Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».
методическая разработка

Степанова Татьяна Анатольевна

Методическая разработка

 «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

2017г.

Формирование навыка письма в коррекционной школе - одна из основных задач при обучении русскому языку. Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и проведение эффективной работы по их преодолению.

Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических символов. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание. 

Вопрос об изучении словарной работы был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти"

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. 

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

Лучшему усвоению написания этих слов способствует,  прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Трудности усвоения написания словарных слов:

  • Низкий уровень восприятия зрительного образа;
  • Низкий уровень памяти;
  • Слабая связь между зрительным восприятием и движением руки во время письма.

Методика работы над словарным словом в коррекционной школе следующая.

1. Прочитывание напечатанного или написанного на доске на слова.  Определение его значения.

2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.

3. Проговаривание слова по слогам, ( звуко-буквенный анализ) запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.

4. Написание строчки данного слова.

5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.

6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.

Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями рекомендуется проводить следующим образом:

Первый подготовительный этап

Ставятся цели:

- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи

Второй этап ознакомительный .

На нём дети знакомятся со словом или группой слов.

Третий этап – тренировочно – закрепительный.

Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе используется многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Четвёртый этап – учётно – контрольный.

Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты( в словариках, в рабочих или контрольных тетрадях.

Пятый этап – итогово-аналитический.

Цель: траектория продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.

Я предлагаю вам ряд  дидактических упражнений  и игр, которые использую в словарной работе на уроках русского языка.

  1. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку как вид упражнений, например: 

 Всем она давно знакома
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот
Куда хочешь поведет.  
Дорога.

        

2.  Следующее упражнение можно использовать как на этапе знакомства, так и на этапе закрепления написания слова. Возможна групповая форма работы.

Из букв, написанных в каждой строчке, составить словарные слова и записать их

о о е й (воробей)

и и ц а (лисица)

д ж у н й( дежурный)

а у с т (капуста)

м р з (мороз)

 3. Слова наоборот
Гурдв , ретев, аноров, аталоп, ланеп, аджедо, атобар ,дорог, игопас,кызя,адогя, атябер, кинечу.

4.На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствуют письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

5. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.

6. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. 

7.Диктант- игра « Цепочка»

Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Рекомендуется использовать на этапе закрепления.

Быстро – одежда - автобус – суббота – алфавит – тетрадь – деревня – яблоко –огород – дежурный – йогурт - товарищ.

Аккуратно – облако – огурец – цирк – класс – сорока - адрес – скоро – овощи – инженер - ребята.

8.Игра «Зоркий глаз»

Можно использовать как на этапе знакомства, так и на этапе закрепления написания слова. Возможна групповая форма работы.

Из букв, написанных в каждой строчке, составить словарные слова и записать их

о о е й (воробей)

и и ц а (лисица)

д ж у н й( дежурный)

а у с т (капуста)

м р з (мороз)

9. Выделяем не проверяемую  букву.

дОрога

10. Вместо буквы вставляем рисунок.

Д рога     C:\Documents and Settings\15.SCHOOL-80DBE17E\Рабочий стол\словар слова\image.jpgC:\Documents and Settings\15.SCHOOL-80DBE17E\Рабочий стол\словар слова\image.jpg

11. « Собери слово из букв»

                      а, б, з, у, р           о,р,о,д,г,о  

12. « Собери слово из  слогов»

ри, вать, со

ти, кар, на

13. « Первый слог потерялся»

… радь (тетрадь)

… ник (дневник)

… фель (портфель)

… ец (ранец)

14. Из каких слов «выпали» гласные?

М…ш…н… (машина)

З…в…д (завод)

Л…с…ц… (лисица)

Д…р…г… (дорога)

15. «Присмотрись к слову».

 (к слову подбирают слова, обозначающие признаки предметов)

Солнце (какое?) жёлтое.

 Грач  (какой?) чёрный.

  1. Подбери  родственные  слова:

яблоко , яблочный, яблочко.

  1. Запишите слова с мягким знаком на конце слова.

Мебель, портфель, рисовать.

18. Составь предложения с данными словами:

-огород, овощи, помидор, огурец.

 Составь предложения с данными словосочетаниями:

- дружные ребята, берёзовый сок, новая машина, красивые ботинки

19.  Задание на классификацию:

а) запиши дни недели в нужном порядке;

б) запиши названия месяцев в нужном

порядке;

в) запиши названия деревьев, птиц, овощей,

одежды.

10. Допиши пропущенные слова:

- Береги нос в большой … (мороз).

Январь год начинает, а … заканчивает (декабрь).

20. Допиши пропущенные слова:

Береги нос в большой … (мороз).

Январь год начинает, а … заканчивает (декабрь).

21. Ответь на вопросы предложениями или односложно:

- Чем рубят дрова?

- Какой день недели первый?

22.  «Расшифруй слово»

- Замените цифры буквами алфавита, прочитайте слово.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16

(билет) (шофёр) (яблоко)

  1. Комментированное письмо или выборочный диктант (для этого вида работы часто используют пословицы).

Москва – всем городам мать.

 Нет в мире краше Родины нашей.

24.Картинный диктант .

- показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

25.Составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом:

Квартира, комната, картина, завтрак, ракета, трамвай

Мы живём в большой квартире. В квартире много комнат, и в каждой комнате висит картина. В доме есть кухня, где мы завтракаем. Сегодня на завтрак мама купила печенье, на котором нарисованы трамвай и ракета.

Здание, здесь, здоровье, здравствуй.

26. «Добавление слов в предложение используя словарные слова:

- Работа сделана. Как? (Хорошо, аккуратно , прекрасно, плохо, кое-как, наспех, небрежно)

- Ответь одним словом на вопрос. Кто ты? (Мальчик, девочка, ребёнок, сын, внук, дочь)

- Назови по-разному одну и ту же игрушку. (Заяц, зайчишка, зайчонок, заинька)

- На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Прочитать и записать, вставляя пропущенные слова (подходящие по смыслу)

  • Не велик … да краснеет нос. (Мороз)
  •   …любит чистоту. (Посуда)

Таким образом, дидактические игры и упражнения  на уроках русского языка применяются как средство обучения и отличаются от других средств тем, что вызывают у детей живой интерес и активное участие. Применение таких игр на уроках является методом оправданным, поскольку они выполняют ряд важных учебных и развивающих функций.

Использованная литература

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.. Просвещение. 1968г.
  2. Бессчастная Е.И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка // Начальная Школа. -

1999. -№ 8.- С.64-66.

  1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах//под ред. Н.С. Рождественного, Г.А. Фомичевой. М., 1977.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985. – С. 475
  3.  Ушинский, К. Д. Родное слово. – М.: Белый город, 2008,с. 27.
  4. Тихомиров, Д. И. Современные задачи начальной школы // Антология педагогической мысли России 2 половины 19 – начала 20 века. Сост. Лебедев, П. А. – М.: Педагогика, 1990.
  5. Аргунова, В. И. Словарная работа на уроках русского языка / В. И. Аргунова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2013.
  6. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М.: Владос ., 2001.-142 с.
  7. Бельдина Е. В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 2002. - № 1,- С.32-35.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. - 256 с.
  9. Ерофеева Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка / Т.Н. Ерофеева, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2010. - 285 с.
  10. Захаров М.М. Дидактические игры на уроках русского языка / М.М. Захаров. - М.:
  11. Лаврова Н.М. Методическое пособие. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 кл./ Издательство (Академкнига) – 2009 г. – 326 с.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые на уроках русского языка».

В разработке представлены примеры дидактических игр для разных групп детей по степени обученности, используемые на уроках русского языка...

Дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка в 5 классе.

      Карточки для словарной работы составлены с использованием репродукций живописных полотен художников разных эпох. Такая работа даёт возможность не только понять и запомнить ...

Методическая разработка на тему "Словарная работа на уроках русского языка в 5-7 классах"

Методическая разработка на тему " Словарная работа на уроках русского языка в 5-7 классах" состоит из двух глав:исторические и психолого-педагогические основы темы и практическая...