Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
методическая разработка

Большие возможности для развития творческой личности создает

актуальная и востребованная в современной педагогике проектно-

исследовательская деятельность учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_proektnaya_deyatelnost.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кирилловская средняя школа»

                     

Выступление на педагогическом совете

«Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Учитель географии

Полякова Ольга Вячеславовна

д. М. Кириллы

2018 год

 Одним из приоритетных направлений современной системы образования является воспитание всесторонне гармонично развитой личности, способной проявлять активность и творчески, с полной отдачей сил решать стоящие перед ней задачи.

 В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения школьное образование призвано обеспечить условия для формирования творческой личности. С этой целью в педагогической практике используются технологии, позволяющие раскрыть  творческий

потенциал  обучающегося, определяющего свое место в жизни, развивающего познавательную, личностную активность.

Большие возможности для развития творческой личности создает

актуальная и востребованная в современной педагогике проектно-

исследовательская деятельность учащихся. Она вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем, расширяя и углубляя практические навыки и умения, формирует новый опыт созидательного отношения к действительности.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе внимание представителей самых различных областей научного знания. Проектная деятельность актуальна и востребована в

современной педагогике, поскольку умение проектировать

основополагающих характеристик современного человека.

В подростковом и юношеском возрасте творческая активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. На их основе возникают устойчивые профессиональные запросы старшеклассников.

 Проектная деятельность имеет следующие составляющие:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводы.

 Работая над проектом необходимо придерживаться критериев оценивания, позволяющих увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом.   Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке.

 При оценке работ обращается внимание на:

˗ уровень постановки исследовательской проблемы;

˗ актуальность и практическую направленность темы;

˗ личное участие школьника в сборе и обработке материала;

˗ логичность доказательства (рассуждения);

˗ корректность в использовании литературных источников;

˗ объем собранного и обработанного материала;

˗ соответствие требованиям к оформлению.

При оценивании выступления учитываются: полнота освещения

выбранной темы, соблюдение регламента, иллюстративного

материала, владение материалом, эрудированность, ответы на вопросы.

Из собственного опыта.

Работу с проектами стараюсь начинать с 5 –х классов. Это мини-проекты, которые дети создают в группе во время урока. При изучении темы «Науки о Земле» дети делятся на группы по количеству изучаемых наук – 6 групп. Учащиеся вытаскивают название науки,  которую будут описывать,  и работают с соответствующим текстом учебника. В результате работы учащиеся создают рисунок (формат А4), отражающий основную суть данной науки. Затем показывают его классу. Учащиеся определяют по рисунку название науки, и слушая о ней рассказ группы заполняют таблицу в тетради.

 В 7 классе учащимся предлагается представить себя оператором туристической фирмы и создать рекламу одного из государств изучаемого материка. Или создать проект-рейтинг уникальных объектов на материке.

 Интересный проект делали наши девятиклассники «Мой образ родного поселка». Этот проект выполнялся во внеурочное время и был рассчитан на 2 недели, после выполнения представлялся одноклассникам.

Достаточно большое внимание уделяется внеурочным проектам среди учащихся 8-11 классов. Обычно учащиеся выбирают интересующую их тему из дополнительного материала.

Со своими проектными работами учащиеся выступают на школьной научно-практической конференции, которая проходит в нашей школе в конце января – начале февраля месяца. Как показывает практика (3 года), выступления ребят на конференции приводит к заинтересованности проектной деятельностью других учащихся, которые на следующий год приходят со своими проектами.

Наиболее интересные и познавательные работы представляются на районной  конференции краеведческих работ «Отечество» и городской (межшкольной) конференции  «Первые шаги в науку».

Таким образом работа над учебным проектом обеспечивает заинтересованность учащихся в деятельности, их адекватную самооценку, открывающую возможность дальнейшего самосовершенствования, толерантность, ситуацию успеха, проявление личной, поведенческой  рефлексии.