Статья по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка

Степанова Татьяна Анатольевна

Статья по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Каждый человек, ребенок или взрослый, здоровый или больной, обделенный или одаренный способностями, имеет право на жизнь и развитие. В этой связи, обучение и воспитание детей с  интеллектуальной недостаточностью, их социализация и интеграция должны быть не менее важны для общества. Проблема социальной и  коммуникативной реабилитации лиц с умеренной умственной отсталостью всегда была. Дети с осложненными формами умственной отсталости, несмотря на общность признаков психофизического недоразвития, не являются однородной группой. Многие из них при условии специального, направленного обучения и воспитания способны овладеть элементарными коммуникативными умениями и навыками социального поведения.

Под воздействием обучения и воспитания у умственно отсталых детей постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания.

Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. И делится на несколько этапов.

На начальных этапах обучения основными задачами работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культурой поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости.  

Второй этап. Составление план работы с детьми. Каждому ребенку был разработан индивидуальный маршрут, исходя из его особенностей и потребностей. 

Третий  этап- это непосредственная работа с детьми.
На уроке необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, вести обучение не путем изолированных упражнений, а организуя различные виды практической деятельности: манипулятивные действия с предметами, различные виды игр, элементарное конструирование, работу с мозаикой, бумагой, пластилином. Использование сюжетно-ролевых, дидактических игр, бесед, участие детей в конкурсах, праздниках (на доступном уровне). Во время дидактических и сюжетно –ролевых игр происходит обучение умениям и навыкам, необходимым в повседневной жизни. Во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, драматизацмий происходит обучение умениям и навыкам, необходимым в повседневной жизни ( умение следить за временем, умениеподдерживать  в порядке одежду, пользоваться предметами личной гигены и предметами первой необходимости,производить элементарную уборку в помещении,пользоваться правилами поведения в общественных местах) Экскурсии в магазины, кинотеатры, парки города - это подготовка детей к восприятию окружающей среды.

На четвертом этапе проводится диагностикуа детей и анализ достижения цели.Условия реализации включают в себя: организация взаимодействия специалистов.

Ожидаемые результаты это- формирование у детей представлений об оружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающими: развитие личностных качеств ребенка;преодоление эмоционально- личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии; формирование коммуникативных навыков; успешная социальная адаптация детей в общество.

Кропотливую, систематическую работу по формирование коммуникативной компетенций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью надо начать с младших классов и с привлечением семьи.

Список литературы:

1.Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия»,2001

2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.М.: Артики,2002

3.Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.метод.пособие.- Курск: Курск.гос.ун-т,2007.-121с

4. Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.


         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого....

Формирование необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду.

Основным направлением работы специальной (коррекционной) школы  является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Создать условия для формирования необходимых...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...