Главные вкладки

    Проектный подход к наставничеству
    статья на тему

    Морозов Антон Юрьевич

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx31.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Липатова И.А., Морозов А.Ю., Туманенкова Е.А.

    Проектный подход к развитию системы наставничества в образовательном пространстве Центрального района Санкт-Петербурга

    Irina Lipatova, Anton Morozov, Ekaterina Tumanenkova

    Project approach to developing the coaching system in Saint-Petersburg Central District educational space

    Аннотация:

    В данной статье рассматриваются теоретические основы и практические пути решения наиболее распространенных проблем, связанных с организацией функциональной подсистемы педагогического наставничества в масштабах образовательной системы Центрального района Санкт-Петербурга при применении проектного подхода.

    Annotation:

    This article considers key theoretical issues and practical solutions of the most common problems related to organizing a project-based coaching subsystem in Saint-Petersburg Central District

    Ключевые слова:

    наставничество, молодые педагоги, начинающие педагоги, конкурсы педагогических достижений, развитие педагогического потенциала, социальная адаптация педагога, управление проектами

    Keywords:

    coaching, mentoring, young teachers, young educators, early career in education, teacher contest, educational potential development, social adaptation, project management

    Процесс социальной адаптации и профессионального становления молодого педагога является крайне актуальной и одной из наиболее изученных тем в современной российской педагогике и теории управления образовательными организациями. Этот интерес вызван значительными по силе воздействия социальными и педагогическими эффектами данного процесса. Первые месяцы и годы работы начинающего специалиста являются периодом времени, когда в новых условиях, условиях педагогической деятельности и профессионального общения, меняется формы и динамика изучения курса преподаваемого предмета, а также социализации вообще. Учитывая то, что речь идет о социализации педагога, становлении личности, имеющей определяющее организационное и общественное значение, технологии активного встраивания педагога в новую социальную среду, минимизации социально-психологического дискомфорта участников образовательного процесса, сохранения и развития профессиональных компетенций имеют непреходящую актуальность и представляют практический интерес для педагогов-наставников и руководителей образовательных организаций различного уровня. Кроме того, проведенные на районном уровне исследования выявили значительный отток молодых кадров из образовательной системы, а также достаточно медленный рост профессионального опыта. Формальные институты образования перестали быть главными источниками социально и профессионально значимой информации для молодых педагогов; стал совершенно очевиден тот факт, что лучше всего педагоги учатся друг у друга, в процессе совместной деятельности.

    Несмотря на высокую актуальность и глубину изученности темы, практическая реализациятрадиционной системы наставничества, основной организационной формы работы с молодыми педагогами в образовательных учреждениях Российской Федерации, далека от решения всего комплекса стоящих перед ней задач. Процесс становления педагога требует не только ювелирной, точечной работы старшего коллеги-наставника, совместной подготовки каждого нового урока, занятия или публичного выступления, но и постоянного повышения квалификации всех участников наставничества. Достаточно давно применяется системный подход к наставничеству, в рамках которого возможно выстраивание работоспособных практик управления профессиональным ростом (например, внутрикорпоративного повышения квалификации и парного наставничества). Однако ключевые проблемы традиционных моделей, даже системных, легко определимы. В связи с высокими темпами обновления знаний и ростом социальной неоднородности, опыт наставников перестал быть гарантией педагогического эффекта в отношении начинающего педагога. Эта проблема усугубляется неосознанной некомпетентностью молодых педагогов и наставников.Речь идет о наборе психологических и профессиональных штампов,разрушающих связь в традиционной модели взаимодействия наставника и молодого педагога и делающих её формальной, неэффективной. Проблема неосознанной некомпетентностине позволяет субъектам наставничества выйти за рамки традиционной образовательной парадигмы («учитель учит ученика») и функционировать в рамках новой парадигмы («учитель и ученик учатся учиться»).

    Богатый материал для продолжения планирования целостной системы наставничества дает метод абстрагирования, позволяющий по-другому расставить приоритеты и разрушить ряд стереотипов. Если рассматривать образование как спорт, а управление коллективом – как функцию и творчество тренера, на первый план выходят распределение ролей, сплоченность команды, достижимость и измеримость результатов, регулярные тренировки с учетом индивидуальных когнитивных особенностей, выявление индивидуальных затруднений и подавление сопротивления переменам. Если рассматривать образование как академию, научный институт, на первый план выйдет переход от фиксации, наблюдения и эксперимента к постановке проблем, выдвижению гипотез и построению теорий. Если рассматривать образование как искусство, творческую мастерскую, придется иметь дело с признанием уникальности и неповторимости каждого творца, свободы образа, мысли и слова, выбора средств и аудитории.

    Рассмотрим также подходы, реализуемые в системах наставничества за пределами системы образования, новые или нетрадиционные для последней. По отношению к наставнику употребляются термины«ментор» (более личное и назидательное понимание термина наставник), «тьютор» (ведущий индивидуальной образовательной программы), «эдвайзер» (советник по определенному направлению), «фасилитатор» (человек – связующее звено, обеспечивающий коммуникацию). Чаще всего употребляется термин «коуч», человек, который помогает работать более эффективно, буквально – помогает научиться учиться. Что объединяет эти подходы? В традиционной парадигме наставничество воспринимается как функция, должностная обязанность. Для создания системы наставничества, способной изменяться вместе с образовательной парадигмой и обществом, предлагается рассматривать наставничество не как функцию, а как проект или систему проектов, проектную деятельность – совместную, групповую, масштабируемую и постоянно изменяющуюся. В настоящее время потребность в наставнике выявляется не только у молодых педагогов, но и у педагогов со стажем. Более того, при разработке перспективных систем наставничества должен быть принять факт, что молодой педагог может быть (и часто неформально является) наставником педагогов со стажем. Исследования показывают, что молодые педагоги лучше владеют информационными технологиями – геймификации, дополненной реальности, различными видами инженерной деятельности; лучше владеют педагогическими технологиями, больше путешествуют, усваивают больший объем информации, учатся легче, активнее и быстрее. Молодой педагог может быть наставником педагога со стажем или даже группы таких педагогов (представим ситуацию, когда в учреждении нет молодых специалистов – в этом случае член Совета молодых педагогов района может быть наставником для целого коллектива), точно также группа молодых или опытных педагогов может наставлять одного педагога, например, при подготовке к профессиональному конкурсу.

    Объективной основой для смены управленческой и методической парадигмы стала необходимость организации комфортной среды непрерывного повышения профессиональной компетентности, социальной активности и здоровьесбережения молодого педагога в условиях внедрения профессионального стандарта. Впервые в масштабах района была поставлена задача системного и целенаправленного сопровождения молодых педагогов с учетом индивидуальных образовательных и личностных потребностей с целью максимально быстрого и эффективного реагирования на их обновление. Кроме того, особый акцент был сделан в отношении развития гражданской и социальной активности молодых педагогов, которые переходят от периодического пассивного участия в мероприятиях к участию постоянному и активному, получая возможность как самостоятельно планировать свое собственное развитие, так и передавать свой опыт другим молодым педагогам. Реализация кросс-организационных проектов с участием молодых педагогов позволяет сократить отток молодых педагогических кадров, а также создает условия для разработки эффективной системы оценки качества образовательной деятельности молодых педагогов[2].

    В основе проектного подхода к организации системы наставничества лежит идея о том, что профессиональное и личностное становление молодого педагога происходит не только в процессе профессиональной деятельности и традиционных форм повышения квалификации, но и в процессе решения социально значимых задач. Таким образом, основной целью методической службы любого уровня, решающей вопросы профессионального развития и социальной адаптации молодых и начинающих педагогов, становится формирование целостной системы сопровождения процесса профессионально-личностного становления молодых педагогов.На уровне Центрального района Санкт-Петербурга для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи, каждая из которых легла в основу соответствующего проекта:

    • изучение возможностей применения опыта молодежного добровольческого и волонтерского движения в организации системы мероприятий, направленных на профессиональный и личностный рост молодых педагогов;
    • формирование системы профессиональных конкурсов, направленных на профессиональный и личностный рост молодых педагогов;
    • привлечение молодых педагогов образовательной системы к участию в социально значимой деятельности, формирование положительного опыта решения социально значимых задач;
    • совершенствование и развитие системы государственно-общественного управления образованием, создание молодежного актива, способного к самостоятельному планированию и оценке образовательного прогресса и деятельности;
    • выстраивание и развитие среды формального и неформального профессионального общения молодых педагогов;
    • развитие горизонтальной карьеры молодого педагога, расширение круга социальных ролей педагогов района;
    • повышение эффективности взаимодействия в рамках системы социального партнерства;
    • разработка методических рекомендаций по развитию социальной активности молодых педагогов.

    Дальнейшая проектная работа была выстроена с учетом того, что педагогическое взаимодействие и сообразование наиболее эффективны, если молодой педагог обладает развитым множественным интеллектом. 1.Стратегический интеллект позволяет осознавать тренды развития образования и соотносить эти тренды с перспективами развития собственного человеческого капитала. Для развития именно этого вида интеллекта в Центральном районе ежегодно проводится городская педагогическая конференция «Созвездие молодых», тематика которой соответствует ключевым трендам развития российского образования, среди её тем последних лет – внедрение профессионального стандарта и национальная система учительского роста. Конференция проводится ежегодно с 2013 года в целях создания условий для профессионального роста молодых специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Одной из важнейших задач, успешному решению которых способствует реализация данного проекта, являются обеспечение диалога поколений педагогических кадров района и города, который является залогом сохранения традиций петербургского образования и динамичной интеграции в образовательный процесс передовых педагогических технологий. Кроме того, конференция призвана привлечь молодых педагогов к активной творческой работе в рамках развития образовательных систем различного уровня – разработке инновационных образовательных продуктов и технологий, организации методических мероприятий, конкурсному движению, государственно-общественному управлению образованием. Выступление в рамках молодежной конференции для многих педагогов является важным опытом совершенствования профессиональных навыков научной работы, апробации положений дипломных работ и диссертаций, публичного выступления, педагогической дискуссии, презентации и диссеминации педагогического опыта. В качестве важного фактора социализации молодого специалиста рассматривается особая атмосфера доверия и сотрудничества, ставшая для конференции традиционной. Поскольку подавляющее большинство участников находится в начале профессионального пути, работа конференции проходит не в форме теоретических диспутов или представления результатов многолетней практической работы, а в форме совместного творчества. Первая конференция прошла в 2013 году, и в ней приняли участие 87 молодых педагогов из образовательных учреждений 5 районов города; шестая конференция, состоявшаяся в 2018 году, собрала 230 молодых педагогов 14 районов Санкт-Петербурга. Конференция является традиционной площадкой для апробации новых форм работы с молодыми педагогами: в 2017 году в рамках конференции прошли мероприятия Герценовской педагогической олимпиады, в 2017 и 2018 году – педагогический квест молодых педагогов.

    2.Культурный интеллект – способность воспринимать как опыт, традиции, так и инновации. Настоящим открытием для молодых педагогов района стало участие в работе Педагогической лаборатории Большого драматического театра имени Товстоногова. Уникальный образовательный проект был организован ИМЦ Центрального района совместно с БДТ. В 2017/2018 учебном году лаборатория проходила в новом формате сессий с погружением, которые проходили в дни школьных каникул. Важный результат таких занятий – образование профессионального сообщества учителей, которые могут уже за пределами лаборатории продолжать развиваться в направлении театральной педагогики. Педагогическая лаборатория» сосредоточена на том, чтобы каждый из учителей окунулся в театральные практики и методики с целью почувствовать себя создателем, а не исполнителем. Ежегодно лаборатория проводит итоговые занятия в виде большого театрального представления, в котором учителя предстают как актеры, драматурги и режиссеры. В Педагогической лаборатории БДТ преподают ведущие актеры, режиссеры и драматурги БДТ, в числе которых Александр Демахин, Яна Тумина, Борис Павлович, Мария Колосова, Наташа Боренко и многие другие.

    Второй проект, направленный на развитие культурного интеллекта – команда КВН молодых педагогов Центрального района, которая уже в течение трех лет является победителем городского чемпионата, а ткже победителем городского турнира команд классных руководителей. Участники команды встретились на конкурсах педагогических достижений, семинарах и конференциях.

    3.Предпринимательский интеллект – продвижение новых идей, риск, умение учиться на ошибках. Одним из самых ярких летних впечатлений для многих молодых педагогов является Летняя археологическая школа, которая проводится с 2003 года, при поддержке Ленинградского областного отделения РГО и Правительства Ленинградской области. Ежегодно более 10 молодых педагогов и более 30 обучающихся учащиеся в течение нескольких летних недель принимают участие в настоящих раскопках на территории Новгородской, Псковской и Ленинградских областей, живут жизнью ученых, исследователей и путешественников. В 2018 году школа была отмечена благодарностью Ленинградского областного отделения Русского географического общества как один из лучших проектов общества 2017 года.

    4. Ключевым для развития самооценки и саморазвития является рефлексивный интеллект, способность к самостоятельной коррекции своей педагогической деятельности, умения взглянуть на себя со стороны. Такую возможность молодым педагогам может предоставить участие в конкурсах педагогических достижений. В 2012-2013 году в Центральном районе проводился один районный конкурс, в 2017-2018 – 14, по самым разным направлениям педагогической деятельности. Ежегодно во всероссийских конкурсах принимают участие более 50 педагогов, более 120 – в городских, до 400 – в районных. Самая популярная номинация районного конкурса последних лет – «Педагогические надежды» (до 33 участников).

    5. Эвристический интеллект – способность принимать верные решения в сложных ситуациях, аккумулировать когнитивные способности. Данный интеллект может быть развит в процессе разработки и участия в педагогических квестах, интерактивных занятиях, которые призваны создать комфортную среду общения, стимулировать профессиональный интерес, актуализировать собственные знания[1]. Педагогический квест стал традиционной формой профессионального взаимодействия молодых педагогов; уже два квеста были проведены силами Совета молодых педагогов Центрального района, члены которого принимали участие в первых квестах. Квест, подготовленный молодыми педагогами Центрального района для участников Герценовской олимпиады 2018 года, прошли более 100 молодых педагогов Санкт-Петербурга. В январе 2018 года прошел первый квест для молодых сотрудников дошкольных образовательных учреждений Центрального района.

    7. Педагогический интеллект – способность учиться, учиться постоянно. Сетевое сообщество помогает сократить период профессиональной адаптации молодого учителя, также помогает администрации школ организовать работу для адаптации молодого учителя в коллективе, оказать методическую помощь в выработке своей системы преподавания, формировании индивидуального стиля творческой деятельности[3]. Сетевое сообщество позволяет организовать профессиональное общение и обмен опытом, обеспечить методическое консультирование, решить многие профессиональные вопросы. В Центральном районе функционируют 12 сетевых сообществ, объединяющих молодых педагогов вокруг самых разных тем – от внедрения ФГОС до информатизации образования.

    Важно сделать так, чтобы молодые педагоги получали от повседневной деятельности удовольствие, могли видеть сильную сторону своей работы: бесконечное пространство для личностного роста и профессионального творчества. В качестве ключевого органа проектного и общественного управления в 2017 году был учрежден Совет молодых педагогов, имеющий наглядную возможность донести эту мысль до молодых педагогов. Продолжает работу студия «Наставничество», постоянно действующий семинар молодых педагогов.

    Таким образом, вовлечение широкого круга молодых педагогов в качестве участников данных мероприятий становится возможным за счет:

    • разнообразия направлений, форм и технологий работы;
    • широкомасштабного информирования педагогической общественности,
    • мотивации руководства образовательных учреждений;
    • демократичной атмосфере, отсутствии входных требований в большинстве проектов;
    • широком участии в принятии решений и организации самих педагогов;
    • проектному подходу к проведению комплекса мероприятий на уровне района.

    Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что реализация проектного подхода в организации системы наставничества на уровне района позволяет укрепить социальные связи внутри группы молодых педагогов, повысить уровеньсамосознания и престижа профессии, сформировать устойчивые и социально одобряемые неформальныегрупповые нормы (профессионально-этические, традиционные, моральные) и образцы социального поведения. Выстроенное с учетом предлагаемого подхода сообщество молодых педагогов способно к самоорганизации и самообразованию.

    ___________________________

    1. Загривная Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. / Т.А. Загривная. – СПб: РГБ, 2006.

    1. Липатова И.А. Взаимодействие в профессиональных педагогических сообществах // Молодой ученый: научный поиск решения педагогических проблем. СПб: СПбАППО, 2015.
    2. Липатова И.А. Организация контроля и регуляции деятельности сетевых методических сообществ // Инновации в образовании. 2013/ Вып. 5.

    Сведения об авторах:

    Липатова Ирина Альбертовна, директор ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга

    Морозов Антон Юрьевич, методист ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга

    Туманенкова Екатерина Алексеевна, методист ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург, Невский пр., д. 154,

    Тел. (812) 717-04-72, imc@center-edu.spb.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово

    Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...

    Проектный подход в работе с одаренными детьми

    Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...

    Проектный подход в работе с одаренными детьми

    Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...

    Презентация.Интеграция проблемного и проектного подходов в обучении английскому языку.

    Проблемный и проектный подход в обучении способствует реализации личностно-ориентированного обучения, лежащего в основе ФГОС, интеграция которых выступает основой формирования иноязычной компетенции о...

    Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

    Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...

    Применение проектного подхода в управлении системой образования на муниципальном и школьном уровнях

    Современная муниципальная образовательная система становится все более сложной, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Одновременно с эти...

    НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

    Данный проект направлен на формирование патриотизма и культуры в межнациональных отношениях, имеющих огромное значение в современном обществе. Используя деятельностный образовательный компонент, учащи...