Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете. Тема "Личностное становление подростка"
    учебно-методический материал по теме

    Тулякова Марина Альбертовна

    Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в развитии человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения личности. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения требуют от педагога применения целого комплекс мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса. Материал содержит выступление и презентацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО –  Югры для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»

    «Личностное становление подростка».

    Подготовила: Тулякова М.А.

    воспитатель группы продленного дня

    г. Нижневартовск

    2012 год.

    1, 2 слайд

    Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в развитии человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения личности. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения требуют от педагога применения целого комплекс мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

    3 слайд

    В связи с этим методическое объединение воспитателей групп продленного дня  создали «Комплексную программу воспитания детей с нарушениями слуха», которая получила рецензию на кафедре общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

    Данная программа позволяет формировать личность воспитанника с нарушениями слуха, способной максимально реализовать свои потенциальные возможности: самостоятельной в процессе адаптации и интеграции в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, независящей от окружающих, способной самостоятельно обслуживать все свои жизненные потребности.  

     В частности, на возрастной ступени 5 – 8 классы, разделы программы: (на слайде)

    • Нравственная культура способствует формированию моральной активности через знание нравственных норм, воспитанию гуманных и патриотических чувств, морально – этических понятий и представлений.

    • Эстетическая и этическая культура направлена на воспитание правильного поведения в коллективе, формированию гостевого этикета, развитие культуры поведения в общественных местах и транспорте, знание правил приветствия при знакомстве.

    • Патриотические аспекты формируют систему ценностей и установок поведения подростка, помогают приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

    • Здоровьесбережение предусматривает формирование целостного понимания основ здорового образа жизни.

    • Профессиональная ориентация имеет своей целью подготовку к сознательному выбору профессии.

    4 слайд

    Мониторинг, разработанный так же воспитателями групп продленного дня,  позволяет отслеживать результативность воспитательного процесса. ( показ промежуточного результата воспитательного процесса 6 «А» класса – группы) .( на слайде)

    В этом учебном году предусмотрен комплекс мероприятий направленных на формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с культурой, обычаями, бытом разных народов. Наш класс представляет Украину. Мною запланирован цикл занятий, проходящий через все формы работы. Это и чтение украинских сказок, знакомство с традициями, обычаями, культурой страны, экскурсии в центр национальных культур.

    Каждое занятие, проводимое во второй половине дня имеет воспитательную задачу, но в цикле занятий по социально – бытовой ориентировке  предусмотрены специально направленные занятия, например: «Что такое вежливость?», «Культура внешнего вида», «От улыбки станет всем теплей», «Умей дружить» и т.д., они позволяю в непринужденной, не назидательной форме прививать детям жизненно важные ценности, которые позволят им жить в мире и согласии с собой и окружающими.

            5 слайд

    Со своими воспитанниками я работаю с первого класса . Многие наверное помнят, какими они были ранее, с какими проблемами сталкивались в процессе воспитания. В данное время, мои воспитанники, учащиеся 6 класса «А» находятся  на этапе подросткового периода  я учитываю это в своей работе. Работа по воспитанию учащихся класса – группы строится совместно с классным руководителем Ожгибесовой О.И.и психологом Аринчехиной О.В., вопросы воспитания и развития личности каждого учащегося обсуждаются, строится совместная тактика работы.

            Сейчас я познакомлю вас с новообразованиями данного возраста, и о том,  как я учитываю это в работе с детьми.

    6 слайд

    Чувство взрослости.

     Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

     В этот период действительно очень важно дать воспитанникам почувствовать ответственность за порученное дело, ответственность за свои поступки и действия. Стать для ребят другом и не оттолкнуть от себя давлением и назиданием. Поручая ребятам ответственные задания, к примеру: рисование газеты к праздникам, дежурство по столовой, привлечение к помощи друг другу и взрослым даю возможность испытывать чувство ответственности и соответственно своей значимости.

            Учащиеся нашего класса слабослышащие и поэтому имеют большие возможности в познании окружающего, оценке происходящего вокруг.

            Есть в классе две учащиеся, воспитываемые одним родителем, отцом. Все это учитываю при педагогическом воздействии.

    7 слайд

    Развитие самосознания, формирование идеала личности.

    Направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым.

            В конечном итоге у подростка должны быть сформированы: действенность его мировоззрения, морально  - нравственных идеалов, убеждений. Подросток должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своими мировоззрениями.

            В этом учебном году введена новая форма воспитательной работы с детьми ведение Портфолио. Ребята заполняют их самостоятельно,  хотелось привести некоторые примеры отношения к себе воспитанников нашего класса.( на слайде) Данные свидетельствуют о том, что у ребят сформирована достаточно адекватна самооценка, как положительная, так и отрицательная, к качествам своей личности.

    9 слайд

    Интерес к противоположному полу, половое созревание.

    В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре и т.д. Возникают романтические отношения. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

    В нашем классе – группе большинство составляют девочки и в связи с тем, что девочки в половом смысле созревают раньше,  чем мальчики, необходимость проведения бесед, общения имеет место. Есть дружеские отношения между ученицей нашего класса и учащегося 8 класса. Проводятся беседы об отношениях мальчиков и девочек, об изменениях в жизни девушки – подростка, о культуре внешнего вида. Так же проводится работа с родителями, в частности доверительной беседе о дружеских отношениях учащейся класса с мальчиком. Очень важно быть для детей другом, чтобы подростки не стеснялись обращаться с вопросами, которые не могут обсудить с родителями.

    10 слайд

    Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

    Подростковый возраст знаменателен еще тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечается повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление сделать что – то своими руками.

            Что касается профессиональной подготовки, то еженедельно проводятся занятия по профориентации учащихся, где в разнообразных формах ребята знакомятся с профессиями, как и где можно приобрести профессию, что такое зарплата и как можно ее заработать и т.д.

            Появляются устойчивые интересы, далеко идущие планы. Так, к примеру,  учащийся нашего класса показав первые достаточно высокие результаты в спорте, мечтает об участии в Олимпиаде, которая будет проходить в Сочи. Считаю, что стремление к мечте, работа над результатом своей деятельности – это и есть показатель зрелости  и стремления к самосовершенствованию.

    11 слайд

            Система коррекционных школ замыкает воспитанника в кругу школьного коллектива, поэтому задачей воспитания подростка с нарушениями слуха является интеграция его в общество. Немаловажное значение в решении этой задачи имеет межличностное общение в среде людей. Ранее мы сотрудничали с библиотекой и ребята имели возможность общаться со слышащими сверстниками, сейчас мы имеем возможность организации такого рода работы в сотрудничестве с Центром Детского и Юношеского Творчества, в котором мы посещаем кружок «Школа безопасности», где ребята учатся ориентироваться на местности, познают основы туристической деятельности и самое главное общаются с ребятами из других школ города.

    На фото туристический поход, где наши ребята на практике познакомились с умением разведения костра, ориентировании по карте, преодолению препятствий и самое главное помогали им в этом старшие ребята из другой общеобразовательной школы.

    12 слайд

    Подростковый возраст – период становления личности, который доставляет немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку. Стремительное физиологическое развитие, поиски собственного «Я», попытки индивидуализации и идентификации – вот далеко не полный перечень проблем, которые решает ребенок в подростковом возрасте. Каким будет будущее человека зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления. И мы, педагоги, целенаправленно создаем учащимся социально – педагогические условия формирования личности ребенка!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Личностное становление подростка 6 «А» класс – группа в оспитатель: Тулякова М.А.

    Слайд 2

    Понимать … Не назидать , а взаимодействовать… Заряжать эмоционально на деятельность…

    Слайд 3

    «Комплексная программа воспитания детей с нарушениями слуха» В частности, на возрастной ступени 5 – 8 классы, разделы программы: Нравственная культура способствует формированию моральной активности через знание нравственных норм, воспитанию гуманных и патриотических чувств, морально – этических понятий и представлений . Эстетическая и этическая культура направлена на воспитание правильного поведения в коллективе, формированию гостевого этикета, развитие культуры поведения в общественных местах и транспорте, знание правил приветствия при знакомстве . Патриотические аспекты формируют систему ценностей и установок поведения подростка, помогают приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Здоровьесбережение предусматривает формирование целостного понимания основ здорового образа жизни. Профессиональная ориентация имеет своей целью подготовку к сознательному выбору профессии.

    Слайд 4

    Уровень воспитанности учащихся 6 «А» класса – группы (начало года – промежуточная)

    Слайд 6

    Чувство взрослости Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

    Слайд 7

    Развитие самосознания, формирование идеала личности Направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым . В конечном итоге у подростка должны быть сформированы: действенность его мировоззрения, морально - нравственных идеалов, убеждений. Подросток должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своими мировоззрениями.

    Слайд 8

    Портфолио Что пишут о себе воспитанники. Мои достоинства : Добрый Внимательный, Веселый Аккуратный Скромный Общительная Веселая Трудолюбивая Мои недостатки : Ленивая Торопливая Вредная Ленивый Вспыльчивый Нерешительный Злая

    Слайд 9

    Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре и т.д. Возникают романтические отношения. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

    Слайд 10

    Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечается повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление сделать что – то своими руками.

    Слайд 11

    На базе отдыха «Обь» Туристический поход

    Слайд 12

    Подростковый возраст – период становления личности, который доставляет немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку. Стремительное физиологическое развитие, поиски собственного «Я», попытки индивидуализации и идентификации – вот далеко не полный перечень проблем, которые решает ребенок в подростковом возрасте. Каким будет будущее человека зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

    Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...

    Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

    Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

    Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

    Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

    Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

    Выступление на педагогическом совете  «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»...

    Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

    Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»

    В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....