмам рационального счёта, коррекция техники чтения и письма, обучение приёмам запоминания, а также ликвидация пробелов в знаниях. С педагогами школ, классными руководителями поддерживается тесное сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители ставят в известность воспитателя. Ежедневно проводится контроль посещаемости уроков детьми, проверяются дневники. Посещаются родительские собрания в школе.  За период 2009-11 уч.гг. прошедшие реабилитацию несовершеннолетние заканчивали учебный год, имея удовлетворительные оценки,  случаев дублирования учебной  программы воспитанниками не было.

В 2009-11 гг. велась работа с подростками по профилактике правонарушений и самовольных уходов из детского учреждения т.к. были случаи самовольных уходов несовершеннолетних из центра. В 2009  г.- 1 уход (2 детей), 2010 г. – 1 уход (1 подросток). И в 2009, и в 2010 гг. самовольно покидал центр один и тот же несовершеннолетний, имевший склонность к бродяжничеству. Воспитанники не смогли объяснить причину самовольного ухода.  В 2011 г. самовольных уходов детей из СРЦН не было.

Эффективность работы по предотвращению самовольных уходов несовершеннолетних из СРЦН

В 2009 г. в центр поступили 5 детей, уже состоявших на учёте в ПДН: 3 состояли на учёте в милиции за распитие спиртных напитков, 1 - за бродяжничество, 1 несовершеннолетний за воровство.  На начало  2010 г. количество детей,  поставленных на учёт в ПДН составило 4 человека: 1 – за бродяжничество, 1- воровство, 2 детей за употребление алкоголя. В 2010 г. администрация СРЦН обратилась в подразделение по делам несовершеннолетних с ходатайством  о снятии с учёта воспитанницы СРЦН (постановка на учёт в ПДН за воровство) в связи с исправлением её поведения. На конец 2010 г. число детей, состоящих на учёте в милиции составило 3 человека, 2 из которых остались на учёте  с предыдущего  года. В 2011 г. в СРЦН было 6 детей, состоящих на учете в ПДН, 5 из которых поступили в центр, уже будучи «учетными», одного несовершеннолетнего поставили на  учёт во время реабилитации в центре для несовершеннолетних.  В рамках реализации работы по этому направлению ведётся взаимодействие с сотрудниками ПДН, ГИБДД, которые приглашаются на собрания с воспитанниками центра, проводят с ними разъяснительную работу.  С «учётными» воспитанниками  проводились встречи с инспекторами ПДН, беседы по УК РФ, индивидуальная работа, привлечение к общественно-полезному труду, занятиям спортом, тренинги «Научись быть себе лучшим другом», «Как противостоять негативному влиянию сверстников». Огромное значение уделяется занятости детей в познавательно-досуговой деятельности кружка «Бисероплетение». По этому вопросу я выступила на заседании МО воспитателей с докладом «Занятость в дополнительном образовании как профилактика самовольных уходов несовершеннолетних». В 2010 г. при Учреждении создан Совет по профилактике правонарушений. Я, как член Совета профилактики, приняла участие в 5 заседаниях: «Права и обязанности воспитанников СРЦ», «Профилактическая работа с семьями воспитанников СРЦ», «Административная и уголовная ответственность за правонарушения», «Занятость воспитанников СРЦ, состоящих на внутреннем учёте», «Анализ эффективности работы по профилактике правонарушений за 2010 год». Эффективность работы Совета профилактики, занятость несовершеннолетними в познавательно-досуговой деятельности, занятиях спортом, трудом уменьшили число правонарушителей, прекратились самовольные уходы несовершеннолетних из центра.  В рамках плана Учреждения «О профилактике самовольных уходов несовершеннолетних» и перспективного плана работы реабилитационного центра, усилен контроль над детьми,  дети сопровождаются до места учёбы и обратно.

Эффективность работы по профилактике правонарушений

Работа с родителями и воспитательный процесс несовершеннолетних тесно взаимосвязаны. Невозможно дать ребёнку правильное воспитание, если он видит  отрицательный пример родителей.  Поэтому наряду с воспитательной работой несовершеннолетних проводится  просветительная и разъяснительная работа с   родителями. За 2009-11гг. мною проведено 237 бесед с родителями по вопросам воспитания детей, 105 консультаций по вопросам жизнеустройства, 206 консультаций по укреплению и сохранению здоровья их детей, викторина с родителями «Что нам нужно знать о здоровом образе жизни». Выпущены брошюры «Как несовершеннолетним противостоять негативному влиянию сверстников», «Повышение самооценки несовершеннолетних», «Защитим наших детей от наркотиков», «Цена мифа» (антинаркотическая пропаганда) и распространены среди 60 родителей воспитанников СРЦН и семей «группы риска». Приняла участие в  патронаже  16 семей, дети которых проходят  реабилитацию в СРЦН, совместно с представителями органов опеки и попечительства, КДН и ЗП.  Родители приглашались на открытые занятия и праздники. В рамках работы с родителями приняла участие в акциях: «Новая жизнь старым вещам», «Мамина ярмарка», организовывала чаепития детей и родителей с целью восстановления нарушенных семейных связей. Моя работа с родителями направлена, прежде всего, на исправление их асоциального поведения, повышение нравственности и ответственности за судьбу детей, оказание помощи в воспитании детей, возвращение ребёнка в полноценную кровную семью. В результате работы с родителями  в кровную семью возвращено: в  2009 г. – 47,  в 2010г. – 18 детей, в 2011 г. – 27 детей. В замещающие семьи устроены: в 2009 г.- 10 детей, в 2010 г.- 10 детей. В 2011 г.в замещающую семью был устроен 1 несовершеннолетний, т.к. остальные дети-сироты возвращены в кровные семьи в связи с восстановлением родителей в родительских правах.

           Эффективность работы по возврату детей в кровную семью за 2009-11 гг.

Важное значение в своей педагогической работе уделяю методической работе, самообразованию.  В течение 3 лет приняла участие в 74 заседаниях медико-психолого- педагогических консилиумов. Принимала активное участие в  9 заседаниях Социального совета: «Семья для ребёнка», «Организация летней оздоровительной деятельности», «Особенности поведения детей в кризисные периоды», «Профилактика девиантного материнства», «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений», «Анализ оздоровительной реабилитации», «Дети без семьи. Проблема социального сиротства», «Сохранение здоровья ребёнка», «Ребёнок из неблагополучной семьи. Как предотвратить отклонения в поведении».  Для повышения качества реабилитационной работы участвовала в  9 заседаниях Методического объединения воспитателей: «Развитие психических процессов у детей», «Развитие коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении», «Занятия с детьми дошкольного возраста, как одна из форм коррекционно-реабилитационной работы», «Особенности организации социально-психологической работы с подростками», «Технологии профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними», «Формирование социальных навыков у воспитанников СРЦН», «Воспитание увлечением: прикладной труд в реабилитационной работе», «Формирование активной нравственной позиции у детей с отклонениями в поведении», «Подготовка воспитанников СРЦН к дальнейшей самостоятельной жизни». Выступала с докладами: «Занятость в дополнительном образовании как профилактика самовольных уходов несовершеннолетних», «Развитие познавательных способностей детей» на заседаниях методического объединения воспитателей центра. К  социальным советам подготовила доклады по темам: «Развитие социальных навыков в условиях Социально-реабилитационного центра», «Подготовка воспитанников СРЦ к дальнейшей самостоятельной жизни», «Сохранение и укрепление здоровья детей  в  условиях СРЦ». С 2007 г. занимаюсь самообразованием по темам «Бисероплетение», «Здоровый образ жизни».  В течение 2009-11 уч.гг. мною проведено 9 открытых занятий и празднично-досуговых мероприятий.  Это – «Творческий отчёт»,  ежегодные традиционные праздники Здоровья (3 праздника), музыкально-литературная композиция «Поклонимся великим тем годам», занятие «Беда, которую несут наркотики», праздник «Цветок для мамы», праздник Урожая, новогодний праздник «Новый год в Простоквашино», который был освещён мною в газете «Нейские вести» от 29 января 2009 г.(статья прилагается). Разработан сценарий и проведено открытое занятие кружка «Бисероплетение» - «Фабрика новогодних игрушек».

Намечена стойкая положительная динамика в моей педагогической коррекционно-реабилитационной деятельности:  за весь период работы в должности воспитателя в данном учреждении(5 лет)  в мои смены не произошло ни одного случая самовольного ухода, правонарушений несовершеннолетними, не было случаев детского травматизма. Воспитанники, полностью прошедшие реабилитацию по программе «Формирование стремления к здоровому образу жизни» улучшают показатели своего физического здоровья, приобщены к занятиям спортом, курящие подростки бросили курить. Подростки, употреблявшие алкоголь, ПАВ до пребывания в СРЦН, отказались от этих вредных привычек. Дети увлекаются бисероплетением, участвуют в выставках работ прикладного искусства, общественно-полезной деятельности, выступают с номерами художественной самодеятельности на празднично-досуговых мероприятиях. Улучшилась успеваемость школьников, ликвидированы пробелы в знаниях.

Поставленные мною воспитательные задачи выполнены. Коррекционно-реабилитационная деятельность по разработанным мною программам и планам воспитательной работы будет продолжена.

Результаты анализа диагностического обследования детей показали, что существует необходимость  развития их интеллектуальных способностей и  коммуникативных навыков. Поэтому мною будет разработан план работы по развитию интеллектуальных способностей и  коммуникативных навыков воспитанников СРЦН.

Для себя я наметила перспективу дальнейшего развития: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов. Для дальнейшего совершенствования и развития необходимо прохождение курсов повышения квалификации. Накопленный богатый методический материал, опыт педагогической работы не позволяют останавливаться на достигнутом. Я  продолжу участие в «Мастер-классах» для вовлечения подрастающего поколения и взрослых в искусство бисероплетения.  Планирую  задействовать большее количество детей для участия в выставках работ прикладной направленности, областных творческих конкурсах.

За успехи в педагогической деятельности награждена грамотами: МОУ ДОД Дом детского творчества, благодарственным письмом Администрации города и района, почетной грамотой отдела образования г. Неи, благодарностью ОГУ «СРЦ для несовершеннолетних г. Неи и Нейского района», почётной грамотой Администрации г.Неи. 



Предварительный просмотр:

ОГУ «СРЦ для несовершеннолетних г. Неи и Нейского р-на»

Подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях СРЦ

(выступление  на социальном совете)

Воспитатель:

Силина О. С.

2010 год

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация  являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних.

В своей работе я работаю над формированием следующих социальных  знаний и навыков у своих воспитанников, которые им необходимы в самостоятельной жизни:

  1. Формирование навыков правильного поведения
  2. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
  3. Самообслуживание
  1. Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.
  2. Формирование санитарно-гигиенических навыков.
  3. Формирование коммуникативных навыков.
  4. Умение жить и работать по правилам (законам).
  5. Развитие познавательной сферы.

Формирование навыков правильного поведения осуществляется посредством уроков культуры поведения, занятий по эстетике, в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач.  Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат.

Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживающего труда происходит во время трудовых операций типа «Уют», «Книжкин доктор Айболит», во время трудовых поручений, а также во время выполнения  хозяйственно-бытовых поручений, когда дети прибираются в СРЦ, оказывают посильную помощь сотрудникам центра, ремонтируют свою одежду, стирают её и т.д.  Для реализации этих навыков в центре существует дежурство детей по комнатам, по столовой. В своей работе я часто практикую трудовые поручения для детей. За выполненное порученное дело воспитанник должен отчитаться перед всем детским коллективом, дети, в свою очередь выносят оценку за выполненный труд, что стимулирует ребёнка ответственнее относиться к труду.

Формирование санитарно-гигиенических навыков происходит во время проведения гигиенических процедур, на занятиях по направлению: «Формирование стремления к ЗОЖ», а также в индивидуальном порядке. Если при поступлении в СРЦ дети не имеют санитарных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации такие навыки сформированы у каждого воспитанника центра. Впоследствии  полученные детьми знания и умения по санитарной культуре  используются ими в дальнейшей самостоятельной жизни.

Одним из важных умений и навыков, необходимых воспитанникам СРЦ, на мой взгляд, является умение одеваться в соответствии с ситуацией, а также уметь оформлять помещение к празднику, уметь сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной воспитательной деятельности. Данный навык прививается детям во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий. По привитию данных навыков проводятся практические занятия, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться. Младшие школьники и дошкольники включаются в ролевые игры («Встреча гостей», «Чаепитие» и др.) на которых учатся приёму гостей.

Очень важно, чтобы ребенок научился играть по правилам и тогда в дальнейшей самостоятельной жизни он тоже научится жить по правилам (т.е. законам). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка, они придерживаются правил игры.

Чтобы подросток в дальнейшем развивался и совершенствовался, необходимо развитие у него познавательного интереса, любознательности. Эти качества помогут воспитанникам центра в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различных викторин(литературных, музыкальных и т.п.), во время познавательно-развлекательных игр («На ошибках учатся», «Экология и мы», «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Игра-путешествие по планете Вежливость» и др.).Познавательные навыки и речь развиваются на часах чтения, когда дети пересказывают прочитанное, дают характеристику героям, выносят нравственную оценку героям произведения, читают познавательную литературу.  На самоподготовке, когда дети выполняют домашнее задание, также развивается речь и познавательные навыки.

Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача воспитателя – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности непрерывно осуществляется в течение каждой рабочей смены: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых  заданий, при проведении праздников и мероприятий в центре, во время выездов в город для экскурсий, общении  со сверстниками и взрослыми и др.

Коррекционно-реабилитационная работа по развитию вышеперечисленных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, помогает жить и выживать  в  дальнейшей самостоятельной жизни.



Предварительный просмотр:

Государственное учреждение Костромской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

 г. Неи и Нейского района»

Развитие познавательных способностей у детей в условиях СРЦ

(доклад на соцсовете)

Воспитатель:

Силина О. С.

2009 год

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки к усвоению школьных предметов должно быть формирование у детей  качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др.

Формирование познавательной активности у детей – основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте посредством разнообразных игр, таких,  как сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, двигательные, наглядное моделирование. Не зря Ш. А. Амонашвили говорит: «Игра не есть способ извержения излишней энергии, а есть основная генеральная форма развития, форма свободного, спонтанного проявления потребности, которая заставляет ребёнка включаться в разные виды игр».

Развивающие игры в дошкольном возрасте  направлены на дальнейшее усвоение школьной программы. С помощью игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить и использовать полученные знания в различных условиях, а определение возможностей и эффективность реализации задач зависят от мастерства взрослого, от умения прийти на помощь, установить отношения сотрудничества с детьми. Если взрослый направит свои усилия на формирование у детей познавательных интересов, то им легче будет овладеть мыслительными операциями.

Прослеживается тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведёт к обогащению знаний. Педагог Н. Г. Морозова разработала структуру учебной деятельности, наиболее успешно влияющую на развитие познавательных способностей:

-возникновение в ходе деятельность недоумения и вопросов у самого ребёнка. Для этого подача      нового материала должна опираться на прежние представления детей, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;

-постановку и принятие ребёнком задачи для самостоятельного или совместного с педагогом решения, чтобы она становилась собственной задачей ребёнка и вызвала желание самостоятельно добиваться решения;

-организацию поиска решения  задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

-решение задачи, включающей в себя возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и более стойким.

По развитию познавательных способностей в условиях социально-реабилитационного центра перед педагогом ставятся следующие задачи:

-повышение учебной мотивации (развитие желания учиться, потребность в самопознании);

-преодоление педагогической запущенности (ликвидация пробелов в знаниях);

-развитие тонкой моторики;

-развитие грамотной устной и письменной речи;

-развитие общеучебных навыков;

-развитие произвольной сферы.

Для повышения учебной мотивации необходимо заинтересовать ребёнка в получении новых знаний, умений и навыков. Как показывают последние исследования педагогов, занимающихся данной проблемой  (например: А. П. Архипова, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова), роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

-интересы способствуют глубине и прочности знаний;

-развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся;

-существенно влияют на формирование личности ребёнка: определяют его активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;

-повышают его общий эмоциональный тонус, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности.

Каждый ребёнок должен уметь полученные им знания применять на практике, а также совершенствовать полученные навыки и умения. Задача педагога – объяснить ребёнку, что знания необходимы прежде всего ему самому, а не учителю или родителям.

Для повышения учебной мотивации целесообразно использование следующих форм работы с детьми: экскурсии на предприятия города, в краеведческие музеи, на природу, тематические викторины, литературные вечера, чтение детьми учебно-развивающей литературы, художественных изданий, чтения-обсуждения, проведение индивидуальных и групповых занятий по школьным дисциплинам, игры-путешествия, разгадывание сканвордов и кроссвордов, решение логических задач и др.

Для получения детьми прочных знаний воспитателю центра приходится ликвидировать пробелы в знаниях воспитанников, с которыми они поступили в центр. Пробелы в знаниях выявляются в основном во время подготовки детьми домашнего задания, а также во время проведения тематических викторин, литературных  вечеров и т. п. Для восстановления необходимых ребёнку знаний и ликвидации пробелов в знаниях, приходится дополнительно заниматься по пропущенным или неусвоенным темам; закреплять эти знания на практике.

У ряда детей, поступивших в социально-реабилитационный центр, недостаточно развиты техника чтения, письма и счёта. Поэтому существует необходимость в проведении индивидуальной работы по коррекции техники чтения и письма (чтение книг, проверка техники чтения на время, работа в прописи), обучение технике удобного и рационального счёта.

Наряду с этим осуществляется развитие речи у воспитанников, совершенствуются навыки грамотной устной и письменной речи. Возможно использование следующих форм работы с детьми по этой проблеме: познавательные игры, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного, игры-путешествия, чтения-обсуждения, запоминание словарных слов,  конкурсы скороговорщиков, заучивание чистоговорок, устные тематические сочинения, запись текста под диктовку и др.).

Одним из важных факторов в развитии познавательных способностей является развитие общеучебных навыков. Это может быть работа с текстом (определением его  стиля, деление на части и др.), словарём – для понимания смысла слова, умение правильно его написать, запоминание иностранных слов. Такая работа проводится в основном во время прочтения художественной литературы, подготовке к устным предметам на самоподготовке, на тематических викторинах. Одна из форм работы по развитию общеучебных навыков – запоминание детьми текста, которая используется как на подготовке домашнего задания, так и при подготовке детей к различным мероприятиям (заучивание текста, стихотворений).

Развитие произвольной сферы у детей происходит через развитие способности к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение сконцентрировать своё внимание и мышление на правильном выполнении заданий. Воспитатель в свою очередь, осуществляет систематический контроль за выполнением домашнего задания, возможен и самоконтроль детей (для «сильных» учеников).

Ребёнок, поступивший в социально-реабилитационный центр зачастую не способен выполнять простейшие трудовые операции, поделки. Поэтому задача педагога – развивать у таких детей мелкую моторику рук. Через осязание предметов, выполнение различных поделок своими руками дети познают мир. Они учатся приёмам работы с пластилином, тестопластике, вышиванию, искусству оригами, бисероплетению и др. Для дошкольников очень эффективным методом развития мелкой моторики рук являются пальчиковые упражнения со словесным сопровождением, массаж пальцев рук, рисование и раскрашивание рисунка, лепка из пластилина. Все эти формы работы можно использовать как на занятиях с дошкольниками, так и в свободной досуговой деятельности.

Кружковая работа также эффективно развивает познавательную активность воспитанников. Выполняя различные поделки своими руками, дети не только овладевают различными приёмами работы, но и получают новые знания (например: по вопросам экологии при работе с бросовым материалом, истории бисероплетения,  природе родного края при работе с природным материалом, истории появления бумаги и многом другом).

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Практика школ и исследования педагогов и психологов показали, что среди ряда причин негативного отношения к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие.

Большинство неуспевающих учеников составляет так называемые «интеллектуально-пассивные» дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина этому – несформировавшийся своевременно познавательный интерес.

Поэтому формирование познавательных интересов и его предпосылок, начиная с дошкольного возраста, - важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и познавательной деятельности, в которой проявляются и формируются интересы.



Предварительный просмотр:

ОГУ «СРЦ для несовершеннолетних г. Неи и Нейского района»

Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра

(доклад на соцсовете из опыта работы)

Воспитатель:

Силина О. С.

2009 год

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков. Поэтому формирование социальных навыков является основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних.

В своей работе я работаю над формированием следующих социальных навыков у своих воспитанников:

  1. Формирование навыков правильного поведения
  2. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
  3. Самообслуживание
  1. Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.
  2. Формирование санитарно-гигиенических навыков.
  3. Коммуникативные навыки.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Умение включаться в игровую деятельность.
  6. Развитие познавательной сферы.
  7. Развитие  речи.

Формирование навыков правильного поведения осуществляется посредством уроков культуры поведения, занятий по эстетике, в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач.  Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат.

Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживающего труда происходит во время трудовых операций типа «Уют», «Книжкин доктор Айболит», во время трудовых поручений, а также на хозяйственно-бытовых часах, во время которых дети прибираются в СРЦ, оказывают посильную помощь сотрудникам центра, ремонтируют свою одежду, стирают её и т.д.  Для реализации этих навыков в центре существует дежурство детей по комнатам, по столовой. В своей работе я часто практикую трудовые поручения для детей. За выполненное порученное дело воспитанник должен отчитаться перед всем детским коллективом, дети, в свою очередь выносят оценку за выполненный труд, что стимулирует ребёнка ответственнее относиться к труду.

Формирование санитарно-гигиенических навыков происходит во время проведения гигиенических процедур, на занятиях по направлению: «Формирование стремления к ЗОЖ», а также в индивидуальном порядке. Если при поступлении в СРЦ дети не имеют санитарных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации такие навыки сформированы у каждого воспитанника центра.

Одним из важных умений и навыков, необходимых воспитанникам СРЦ, на мой взгляд, является умение одеваться в соответствии с ситуацией, а также уметь оформлять помещение к празднику, уметь сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной воспитательной деятельности. Данный навык прививается детям во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий. По привитию данных навыков проводятся практические занятия, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться. Младшие школьники и дошкольники включаются в ролевые игры («Встреча гостей», «Чаепитие» и др.) на которых учатся приёму гостей. На кружковых занятиях воспитанники не только обучаются прикладному искусству, но и учатся культуре дарения подарков.

Развитие мелкой моторики происходит на кружке «Бисероплетение», во время пальчиковых упражнений с дошкольниками, при проведении конкурсов рисунков и плакатов, а также во время свободной игровой деятельности, когда дети играют в различные настольные игры(строительный конструктор, пазлы, мозаика и др).

Практически все дети, поступившие в центр, не умеют включаться в коллективную игровую деятельность. Поэтому я в своей работе прибегаю к таким формам привития  навыка игровой деятельности, как проведение спортивных эстафет, спортивные игры, коллективные игры (подвижные и настольные). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Развитие познавательной сферы и речи неотъемлемо связаны друг с другом. Отсутствие этих навыков наблюдается практически у каждого второго ребёнка, поступившего в СРЦ. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различных викторин(литературных, музыкальных и т.п.), во время познавательно-развлекательных игр («На ошибках учатся», «Экология и мы», «Все работы хороши – выбирай на вкус!» и др.).Познавательные навыки и речь развиваются на часах чтения, когда дети пересказывают прочитанное, дают характеристику героям, выносят нравственную оценку героям произведения. На самоподготовке, когда дети выполняют домашнее задание, также развивается речь и познавательные навыки.

Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача воспитателя – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности непрерывно осуществляется в течение каждой рабочей смены: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых  заданий, при проведении праздников и мероприятий в центре, во время выездов в город для экскурсий, общении  со сверстниками и взрослыми и др.

Коррекционно-реабилитационная работа по развитию вышеперечисленных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий.



Предварительный просмотр:

ОГУ «СРЦ для несовершеннолетних г. Неи и Нейского района»

ДОКЛАД НА МО ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Занятость в дополнительном образовании как профилактика самовольных уходов несовершеннолетних»

(из опыта работы)

Воспитатель:

Силина О. С.

2011 год  

        Проблема самовольных уходов из государственных образовательных учреждений, из социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних становится актуальной. В 1 квартале 2011 года зарегистрировано 18 уходов детей из социозащитных учреждений для несовершеннолетних Костромской области. Покинувшие самовольно реабилитационные центры дети – это подростки от 13 до 17 лет. По сравнению с 1 кварталом прошлого года, число самовольных уходов несовершеннолетних из социозащитных учреждений выросло в 4,5 раза. Наибольшую озабоченность вызывает факт, что растет количество самовольных уходов несовершеннолетних из социально-реабилитационных центров. Причин самовольного ухода детей великое множество. У каждого подростка - своя причина. В соответствии с Семейным кодексом РФ родители (или лица их заменяющие) несут ответственность за воспитание и развитие ребенка. В государственных учреждениях законными представителями несовершеннолетних выступает администрация, которая обязана заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих воспитанников. Как показывает практика основными причинами самовольных уходов детей из государственных учреждений являются отсутствие надлежащего контроля за их поведением, непринятие должных мер к организации их досуга и быта, что приводит к развитию склонности к бродяжничеству и совершению ими противоправных деяний. 

      Что касается же самовольного ухода детей из семей «группы риска», то здесь также основной причиной является неблагоприятные отношения в семье, безразличие и пренебрежение к личности ребенка. Зачастую родители, обращаясь в милицию, не знают ничего о личной жизни своего чада. Для них главное, что ребенок одет, обут и накормлен. А о чем подросток думает, с кем общается в свободное от учебы время, какие проблемы его тревожат - на эти вопросы родители  не могут дать конкретного ответа.

Самая распространенная причина самовольных уходов несовершеннолетних – отсутствие надлежащего контроля со стороны взрослых, отсутствие организации досуга детей.  В отношении родителей или лиц их заменяющих), чьи дети самовольно покидают дом (или детские учреждения), совершают противоправные действия предусмотрено уголовное наказание по статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», предусмотрены и административные наказания в виде штрафов.    

В 2009 году из ОГУ «СРЦ г. Неи и Нейского района» самовольно покинули учреждение 2 детей (Калин А., Голятин Д.). Причину самовольного ухода объяснить они не смогли. Оба ребёнка характеризуются как трудновоспитуемые, Калин А. отличался асоциальным поведением. Дети состояли на учёте в Нейском отделении ПДН за бродяжничество. В  начале 2010 г. из ОГУ «СРЦ г. Неи и Нейского района» самовольно ушел и был замечен в противоправных действиях Калин А. Причину своего ухода подросток снова не смог пояснить. В конце 2010 г. самовольных уходов из СРЦ не зарегистрировано.

Прослеживается  положительная динамика в работе педагогов центра, совета по профилактике правонарушений и безнадзорности при СРЦ, работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Огромное значение в профилактике самовольных уходов из центра занимает организация досуга детей а также занятость в дополнительном образовании несовершеннолетних.   

На базе СРЦ для несовершеннолетних я провожу работу по дополнительной разработанной мною образовательной программе «Бисероплетение».      Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Цель разработанной мною программы дополнительного образования:

формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия.

Задачи, поставленные для реализации данной программы:

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера и бусин;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;  прививать любознательность;

- развитие качеств, необходимых для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- обучение детей самостоятельному выполнению поделок из бисера по схемам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки обучающихся;

- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

На занятиях кружка формируется разносторонне развитая личность на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями в бисероплетении.

Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время  познавательно-досуговой  деятельности, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом в игровой форме.

Обучение рассчитано на 1 год. Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке, затем – изготовление объёмных игрушек на леске методом параллельного плетения, изготовления украшений для девочек. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами. Занятия проводятся 1-2  раза в неделю (выходной день). Продолжительность занятия – академический час. Занятия с младшими школьниками проводятся в игровой форме. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.

При возникновении стойкого интереса к бисероплетению у воспитанников проводятся дополнительные занятия в досуговое время по индивидуальному плану.

Проводится индивидуальная работа с каждым обучающимся по выполнению различных методов выполнения плетения. Пополняется багаж теоретических знаний в рукоделии.

Занятия проводятся в форме игры, в начале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по бисероплетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов низания бисера.

В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной педагогом  схеме.

Воспитанники  принимают участие в выставках, конкурсах. В конце обучения каждый обучающийся выполняет творческую итоговую работу.

Занятие проводится согласно темы в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части.

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с  бисером). Во время проведения практической работы используется музыкальный фон (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, водопада, пением птиц).  

Для проведения занятий по бисероплетению  собрана необходимая обучающая литература. Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера. Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера. Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске. Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др. Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера.

Разработаны инструкции по технике безопасности работы.

Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоёмкие работы. Дети старшего возраста выполняют более усложнённые работы, требующие большей усидчивости и внимательности при работе с бисером.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений

2 этап – расширение знаний и умений

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение        профессиональных работ.

Основные принципы программы:

  1. Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  2. Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  3. Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  4. Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  5. Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  6. Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
  7. Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.
  8. Инвариантность.

Дети с удовольствием занимаются на кружке, предпочитают заниматься бисероплетением и в свободное досуговое время. Заинтересованность детей этим видом прикладного творчества, желание им заниматься являются прекрасной профилактикой самовольных уходов и правонарушений среди подростков, т. к. изготовление поделок и сувениров из бисера занимают достаточно продолжительное время. В это время дети находятся под присмотром педагога, получают необходимые знания, умения и навыки в бисероплетении, развивают эстетический вкус, получают знания по экономике, себестоимости выполненной поделки, получают исторические справки, связанные с бисероплетением, приобретают такие черты характера, как усидчивость, аккуратность, целеустремленность. Поэтому занятость детей и подростков в дополнительном образовании является важным фактором в профилактике асоциального поведения. Необходимо как можно больше занимать детей в дополнительном образовании, занятиях спортом и трудом.        

(Выставка-демонстрация выполненных детьми работ из бисера).



Предварительный просмотр:

ОГУ «СРЦ для несовершеннолетних  г.Неи и Нейского района»

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра

(доклад на социальном  совете)

Подготовила:

                   воспитатель

 Силина О. С.

2010 год

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является одной из важнейших задач реабилитации несовершеннолетних в нашем учреждении. 

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в социально-реабилитационном центре, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения и т.п.).

 В работе по охране и укреплению здоровья воспитанников реабилитационного центра преследуются следующие цели и задачи:

-создание безопасной и здоровой среды (микроклимат, освещенность, удобная мебель, организация здорового и полноценного питания, пожарная безопасность, электробезопасность)

- психологическая поддержка воспитанников, профилактика девиантных форм поведения

-профилактика утомляемости, охрана зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата

-организация и проведение прогулок

-лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья

-проведение уроков здоровья, праздников Здоровья

-организация спортивных мероприятий

-формирование здорового образа жизни.

Дети, поступающие в Центр очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому первоочередная задача педагога СРЦ и всех его сотрудников дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельности. Для этого в Центре предусмотрены: удобная необходимая мебель, организация питания с учетом здоровья детей, хорошая  освещенность, соблюдение  температурного режима. Огромное значение уделяется пожарной безопасности детей, электробезопасности. С воспитанниками проводятся беседы по этим темам, противопожарные мероприятия, учения. Педагогами оформлены стенды по противопожарной безопасности.

Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах. Для этого в Центре с детьми проводятся занятия с психологом, анкетирование и тестирование детей на выявление уровня самооценки, тренинги по коррекции самооценки. В своей работе я часто использую обучению детей приемам снятия нервного напряжения, стрессов. Большим успехом у воспитанников пользуется релаксация под спокойную музыку с шумами природы, занятия творчеством (бисероплетение, рисование и т.п.). Огромное значение для психологического комфорта детей является участие в общественно-полезных делах, реализация творческих способностей в праздниках и мероприятиях Центра, участие в спортивных мероприятиях.

В процессе воспитательной коррекционно-реабилитационной работы ведётся профилактика утомляемости детей. Для этого любой вид деятельности, будь это выполнение домашнего задания, общественно-полезный труд, детское творчество, используется прием чередования труда с отдыхом. Предусмотрены физкультминутки при выполнении домашних заданий, гимнастика для отдыха глаз, пальчиковые упражнения для младших детей. Одной из важных задач в сохранении здоровья детей являются охрана зрения, опорно-двигательного аппарата. Результаты последней проведённой медицинской диспансеризации помещённых в СРЦ детей показали неутешительные результаты: многие из воспитанников имеют проблемы со зрением, у некоторых уже имеется нарушение осанки. Для формирования правильной осанки на занятиях по профильному направлению «Формирование стремления к здоровому образу жизни» дети учатся следить за осанкой, правильно сидеть за письменным столом, выполняют комплекс специально разработанных упражнений по коррекции осанки. Параллельно воспитанники получают необходимую медицинскую информацию о необходимости соблюдения правильной осанки на встречах с медицинским работником СРЦ. Огромное значение уделяется охране зрения: сотрудники Центра следят за освещенностью помещений. Во время подготовки к урокам, чтения художественной литературы  контролируется правильная посадка детей, расстояние от глаз до книги или тетради(=30см). Для снятия глазного напряжения во время чтения, самоподготовки, занятий детским творчеством предусмотрена гимнастика для глаз (5-10 мин). Медицинским работником СРЦ осуществляется  контроль за зрением детей, коррекция его с помощью очков, а также необходимое медикаментозное лечение.  

Сбалансированное регулирование отдельных элементов режима, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена в рамках суток, улучшает возможности реабилитационного процесса, делают педагогическое воздействие более устойчивым.
Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности воспитанников. Предусмотрены по режиму дня  2 прогулки в день: утром и вечером. На прогулке дети занимаются общественно-полезным трудом, наблюдают за явлениями природы, погодой, играют в подвижные игры. Таким образом прогулка носит не только развивающий и воспитательный характер, но и укрепляет здоровье детей, а также способствует сплочению детского коллектива, формированию дружелюбия.
Стало хорошей традицией в Центре проведение праздников Здоровья, которое начинается   с недели здоровья. В это время проводятся уроки здоровья, трудовые десанты «Чистый двор», конкурсы плакатов о здоровом образе жизни и распространении их на территории города, в образовательных учреждениях, проведение спортивных соревнований. На празднике Здоровья (апрель) дети читают стихи, исполняют песни о ЗОЖ, участвуют в сценках о вреде курения, других пагубных привычках,  отгадывают загадки. Заканчивается праздник спортивными соревнованиями с обязательным награждением победителей.

 Важным звеном в работе по сохранению и укреплению здоровья детей являются лечебно-профилактические мероприятия, такие, как закаливание (обтирание холодной водой, обливание ног прохладной водой), дыхательная гимнастика. К таким мероприятиям также относятся проветривание помещений, их гигиеническая уборка, в которой участвуют и сами дети. Профилактические занятия такие, как уроки здоровья: «Болезни грязных рук», «Профилактика гриппа», «Гигиена тела», «Культура и гигиена быта» и т. п. приносят положительные результаты – дети получают все необходимые санитарно-гигиенические навыки, медицинские знания  которые им нужны в жизни.  

Спортивные мероприятия, занятия в тренажерном зале,

способствуют развитию двигательной активности детей, развивают физические навыки и умения, укрепляют здоровье, прививают любовь к спорту. Занятие в тренажерном зале начинается с инструктажа по технике безопасности, сообщения целей и задач занятия, далее начинается разминка(5 мин). После этого разучивается определенный комплекс упражнений согласно задач и поставленных целей. По окончании занятия выполняются упражнения на расслабление мышц, восстановление дыхания. Обязательно подводится итог занятия: как активно дети занимались, как справились с нагрузкой. Для занятий в тренажерном зале обязателен медицинский допуск врача для каждого конкретного ребёнка. В Центре мною  ведется работа по профильному направлению «Формирование стремления к здоровому образу жизни», задачи которой состоят в следующем:

-получение детьми знаний о здоровом образе жизни,

-формирование навыков здорового образа жизни,

-сохранение и укрепление физического здоровья детей,

-формирование негативного отношения к вредным привычкам, отказ от применения ПАВ,

-совершенствование двигательных умений и навыков,

-воспитание потребности в здоровом образе жизни,

-приобщение к занятиям физической культурой,

-научить детей заботиться о своём здоровье, предупреждать болезни,

-повышение самооценки воспитанников.

В течение реабилитационного периода на занятиях по ЗОЖ  воспитанники получают все необходимые знания и умения по сохранению и укреплению своего здоровья. У несовершеннолетних формируется двигательная активность,  любовь к спорту, развивается негативное отношение к вредным привычкам, сознательный отказ от них, повышается самооценка воспитанников, что немаловажно для психологического комфорта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к аттестации (воспитатель)

Я постаралась в одной папке собрать материал, который нужен для аттестации (по блокам). Надеюсь кому то может пригодиться!!...

Материалы для аттестации заместителя директора по УВР

Здесь я представляю все те материалы, которые были подготовлены мною в период аттестации.Также представляю вопросы  своего теста с ответами (к сожалению  в нем нет всех вариантов ответов, а ...

Материалы промежуточной аттестации за 8 класс по курсу "Обществознание"

Экзаменационные билеты по курсу "Обществознание" за 8 класс....

Материалы к аттестации педагогических и руководящих работников

 Материалы к аттестации педагогических и руководящих работниковобразовательных учреждений автономного округа  октябрь,  2012 год...

МАТЕРИАЛЫ К АТТЕСТАЦИИ

ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ОПЫТ РАБОТЫ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В САТРШИХ КЛАССАХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (ЧАСТЬ В, С)...

Материалы к аттестации "Моё портфолио"

Портфолио- папка-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях учителя....