Выступление на ММО «Коррекционная педагогика» «Особенности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья
Выступление
на ММО «Коррекционная педагогика»
«Особенности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедическая работа с детьми занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения речи обучающихся в школеявляются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.
Обусловлено комплексом причин:
*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)
*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
От 60%-70% учащихся начальных классов школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние годы в первый класс очень много детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.
Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);
Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).
Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качества предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у одних голос тихий, слабый, у дрегих – крикливый, резкий.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.
Логопедические занятия посещают учащиеся со 2 по 9 классы.
По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей и родителей.
С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Базисный учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:
ü 2-9 классы -2 раза в неделю
Длительность занятия 20 минут.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.
Отсутствие контроля за собственной речью, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.
Только работая в тесном сотрудничестве с учителями, родителями можно успешно коррегировать речевые нарушения учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Совместная работа способствует развитию познавательной деятельности воспитанников, развитию их компенсаторных возможностей, в результате которых развивается личность в целом, формируется умение жить и работать в обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на ММО «Коррекционная педагогика»
«Особенности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедическая работа с детьми занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения речи обучающихся в школеявляются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.
Обусловлено комплексом причин:
*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)
*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
От 60%-70% учащихся начальных классов школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние годы в первый класс очень много детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.
Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);
Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).
Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качества предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у одних голос тихий, слабый, у дрегих – крикливый, резкий.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.
Логопедические занятия посещают учащиеся со 2 по 9 классы.
По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей и родителей.
С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Базисный учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:
✔ 2-9 классы -2 раза в неделю
Длительность занятия 20 минут.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.
Отсутствие контроля за собственной речью, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.
Только работая в тесном сотрудничестве с учителями, родителями можно успешно коррегировать речевые нарушения учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Совместная работа способствует развитию познавательной деятельности воспитанников, развитию их компенсаторных возможностей, в результате которых развивается личность в целом, формируется умение жить и работать в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения
Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.
Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:- обучение глухих и слабослышащих детей нормам р...
Особенности построения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы.
Систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок ...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
