Главные вкладки

    Городской конкурс педагогического мастерства
    статья по теме

    Бондаренко Алевтина Васильевна

    В 2015г. являлась участницей городского конкурса педагогического мастерства. Конкурсная работа (фрагменты)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedmasterstvo_aprel.doc596.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наименование педагогического опыта:

    «Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе»

    Автор педагогического опыта

    учитель русского языка и литературы Бондаренко Алевтина Васильевна

    Тип и вид представляемого образовательного учреждения

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Когалыма, Ханты - Мансийского автономного округа- Югры ,Тюменской области.

    Этапы становления педагогического опыта:

    На первом этапе (2009-2010г.) мною был обобщён опыт по теме «Формирование познавательной активности учащихся в системе предпрофильной и профильной подготовки», который формировался на протяжении пяти лет работы. Проведённая рефлексия определила необходимость поиска новых условий и средств формирования познавательной активности школьников. Выделенные проблемы были соотнесены с основными направлениями модернизации школьного образования, определены цели и задачи. Разрабатывалась модель формирования познавательных и коммуникативных навыков учеников.

    На втором этапе (2011-2012г.) изучались возможности активизации учебно – познавательной деятельности школьников через различные формы организации внеурочной деятельности по предметам, цифровые образовательные ресурсы, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения в основной школе; проводилась работа по внедрению информационно - коммуникационной технологии в образовательную среду. Прошла очное повышение квалификации по теме «Развитие читательской компетентности школьников как условие повышения качества образования», дистанционный курс по теме « Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, его организация, система упражнений», принимала участие в работе городского лагеря « Интеллектуал».

    На третьем этапе (2013-2014г.) осуществлялась инновационная деятельность по внедрению в процесс обучения различных форм внеурочной деятельности. Начала применять в работе современные информационные технологии, цифровые предметно - методические материалы, представленные в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века». Прошла очное повышение квалификации по теме «Новые подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО» и участвовала в выездном оргодеятельном семинаре на тему « Методика реализации компетентностного подхода». Разработана авторская программа курса по выбору (9 класс) по теме « Практика делового письма»

    На четвертом этапе (2014-2015 г.) обобщались результаты педагогического опыта.

    Адрес педагогического опыта

    Результаты педагогического опыта адресуются учителям русского языка и литературы, учителям начальных классов и учителям - предметникам.

    1.Актуальность педагогического опыта

    Перед современной школой поставлена конкретная задача - формирование человека нового поколения и повышение его творческого потенциала. Каждый учитель должен понимать, что в настоящее время он не только обязан вооружать школьников необходимыми знаниями, но и воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к самопознанию. В связи с этим современные требования ФГОС направлены на повышение уровня активности ребят в учебно-познавательной и внеурочной деятельности.

    Сегодня уровень мотивации к обучению и повышение познавательной активности учащихся – одна из самых актуальных проблем современного образования. За время педагогической деятельности я не раз задавала себе вопросы: «Почему одни ученики особенно активны и заинтересованы в получении знаний на уроках и во внеурочное время, а другие — пассивны и равнодушны к обучению? Можно ли так организовать общеобразовательный процесс, чтобы максимально повысить интерес к учёбе и активизировать творческую деятельность ребят?»

    Актуальность данной темы выявила немаловажную проблему – как организовать внеурочную работу по русскому языку и литературе, какие формы проведения внеурочной работы предпочтительнее, как разнообразить деятельность ребят, чтобы привлечь к познанию нового. Таким образом, видно, что актуальным на данное время является сам факт повышения познавательной активности через внеурочную деятельность по предмету.

    2.Современные достижения в педагогике и методике по теме педагогического опыта

    Проблема развития познавательной активности школьников волновала многих психологов и великих педагогов в различные периоды становления и развития общества. Так, например, Д. Локк, Руссо Ж-Ж, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Макаренко считали, что познавательная активность является естественным стремлением учащихся к познанию мира.

    Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Цукерман Г.А.,. Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной активности ребят в процессе обучения.

    О том, что она играет немаловажную роль в становлении личности в своих трудах отмечали и известные лингвисты: Гальперин И.Р, Венгер А. Б, Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. и др.

    Познакомившись с трудами известных психологов и методистов и проанализировав методико – педагогическую литературу, посвященную вопросам внеурочной учебно-познавательной деятельности учеников, я отметила неоспоримые возможности формирования гуманистических отношений. Параллельно с общедидактическими принципами организации внеурочной работы по предмету отмечаются и следующие:

    - взаимосвязи внеурочной работы с уроками;

    - добровольное участие школьников во внеурочной работе;

    - самодеятельность учащихся;

    - занимательность в содержании и формах организации внеурочной работы;

    - равноправие при участии во внеурочной работе школьников разного уровня обученности. [http://si-sv.com/publ/14-1-0-1051]

    3.Новизна педагогического опыта

    В данной работе представлены разнообразные формы организации внеурочной работы по русскому языку и литературе, которые направлены на повышение познавательной активности школьников. Дело в том, что на сегодняшний момент выявилась проблема в урочном обучении – это однообразие форм проведения занятий, которое ведет к снижению мотивации школьников к саморазвитию. Выявление истоков возникновения данной проблемы побудило к поиску таких форм обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогут увидеть в ребёнке его индивидуальные способности. Конечно, это будет возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

     Одним из условий решения данной проблемы является внедрение в процесс обучения разнообразных внеурочных формы деятельности. Исходя из этого, мною внеурочная работа по предмету представлена как обязательное продолжение урока, которое является важнейшим звеном в общеобразовательной системе обучения. При разработке любого внеурочного занятия или мероприятия, каждому учителю необходимо чётко представлять определённое место в ней. Использование при этом современных педагогических технологий способствуют формированию компетентностных навыков. Приоритетным в организации внеурочной деятельности по предмету является то, как правильно организовать коллективную работу школьников, как заинтересовать и « разбудить» инициативу и творчество.

    4.Гипотеза: если во внеурочной деятельности по предмету использовать различные формы проведения, то это позволит успешно активизировать познавательную активность школьников, расширить их кругозор и обогатить внутренний мир.

    5.Целесообразность педагогического опыта

    Современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне формулируется так: «… государству нужен здоровый и свободный человек». К сожалению, в современном обществе существуют противоречия между тем, что требует от школьников жизнь, и тем, что дает школа. Дело в том, что в основе традиционного обучения лежит получение уже готовых знаний, а не формирование всесторонне развитой личности, социальной адаптации, а также не способствует гражданскому и общественному самоопределению ребят.

    Сегодня школа переживает серьезные преобразования. На смену традиционной методике пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС), требования которого направлены на компетентностностную модель выпускника – это выпускник, обладающий ключевыми общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах современной жизни.

    Исходя из этого, я считаю, что для успешного решения созревших на сегодняшний день вопросов обучения необходимо осуществлять четкое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, дифференциацию и координацию педагогического труда в едином общеобразовательном пространстве и социокультурной среде.

    В материалах стандарта второго поколения (ФГОС) большая роль отведена организации внеурочной деятельности учащихся, которая должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса, так как воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах личности и общества.

    В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной.

             Правильно организованная система внеурочной работы представляет собой определённую сферу, в условиях которой можно максимально развивать и формировать познавательные интересы и способности каждого учащегося, обеспечивающие воспитание свободной личности и её социализации [ http://sks.shatki.info/index].

    Изучив по данному вопросу нормативно - правовые документы и первоисточники ведущих специалистов, я поставила перед собой цель: обобщить основные формы внеурочной деятельности по предметам (русский язык, литература, МХК) и определить их педагогическую целесообразность для активизации познавательной деятельности школьников.

    Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

    - изучить и описать разнообразные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе;

    - апробировать их в среднем и старшем звене;

    - определить условия эффективности использования разнообразных форм внеурочной деятельности по предмету;

    -проанализировать результаты внеурочной деятельности по гуманитарным дисциплинам.

    Объект исследования: результаты апробации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как один из способов развития познавательной активности школьников.

    Предмет исследования: формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

    6.Описание опыта

    Внеурочная деятельность по предмету – это одна из составляющих школьного образовательного процесса, которая влияет на итог обучения и нравственное воспитание школьников. При этом основная задача учителя в общеобразовательном процессе - формировать творческую личность и готовить ее к творческой познавательной активности.

    Развитие творческой познавательной деятельности учащихся в большей мере зависит от использования различных форм и методов обучения, которые я использую на практике, как на уроках, так и во внеурочное время.

    Внеклассная работа по русскому языку и литературе мною проводится постоянно, в ходе которой ребята получают новые знания о языке, знакомятся с мировой и отечественной культурой, в том числе и с самобытной культурой нашего края, работают над культурой своей речи.

    Виды внеклассной работы по русскому языку разнообразны.

    Внеурочные формы организации работы можно выделить в две основные группы: постоянно действующие (элективные курсы, курсы по выборы, спецкурсы, клубы по интересам, кружки и др.) и эпизодические (предметные дистанционные олимпиады, конференции, диспуты, конкурсы, викторины, экскурсии и др.). Постоянно действующие формы внеурочной работы организовываются как система занятий. Эпизодические – как единичные эпизоды педагогического процесса. Рассмотрим некоторые из них.

    6.1.Постоянно действующие формы внеурочной деятельности (элективные курсы, курсы по выбору, спецкурсы)

    Работая на протяжении нескольких лет над проблемой формирования интереса учащихся к предметам гуманитарного профиля и развития их творческих способностей, убеждена в том, что в настоящее время учителю необходимо планомерно направлять свою педагогическую деятельность на повышение мотивации учащихся к обучению.

    Наиболее эффективно её можно повышать за счет прогрессивных образовательных методов и технологий, в том числе и через ведение элективных курсов, курсов по выбору и спецкурсов [http://nsportal.ru/bondarenko-alevtina-vasilevna]. Апробировав представленную мною систему работы по организации и содержанию спецкурсов, курсов по выбору и элективных курсов в системе предпрофильной и профильной подготовки, хотелось бы отметить, что многие учащиеся после посещения таких курсов продолжили обучение в классе социально - гуманитарного профиля, остальные, выбрав другие профили обучения, стали активными участниками проекта « Одарённые дети».

    В учебном процессе для выявления познавательных возможностей, способностей и круга интересов каждого ученика систематически провожу психолого – педагогическую диагностику детей через работу с психологом, анкетирование, наблюдение, беседы с учащимися и родителями, учителями - предметниками. Результаты диагностики, анкетирования, анализа уровня обученности и обучаемости школьников позволяют вносить изменения во внеурочную деятельность и организацию учебно – воспитательного процесса.

    Мною разработана и апробирована авторская программа курса по выбору по теме «Практика делового письма» для 9 класса. [http://nsportal.ru/bondarenko-alevtina-vasilevna]

            В работе по направлению духовно – нравственного воспитания для себя я выбрала, по моему мнению, наиболее действенный вариант. Как учитель русского языка и литературы, через систему спецкурсов и кружковой работы я работаю над формированием моральных качеств, таких как патриотизм, любовь к малой родине, гуманное отношение к окружающей природе, гордость за свою Отчизну через литературное краеведение. Мною разработана система спецкурсов по данному направлению (5-8 кл.), в основу которой положен методический принцип ситуативно - тематической представленности учебного материал, то есть соотнесение школьной программы по литературе под редакцией Г.И. Беленьного и краеведческих текстов. [http://nsportal.ru/bondarenko-alevtina-vasilevna]

             Считаю, что знакомство с самобытной культурой своего края необходимо как в познавательном, так и в воспитательном аспекте. Поэтому, изучая прошлое и настоящее своей малой родины, я способствую формированию у школьников активной жизненной позиции. В рамках туристско – краеведческого направления мною была составлена и апробирована программа кружковой работы «Мой край Югра».

            Вывод: предоставляя каждому ученику право искать себя в пространстве внеурочной деятельности, предлагая разноуровневые задания, применяя частично-поисковый, проблемный, исследовательский методы обучения, групповые и парные формы работы, добиваюсь хороших результатов во внеурочной деятельности школьников. Способствую развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, стараюсь создать условия для творчества.

    6.2.Эпизодические формы внеурочной деятельности (дистанционные предметные олимпиады, конференции, диспуты, конкурсы, викторины, экскурсии и др.).

            Формы эпизодического характера внеурочной работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

    6.2.1.Дистанционные олимпиады по предмету как один из способов повышения познавательной активности школьников

    Наш век – это век информационных технологий: интернет, сотовая связь, электронная почта и т.д. Современные подростки уже не представляют свою жизнь без компьютера, поэтому более осознанно воспринимают нужную и интересующую их информацию.

            Дистанционные олимпиады по предметам готовят учащихся к жизни в современных условиях конкуренции. Участвуя в них, ребята демонстрируют свои знания и навыки в области изучаемых дисциплин на расстоянии. Не секрет, что в каждом классе есть « одарённые» ребята и ученики с пониженной мотивацией обучения. Поэтому такая форма активизации познавательной активности особенно актуальна в наше время, так как в дистанционных олимпиадах могут пробовать «свои силы» каждый желающий, независимо от его уровня подготовки. Ещё одна из особенностей такого состязания то, что ребята могут работать как группами, так и индивидуально. Анализируя результаты олимпиад разного уровня, пришла к выводу, что при участии школьников в различных дистанционных олимпиадах формируется чувство собственного достоинства, возрастает уважение к самому себе.

    Такие олимпиады и конкурсы проводятся в сети интернет с 1997 года. На протяжении нескольких лет мои ученики являются активными участниками дистанционных олимпиадах и конкурсов по русскому языку (« Русский медвежонок», олимпиада по основам наук - Урфо, проект «Новый урок», проект «Инфоурок», конкурс «Дети Кирилла и Мефодия», организованный Центром Диагностики интеллекта «Кот Знаюн», олимпиада развивающего обучения), по литературе (литературная игра - конкурс «Пегас», олимпиада развивающего обучения, проект «Новый урок», проект «Инфоурок»). По результатам участники неоднократно являлись победителями и призерами данных олимпиад.

    Вывод: считаю, что систематическое участие школьников в дистанционных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах эффективно сказывается на формирование такой образовательной среды, в которой ученику интересно и комфортно. Победы на олимпиадах дают определенную мотивацию для дополнительных занятий по предметам, что, безусловно, ведёт к повышению познавательной активности школьников.

    6.2.2.Эпизодические формы проведения декады науки по русскому языку и литературе.

    При описании педагогического опыта по данному вопросу мною было проанализировано несколько комбинированных эпизодических форм внеурочной деятельности, которые могут быть использованы при проведении недели (дня) русского языка и литературы. Это обычно конкурсы, доклады, научно-практические конференции, викторины, лекции, беседы и много другого.

    При подготовке к проведению недели (дня) русского языка и литературы учитель должен понимать, что это не просто случайный набор мероприятий различной формы проведения. А это чётко продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующая цели развития творческих способностей детей, повышения познавательного интереса к предметам. Такой день можно назвать и днём творчества детей, своеобразным праздником. Проведение этого праздника (как и любого другого) должен имеет свой конкретный план, который предполагает охватить наибольшее количество учеников школы и увеличение их активности.

    Так проведение дня русского языка и литературы – давняя традиция в нашей школе, цель которого – вызвать живой интерес к данным предметам, способствовать проявлению и развитию творческих способностей учащихся.

    Программа проведения такой предметной декады разрабатывается совместно со всеми учителями ШМС русского языка и литературы, которая предлагает мероприятия, требующие предварительной подготовки.

    Из своего опыта работы могу сказать, что при подборе и подготовке к этому празднику необходимо обращать внимание на возрастные особенности школьников. Для повышения познавательной активности ребят я для 5-6 классов предложила бы проведение мероприятий развлекательного характера (викторины, конкурсы, беседы, выставки рисунков и т.д.), для 7-8 классов можно уже проводить ситуационные классные часы, готовить музыкальные композиции, этические беседы, виртуальные экскурсии и т.д.; для старших классов – тематические диспуты, конференции, предметные мастерские и т.д. Так мною были проведены следующие мероприятия: «Викторина по творчеству А. С. Грибоедова « Ба! Знакомые все лица!»(9кл), «Основателям русской азбуки посвящается»(10кл), круглый стол «Дорога к письменности»(8 кл), литературно-музыкальная композиция «Литературная мозаика», где в организации приняли участие победители и призеры городского конкурса чтецов (5- 11кл), кл.час « Расставим все точки над Ё»(5 кл). [http://literature.area7.ru/?m=5992]

    Вывод: считаю, что говоря о развитии познавательного интереса школьников к русскому языку и литературе во внеурочное время, нельзя не учитывать то, что интересует самих ребят. Взаимодействие учителя с учащимися должно быть построено таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись планомерным продолжением уроков, так как познавательный интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию своих знаний по русскому языку и литературе должен пробуждаться еще на уроках.

    7.Повышение познавательной активности школьников через взаимодействие с социумом

    Познавательная потребность в получении новых знаний успешно развивается у ребёнка в том случае, если учительская деятельность постоянно направлена на расширение его кругозора. Положительным воздействием на формирование разносторонне развитой личности является систематическая связь школьника с социумом: участие в социальных проектах, экскурсии на предприятия, знакомства с местными достопримечательностями и народной культурой, посещение выставок и т.д. Одна из форм внеурочной деятельности, которую активно применяю в своей практике – это взаимодействие с музеем [http://nsportal.ru/bondarenko-alevtina-vasilevna]. Используя различные формы работы в данном направлении, у учителя появляются больше возможностей для достижения положительных результатов в повышении интереса детей к учёбе. А так же они развивают у школьников эмоциональную отзывчивость, закладывают основы нравственного облика. Так несколько лет подряд учащиеся 5-7 классов принимали участие в конкурсах сочинений, организованных совместно с ОГИБДД ОМВД России по городу Когалыму. Есть победители и призёры. А также ребята 7- 8 классов являлись участниками социально – значимого проекта общественной организации «Первопроходцы Когалыма», предоставив на конкурс свои работы.

    Вывод: считаю недопустимым при организации внеурочной деятельности ограничиваться только рамками «стен школы». Ведь школьные годы - это наиболее активный период жизни ребят, когда происходит их интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. Уверена, что результат будет положительным лишь в том случае, когда ребенок будет являться активным участником современной жизни. Уделяя больше внимания связям с социумом, делает ребёнка более восприимчивым к окружающей красоте общества.

    8.Эффективность и результативность опыта

    8.1.Предметные результаты

    Система моей педагогической деятельности обеспечивает стабильные результаты обучения учащихся. Результаты независимых экспертов подтверждают рост как общей успеваемости, так и качества обученности.

    Позитивная динамика « качества знаний» учащихся

     

    Позитивная динамика общей успеваемости учащихся по русскому языку и литературе

            Вывод: результаты срезовых контрольных работ показывают, что общая успеваемость находится на допустимом уровне, качественная успеваемость находится на среднем и высоком (в зависимости от уровня подготовки класса). Уровень качественной успеваемости по итогам полугодия и года подтвердились результатами контрольных работ. Необходимые знания и умения сформированы.

    8.2.Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсов разного уровня

    Активность учащихся в конкурсах разного уровня

                    

    9.Воспроизводимость педагогического опыта (разработки совместно с другими педагогами)

    Сегодня для совершенствования форм развития познавательной активности школьников немаловажную роль играет информационно – образовательная среда. Широкие возможности для этого предоставляют сетевые проекты.

    В настоящее время являюсь активным участником группы "Чудеса искусства" Проектного инкубатора 2015.(http://goo.gl/We1bqY). Работаю (совместно с учителем русского языка и литературы нашей школы Акбулдиной З.А.) над разработкой всероссийского сетевого проекта по литературе «Тайны пушкинского лукоморья» (сайт на стартовую презентацию проекта - http://goo.gl/We1bqY). График проведения проектов http://goo.gl/YC4XHh (в соответствующих ячейках записан класс, название сетевого проекта, его план проведения с активной ссылкой на сайт). Ориентировочно наш проект включен в базу проектов выпускников Интел. МАОУ ДПО ИПК внес его в план на 2015-2016 учебный год (ноябрь – декабрь).

    10.Общие выводы

    Представленный педагогический опыт содержит описание и его анализ результатов по освоению, апробации и внедрению форм и методов формирования познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе. Из опыта работы видно, что в целом подготовка ребят к осознанному получению новых знаний по предметам предполагает существенное интегрирование уровня подготовки ребёнка и компетентностно - ориентированного содержания образования, а значит, и в принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между ними.

    Работая на протяжении нескольких лет над проблемой повышения интереса учащихся к предметам гуманитарного профиля, развития их творческих способностей, убеждена в том, что значительные педагогические условия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно повышать за счет прогрессивных образовательных методов и технологий, в том числе и через внеурочную деятельность.

     Считаю, что необходимым условием для создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является переход от теории к практической работе. Практика работы показывает, что грамотно продуманное содержание программ, правильная организация деятельности активизирует учебно - познавательную деятельность учащихся, позволяет добиться более высоких результатов обучения.

    Создание условий для приобретения первичного опыта выбора подростками не только содержания образования, но и преподавания, темпа и способа учебной деятельности, спектра используемых образовательных ресурсов, должно быть главной задачей при организации деятельности педагога.

    Считаю, что потенциал моей темы педагогического опыта не исчерпан. Работа в данном направлении будет продолжена на завершающей ступени общего образования учащихся.

    11.Библиография

    1.Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. – М.: Просвещение, 1990.

    2.Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 2002. - №1. – С.9-15.

    3.Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях//Поиск новых путей: Из опыта работы/Сост. С.Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.

    4.Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 2001. – 72 С.

    5.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н. Скаткина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 319 С.

    6.Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… - Минск, 2003.

    7.Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством//Поиск новых путей. – М.: Просвещение, 1989. – 246 С.

    8.Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-8 классов. – Калинин, 2001. – 78 С.

    9.Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе V-VI классы. – М.: Просвещение, 1999.

    10.Успенский М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Т. Когда закончились уроки. – СПб.: Просвещение, 2000.

    11.Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптационная модель (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы члена городского клуба профессионального мастерства "Лидер"

    План работы Гудковой М.И., члена городского клуба профессионального мастерства «Лидер»   на 2012-2013 учебный год СЕНТЯБРЬСоставление плана работы. ОКТЯБРЬ Подготовка и участ...

    Методическая разработка положения городского конкурса токарного мастерства

    Положение городского конкурса токарного мастерства среди учащихся 7 классов...

    Городской фестиваль педагогического мастерства

    11 марта 2016 года, в соответствии с приказом председателя комитета по образованию от 18.01.2016 года № 27,  в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского твор...