Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.
рабочая программа (5 класс)

Назарова Евгения Викторовна

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_filolog.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программы внеурочной деятельности «Юный филолог»

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями основной общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности «Юный филолог», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Предложенная программа содержит основные требования ФГОС. Выявление одарённых детей и детей с высокой мотивацией, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Программа содержит основные требования ФГОС, способствует достижению результатов Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4, учитывает традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, ориентирована на портрет выпускника основной школы.

        Основная часть

Выявление одарённых детей и детей с высокой мотивацией, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Программа «Юный филолог» учитывает основные задачи развития образования в регионе. Одной из основных целей в области образования, в Программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», принятой постановлением Правительства Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 17.11.2017г №458-п. является «выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования».

Главные аспекты программы «Юный филолог»:

- выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей в условиях общеобразовательной школы

- развитие и воспитание одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей;

- оказание помощи в применении своих знаний и способностей, осознавая их значение.

Систематическая работа  курса с учетом требования образовательной программы поможет повысить качество образования в регионе – что и соответствует требованиям государственной программы Ханты – Мансийского автономного округа Югры.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный филолог» учитывает особенности ступени основного общего образования, составлена для работы с высокомотивированными и одаренными обучающимися 5 класса. Соответствует направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов отвечает требованиям нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней и составлена в соответствии с современной правовой базой в области образования:

-Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-Федеральным законом от 29.10.2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

-Указом президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

-Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010г. №1897 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937);

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010г. №986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений";

-Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Сантитарно-эпидемиологическое требование к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.2.2010г. №189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993;

-Примерными программами, созданными на основе федерального государственного образовательного стандарта;

-Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

-Законом ХМАО-Югры "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 01 июля 2013г. №68-оз;

-Приказом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.01.2013г. №63 "Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры";

-Концепцией Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года;

-Распоряжением Администрации города от 14.08.2012г. №2368 "О разработке и внедрении модели сетевой организации внеучебной (внеурочной) деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта";

-Приказом Коллегии департамента образования от 15.03.2012г. №02-11-115/2 "Об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта";

-Постановлением Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте».

Программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» под  редакцией Т.А. Ладыженской.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со  школьниками. Программа курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

        Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Юный филолог» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.

        Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с учащимися, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Юный филолог» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Поэтому воспитание нравственных качеств на занятиях путём использования художественного текста - это не дань моде, а жизненная необходимостью. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих.

        Содержание и методы обучения курса «Юный филолог» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материалы, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своём дается в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

        Необходимость разработанного курса внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Описание места курса в учебном плане: на изучение курса «Юный филолог» в 5 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю продолжительностью 40 мин.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 10-11 лет.

Цель программы: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.

Задачи программы:

- выявление и развитие детской одарённости и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- развитие  смекалки и сообразительности;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развитие  умение пользоваться разнообразными словарями.

        Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

1) принцип гуманистической направленности обучения, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;

2) принцип личностной самоценности и опережающего обучения, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;

3) принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах учебной деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

4) принцип сотрудничества (переход от принципа "следуй за мной" к принципу "веди себя сам").

        Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы  проведения занятий:

- практические занятия с игровыми элементами, дидактических и раздаточных материалов;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

        В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

-  практическая.

Программа предусматривает использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий; проблемного обучения;  личностно-ориентированные технологии; технологию системно-деятельностного подхода; технологию обучения в сотрудничестве.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода, который не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

        Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная, групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

        Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

        Требования к результатам освоения программы курса учащимися

5 класса сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

        Метапредметные  результаты:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты: в результате изучения курса учащиеся должны знать: определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

- особенности ударения в русском языке;

- основные правила орфоэпии;

- основные способы образования слов;

- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

- правила русской орфографии;

- морфологические признаки частей речи;

- нормы употребления в речи языковых единиц;

- виды словосочетаний;

- виды предложений;

- основные группы пунктуационных правил;

- признаки текста.

Учащиеся должны уметь:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов,

воспринимаемых на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые слова;

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- определять способы образования разных частей речи;

- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех частей речи;

- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

- строить пунктуационные схемы предложений.

Ожидаемые результаты:  к  концу обучения учащиеся должны  уметь:

- рассматривать заявленные темы на занятиях;

- использовать интерактивные тренажеры;

- проводить практические занятия в игровой форме.

- составлять шарады, метаграммы;

-  рекламировать свои творческие работы.

Содержание учебного курса

п/п

Раздел/тема

Основные виды и формы деятельности

Раздел 1. Секреты устной речи. (7ч.)

1

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Учебно-познавательная

Наблюдение

Ролевые игры

2-3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

4-5

Какова роль интонации в устной речи.

6-7

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».

Раздел 2. Загадки русского словообразования. (7ч.)

1

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Учебно-познавательная

Наблюдение

Конструирование

Ролевые игры

Практикум

2

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

3

 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

4

Этимология слов. Работа со словарями.

5

Сказочные превращения.

6-7

Презентация творческой работы.

Раздел 3. Секреты письменной речи. (5ч.)

1

Зачем нужно знать алфавит.

Учебно-познавательная

Наблюдение

Исследование

Ролевые игры

Практикум

2

В чём секрет правописания морфем.

3

Как пунктуационные знаки помогают передавать  смысл высказывания.

4

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

5

Мониторинг проверки знаний.

Раздел 4. Тайны русского слова. (5ч.)

1

На какие группы делится словарный состав русского языка.

Учебно-познавательная

Исследование

Ролевые игры

Практикум

2

 В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

3

О чём рассказывают фразеологизмы.

4

Фразеология в художественных произведениях.

5

Бенефис  знаний.  

Раздел 5.  Секреты морфологии и синтаксиса. (6ч.)

1

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Учебно-познавательная

Наблюдение

Исследование

2

В чём секрет глагола и его форм.

3

Как отличать грамматические омонимы.

4

Какими бывают предложения.

5

Грамматике учиться всегда пригодится.

6

Мониторинг проверки знаний.

Раздел 6.  Речевой этикет. (5ч.)

1

Правила речевого этикета.

Учебно-познавательная

Наблюдение

Защита проекта

2-3

Формулы речевого этикета.

4-5

Творческий проект.

Примерные темы творческих проектов

  1. Грамотным быть - модно!
  2. Достойные внимания знаки препинания.
  3. Звуки спорят: кто важнее?
  4. Лексика русского языка нашего времени.
  5. История нашей письменности.
  6. Красна речь фразеологизмами.

Программа «Юный филолог» предусматривает использование современных оценочных средств:

1) Мониторинг результатов участия учащихся в предметных олимпиадах, очных и дистанционных конкурсах различного уровня по русскому языку и литературе;

2) «Портфолио».

                Безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачет»/«не зачет».

Отметка «Зачет»- защита проекта:

- в работе прослеживается высокий/выше среднего/средний уровень структурно-содержательного компонента практико-ориентированного, творческого проекта;

- в работе отмечена значительная/средняя степень собственных достижений автора;

- в ходе презентации проекта была продемонстрирована эрудированность автора в рассматриваемой области.

При оценке структурно-содержательного компонента работы особое внимание обращается на: формулировку цели и задач работы; логику изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления; глубину раскрытия темы; наличие и содержание иллюстративного материала; качество оформления работы и приложений. В ходе оценки собственных достижений автора учитываются: оригинальность работы; самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы.

Способы отслеживания результатов: в процессе обучения, учащиеся не получают прямых отметок своей деятельности, но контроль усвоения осуществляется педагогом на каждом занятии для коррекции деятельности обучающегося. Предполагается публичное выступление со своими работами перед учащимися школы на традиционном фестивале «БиблиОбраз», на школьной научной конференции «Ступенька будущего», на классных часах. После выступления предполагается рефлексия, где каждый ребёнок высказывает своё мнение о том, что у него лучше всего получилось и над чем стоит поработать в дальнейшем.

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение, прослушивание, конкурсы, открытые и итоговые занятия, самооценка учащихся, взаимное обучение детей.

Грамоты, дипломы, готовые работы, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), метод.разработки

Выставки, конкурсы, фестивали, праздники,  

открытые занятия, портфолио, защита творческих работ

         Программа  «Юный филолог» предусматривает развитие образовательной среды школы: социализация личности каждого ученика, создание условий продвижения ребенка в образовательном пространстве   школы, поддержка стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширение собственных знаний и умений. Активное участие на городском, региональном и всероссийском уровнях. Осуществление деятельности кружка предполагаетформирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Работа над проектом предусматривает активное привлечение социальных партнеров: Городская Центральная библиотека имени А.С. Пушкина,Историко-культурный центр «Старый Сургут». В условиях партнерского общения открываются реальные возможности для самоутверждения, в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом (участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах, организация экскурсий).

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Литература для учителя

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.  «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2020 г.  

2. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. М.: Экзамен, 2016

3. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку.5-9 классы. ФГОС – 6-е изд, перераб. и доп. – М.: Изд «Экзамен», 2021

4. Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие для 5 класса.- М.:Изд.РОСТ, 2016.

5.Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2016.

Литература для обучающихся и родителей:

1. Русский язык V класс. Учебник (в 2-х частях) для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2020.

1. Мищенкова Л.В: 36 занятий для будущих отличников. Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х частях. - М.:Изд.РОСТ, 2016.

Интернет-ресурсы:

1. http://repetitor.1c.ru/

2. http://www.gramota.ru/-

3. http://www.gramma.ru/

4. http://www.svetozar.ru

5. http://learning-russian.gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов « Юный исследователь»

Формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическ...

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс....

Рабочая программа "Юный филолог" 5 кл

Развивающие:развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;развивать мотивацию к изучению русского языка;развивать творческие способности;приобщать школьников к самостоятельной исследовате...