Главные вкладки

    Программа выявления и развития способностей обучающихся
    учебно-методический материал

    Гончарова Елена Ивановна

    Проблема выявления и развития способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы – преподаватели - должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа выявления и развития способностей обучающихся

    Гончаровой Елены Ивановны

    учителя истории и обществознания

    Пояснительная записка

    Возраст детей, на которых рассчитана программа-12-15 лет.

    Срок реализации программы-3 года.

    Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества школьников.

    Проблема выявления и развития способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы – преподаватели - должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

    Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей

    Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

    Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предметы «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

    Основные задачи:

    1. Понимание важности изучения истории, обществознания в современном мире.

    1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории,

    развитие самостоятельности.

    3. Выявление и поддержка  интересующихся историей обучающихся;

    4. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

    5. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей

    6.Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

     7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

    Условия успешной работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся:

    • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
    • учитель должен обладать определенными качествами: должен быть увлечен своим делом, быть профессионально-грамотным, проводником передовых педагогических технологий;
    • быть воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
    • верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, готов нести ответственность за принимаемые решения,
    • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
    • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

    Этапы реализации программы:

    1.2015/2016 учебный год – проектировочный.

    Цель:

    Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей по истории и обществознанию.

    Задачи:

    • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
    • Выявление обучающихся, способных к творческому развитию, разработка программы
    • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

    2.2016/2017 учебный год – экспериментальный

    Цель:

    апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности

    Задачи:

    • Диагностика склонностей учащихся.
    • Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
    • Адаптация учебных программ, элективных курсов.

    3.2017/2018 учебный год – переход в режим функционирования

    Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по предмету «история, обществознание» в режим функционирования.

    Задачи:

    • Анализ итогов реализации программы.
    • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
    • Коррекция затруднений педагога в реализации программы.
    • Обобщение результатов работы по программе
    • Повышение квалификации педагога.

    Ожидаемые результаты

    • Формирование системы работы по развитию творческих способностей обучающихся
    • Творческая самореализация выпускника школы.
    • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
    • Данная программа позволит сформировать систему работы и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся с учётом индивидуального и дифференцированного подхода. Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

    Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

    по истории и обществознанию

    Учет индивидуальных возможностей учащихся.

    Повышение степени самостоятельности учащихся.

    Расширение познавательных возможностей учащихся.

    Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

    Ученическая конференция

    • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
    • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
    • Формирование информационной культуры учащихся.

    Предметная неделя (декада)

    • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
    • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
    • Развитие творческих способностей учащихся.

    Формы работы с учащимися по развитию интеллектуальных и  творческих способностей по истории и обществознанию:

    Работа с обучающимися ведется по нескольким направлениям:
    1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
             То, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
     Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
             1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.
            2. Выделение «одаренных» детей в каждом классном коллективе.
             3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

    4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
               В своей практике я обычно использую:

    1.  Различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для детей, более способных к творческой деятельности, специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

    2. Метод проектов.

    Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность , расширять их знания по предмету.  Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация.

    3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам).

    Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.
    Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории и обществознанию в 9 классе, оказываю им консультативную помощь.

    Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.

    1. Информационно-коммуникационные технологии:

    Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
    Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории.

    2. Проблемное обучение:

    Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.  В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
    Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее. Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, необходимо быть уверенным, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

    Педагогические методики: Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

     Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

    Методы и способы выявления способностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов.

    Диагностический инструментарий:

    1. Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории и обществознания.
    2. Методика Н.П. Капустиной «Определение уровня воспитанности обучающихся».
    3. Тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра.
    4. Тесты Торренса.


    По результатам проведенных мониторингов были выявлены следующие интеллектуальные и творческие способности:

    Уч.год/

    класс

    2015-16 уч. год

    2016-17 уч. год

    2017-18 уч. год

    диагностика

    способностей:

    первичная

    итоговая

    первичная

    итоговая

    первичная

    итоговая

    к научной (интеллектуальной) деятельности

    В-13%

    С-65%

    Н-22%

    В-19%

    С-65%

    Н-16%

    В-19%

    С-65%

    Н-16%

    В-24%

    С-64%

    Н-12%

    В-24%

    С-64%

    Н-12%

    В-29%

    С-63%

    Н-8%

    к творческой деятельности

    В-10%

      С-69%

    Н-21%

    В-15%

    С-67%

    Н-18%

    В-15%

    С-67%

    Н-18%

    В-21%

    С-67%

    Н-12%

    В-21%

    С-67%

    Н-12%

    В-29%

    С-65%

    Н-6%

    В – высокий уровень

    С – средний уровень

    Н – низкий уровень

    Литература

    1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.

    2. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.

    4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание. 1991.

    5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО. 2006.
    6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
    7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика. 1971.

    8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.

    1.http://pedsovet.su/ 
                   2.
    http://festival.1september.ru/ 
                   3.
    http://it-n.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Выявление и развитие способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализация на уроках физической культуры»

    Программам по выявлению и  развитию способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализации предусматривает создание благоприятных условий для развития обучающихся, по...

    Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности"

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются ...

    Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

    Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

    Программа выявления и развития способностей обучающихся

    Программа выявления и развития способностей обучающихся...

    Программа выявления и развития способностей обучающихся

    Программа выявления и развития способностей обучающихся...

    Программа "Выявление и развитие способностей обучающихся"

    Программа "Выявление и развитие способностей обучающихся"...