Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год
материал по теме

Федосова Галина Александровна

МО учителей гуманитарного цикла призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый  учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту своего педагогического мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo._2011-2012.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО

 учителей гуманитарного цикла

за 2011-2012 уч.год

В данном учебном году

в состав МО учителей гуманитарного цикла входило 5  педагогов:

  1. Федосова Г.А. – учитель русского языка и литературы, председатель, секретарь МО;
  2. Шитикова Ж.Н. – учитель русского языка, литературы и истории;
  3. Калинкина М.А. – учитель истории и обществознания;
  4. Науменко А.С. – учитель английского языка;
  5. Селиверстова Н.А. – учитель немецкого языка.

участвовали в конкурсах – 100% членов МО:

  1. Федосова Г.А. (муниципальный этап детско-юношеского конкурса-фестиваля литературного творчества «Слово доброе посеять…» (номинация «Поэты и прозаики» - Горлов Н. (10 класс)), муниципальный и региональный этапы заочного конкурса литературно-творческих работ «Мой Пушкин» (номинация «Юные поэты» - Горлов Н. (10 класс)), всероссийский конкурс «Альбус», всероссийская олимпиада «Олимпус», муниципальный и региональный этапы конкурса школьных сочинений «Моя будущая семья» (номинация «Традиции моей семьи» - Артамонова Ангелина (10 класс)).

  1. Шитикова Ж.Н. (муниципальный этап детско-юношеского конкурса-фестиваля литературного творчества «Слово доброе посеять…» (номинация «Литературное краеведение» - Колесников М. (8 класс)), всероссийский конкурс «Альбус», муниципальный этап конкурса педагогического мастерства «Учитель года 2012».

  1. Калинкина М.А. (муниципальный этап конкурса по патриотическому воспитанию, всероссийский конкурс «Альбус», региональный конкурс «Часы российской государственности» (Артамонова А. (10 класс)).

  1. Науменко А.С. (всероссийский конкурс «Альбус», всероссийский конкурс «Святые заступники Руси» (Боброва И. (5 класс), Хузиахметова К. (5 класс)).

  1. Селиверстова Н.А. (всероссийский конкурс «Альбус»).

В 2011-2012 учебном году коллектив школы продолжил работу над темой «Формирование учебно-познавательной  компетентности школьников как фактора, повышающего эффективность работы школы», члены МО вместе с другими педагогами школы активно работали над данной темой, сосредоточив свое внимание в основном на вопросах, связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс. В соответствии с направлением работы школы было решено начать работу над темой МО - «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования», была определена следующая цель – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в области предметов гуманитарного цикла в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования, а также определен следующий круг задач:

  1. Обеспечение оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по предметам гуманитарного цикла, усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию гуманитарного образования. 
  2. Пропаганда современных образовательных технологий, применение в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий, совершенствование содержательного наполнения урока и контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке через использование электронных средств обучения.
  3. Выявление, изучение и оценка результативности опыта членов МО; его обобщение и распространение, организация работы по распространению педагогического опыта членов МО в сети Интернет.
  4. Изучение эффективности деятельности МО.
  5. Создание единого гуманитарно-обучающего пространства, использование интеграции со смежными дисциплинами, создание общего электронного банка материалов по предметам гуманитарного цикла.
  6. Работа с мотивированными учащимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую  деятельность; организация олимпиад, конференций, конкурсов.
  7. Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН учащихся, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
  8. Обеспечение пополнения и обновления базы кабинетов русского языка и истории, в том числе медиатеки кабинетов.

Задачи, поставленные в данном учебном году, успешно решены. Членами МО было проведено 5  плановых заседаний. Тематика заседаний:

  1. Анализ учебно-воспитательной работы за 2010 – 2011 уч. год. Обсуждение плана работы МО на новый учебный год.
  2. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках как условие их успешной самореализации в независимом образовательном пространстве.
  3. Особенности работы с мотивированными обучающимися в условиях перехода на ФГОС.
  4. Педагогический поиск и его влияние на решение проблем образования.
  5. Итоги работы МО учителей гуманитарного цикла.

Над темой «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования» члены МО работали первый год. В данном учебном году особое внимание уделялось теоретической подготовке учителей по данной теме.

2-е и 3-е заседания МО носили теоретический характер, 4-е заседание стало  подведением итогов работы учителей по теме самообразования. Результатом деятельности членов МО в данном направлении можно считать повышение процента использования современных технологий при обучении учащихся предметам гуманитарного цикла, активизацию педагогической деятельности членов МО.

Педагогами школы были проведены 3 предметные Недели, в ходе которых учителя на практике использовали ИКТ, в течение года были проведены не только традиционные мероприятия, но и новые (например, игра по русскому языку «Стенка на стенку»).

В данном учебном году также активизировалась работа по русскому языку и литературе. Были проведены ставшие традиционными конкурсы и мероприятия: игра «Эрудит», Книжный аукцион, дискуссия на тему «Что значит быть современным?». Настоящие  мероприятия были направлены на повышение интереса к русскому языку у учащихся.

В данном учебном году учителя продолжили комплектовать кабинеты русского языка и истории, они пополнили различные папки, создали карточки, достаточное количество тестов (тематических и контрольных), причем не только на бумажных носителях, но и в электронном варианте на базе специальных программ (по русскому языку и истории).

Федосова Г.А. пополнила материалы кабинета русского языка и литературы тестами по русскому языку, позволяющими оценить знания учащихся 10-11 классов. Работа с учащимися 1 и 2 групп выпускного класса проводилась индивидуально, была также организована и групповая подготовка к экзамену. В связи с этим возникла необходимость в пополнении кабинета различным раздаточным материалом для всех групп учащихся. Для каждого выпускника была собрана специальная папка со справочным материалом, включающим в себя и обобщенный материал по орфографии, и алгоритмы по орфографии и синтаксису, и теоретический материал по написанию  сочинения-рассуждения. В ходе подготовки к итоговой аттестации учителем был составлен алгоритм «Схема сочинения», который значительно облегчил понимание учащимися одного из самых сложных разделов русского языка. Учителем были составлены новые «Словари мудрых мыслей», в этой работе учителю помогала инициативная группа учеников 10 класса.

Шитикова Ж.Н. также создала новые тесты на темы, включенные в задания экзамена в 2011-2012 учебном году в 9 классе, тесты по фонетике. Учителя русского языка и истории, 6 год активно использующие на своих уроках и во внеурочной деятельности различные компьютерные программы, не только освоили новые программы для 7-9, 11 классов, но и создали презентации по предметам с привлечением учеников школы. Использование компьютерных технологий стало одним из приоритетных направлений деятельности большинства членов МО учителей гуманитарного цикла. Освоив на должном уровне данную технологию, преподаватели рационально используют ее в урочной и во внеурочной деятельности. Данная технология способствует развитию познавательного интереса, привлечению внимания к предметам гуманитарного цикла тех учащихся, которые склонны к другим наукам. Члены МО также использовали ресурсные возможности  Интернета в своей работе над выбранной темой, в данном учебном году они не просто использовали материалы Интернета для работы, но также презентовали свою деятельность в сети Интернет на сайте школы (Шитикова Ж.Н., Калинкина М.А., Федосова Г.А.). Необходимо отметить активизацию деятельности членов МО по освоению Интернет-пространства. Федосова Г.А. и Шитикова Ж.Н. приняли участие в ряде вебинаров, организаторами которых являются издательства «Дрофа» и «Просвещение», как в онлайн-режиме, так и проводимых на базе РИРО. Кроме того, Федосовой Г.А. осуществлялось дистанционное обучение учеников 7,10,11 классов, а также организован и осуществлен проект по созданию электронной газеты «Параллель».

Темы для самообразования учителя выбрали в соответствии с методическими темами школы и методического объединения, весь год они  осуществляли различную научно-исследовательскую деятельность по интересующим их вопросам, а на одном из заседаний МО рассказали об итогах своей работы.


Фамилия, имя,

отчество

учителя


Темы по самообразованию

1.

Калинкина М.А.

ИКТ в деятельности учителя истории и обществознания

2.

Науменко А.С.

Методическое содержание урока иностранного языка

3.

Федосова Г.А.

Организация учебного процесса с использованием ИКТ

4.

Шитикова Ж.Н.

Интегрированный подход в преподавании истории

5.

Селиверстова Н.А.

Обучение диалогической речи на уроках немецкого языка

Учителя в течение всего учебного года посещали открытые и рабочие уроки своих коллег. Посетив открытые уроки, члены МО пришли к выводу о том, что по сравнению с предыдущими открытыми уроками  учителя взяли за основу деятельностный подход, использовали такие формы работы с детьми, которые  помогли сформировать самостоятельность в осуществлении выбора, предоставили учащимся возможность самовыражения, самопрезентации, самоопределения. Также было отмечено, что большинство учителей отдало предпочтение различного рода интегрированным урокам и занятиям. Кроме прочего, педагоги смогли повысить результативность образовательной деятельности учащихся благодаря более активному использованию различных ИК-технологий. На своем опыте члены МО убедились в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ  повышается  интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится  время на опрос, у учащихся появляется возможность  самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему  со стороны учеников и коллег.

В данном учебном году были проведены 3 Недели по предметам. В целом, Неделя иностранного языка проведена на хорошем уровне, однако по сравнению с прошлым годом доля участников в мероприятиях не выросла, качественный состав принимавших участие практически не изменился. Были проведены и олимпиады по немецкому языку. Но в данном учебном году педагоги не использовали такой серьезный способ активизации деятельности по иностранным языкам, как награждение. Следует рекомендовать педагогам шире привлекать учащихся и их родителей к проведению школьных мероприятий по предмету, продумывать способы рекламы и поощрения, а также помочь в размещении результатов внеурочной деятельности по иностранным языкам на сайте школы.

Неделя русского языка и литературы была посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, а также 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея. Учителя предложили учащимся поучаствовать в самых различных мероприятиях. В ходе Недели проявили активность все учащиеся с 5 по 11 класс (кроме отсутствующих по болезни). Лучшие ученики были награждены грамотами и подарками. Необходимо отметить и недостатки. Материалы о ходе проведения Недели так и не были размещены на сайте школы.

Неделя истории была посвящена Году истории. В рамках Недели были проведены 4 акции, уроки мужества, праздник, конференция по истории «Кораблинская земля. История. Памятники. Люди». Следует заметить, что в данном учебном году многое из задуманного не было реализовано. Необходимо рекомендовать педагогам в 2012-2013 учебном году выбрать другой месяц для проведения Недели истории.

В течение 2011-2012 уч.г. членами МО были подготовлены к участию в олимпиадах: по русскому языку –  Артамонова Ангелина (10 класс), Сухих Екатернина (11 класс); по истории – Бочков Павел (9 класс), Савостьянова Кристина (11 класс); по обществознанию – Артамонова Ангелина (10 класс), Сахарова Анастасия (11 класс); по праву – Артамонова Ангелина (10 класс), Савостьянова Кристина (11 класс).

После каждого триместра, как и в предыдущие годы,  составлялась картотека перспективных и неуспевающих учащихся с целью коррекции их знаний в следующем триместре, разрабатывалась система дополнительных заданий и график индивидуальных занятий с учениками. К сожалению, в ходе переводной аттестации не все учащиеся справились с заданиями с первого раза. В течение всего учебного года были проведены контрольные работы, которые в той или иной степени соответствовали типу контрольных работ, предлагаемых на ГИА И ЕГЭ. Многим детям пришлось долго перестраиваться, в конечном результате все переведены в следующий класс, учащиеся выпускных классов сдали экзамены в традиционной и новой форме, а также ЕГЭ по русскому языку на положительные оценки. Сухих Екатерина (11 класс) показала лучший результат по русскому языку по школе за семь лет сдачи экзамена в формате ЕГЭ, набрав 82 балла. Правильно организованная работа с группой перспективных учащихся позволила реализовать различные проекты, раскрыть потенциал школьников в различных направлениях: познавательном, творческом, исследовательском и др. Необходимо отметить рост активности по предметам гуманитарного цикла в таких классах, как 7, 10, 11. Итоги работы учащихся были подведены на заключительной линейке. Поощрительными грамотами были награждены не только учащиеся, но и родители, которые получили благодарственные письма за содействие в воспитании детей.

В истекшем учебном году члены МО принимали активное участие в заседаниях районных методических объединений, а также в работе различных комиссий по проверке олимпиадных и экзаменационных работ. Федосова Г.А. входила в состав аттестационных комиссий.

Анализ результатов учебной и внеклассной деятельности и уроков показал, что особое внимание в следующем учебном году следует обратить на следующие моменты:

  1. активизацию деятельности всех групп учащихся с усилением роли взаимообучения на уроках русского языка; введение системы зачётов в 5-8 классах;
  2. формирование самостоятельности у учеников II и III групп в осуществлении выбора, создание  для учащихся  6-9 классов условий для самовыражения, самопрезентации, самоопределения; формирование основ самостоятельности у учащихся 5 класса, вовлечение их в посильное участие в интеллектуальных марафонах, играх, предметных конкурсах, олимпиадах по предметам гуманитарного цикла;
  3. создание конкурентно-развивающей среды с четкой системой благодарности и поощрения;
  4. продолжение работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся (невысокий уровень итоговой контрольной работы по русскому языку в 7 классе, низкие баллы за экзаменационные работы учащихся 9 классов, ошибки по данным критериям у учащихся 11 класса);
  5. более активное применение технологий дистанционного обучения;
  6. развитие выразительности речи школьников и формирование устойчивого интереса к внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла (изменение форм работы с группой активистов по подготовке и проведению различных внеурочных мероприятий);
  7. вовлечение активных учащихся в работу по формированию культуры письменного ответа и расширение кругозора их товарищей через участие в дискуссионных площадках и в создании электронной школьной газеты «Параллель».

Итак,  поставленные задачи методической работы на 2011-2012 учебный год члены МО в целом решили, но выявились и недостатки:

  1. несистематизированное применение педагогами психодиагностики учащихся;
  2. недостаточный уровень работы по формированию мотивации у учащихся;
  3. использование однотипных методов работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности;
  4. малоэффективная организация работы с учащимися группы риска по подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме в 5-7 классах;
  5.  снижение интереса и как следствие уровня качества письменных работ учащихся по литературе, низкая техника чтения.

Учитывая недостатки методической работы в 2011-2012 уч. году, члены МО решили продолжить работу над целью – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в области предметов гуманитарного цикла в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования, обратив особое внимание на создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, и определили следующий круг задач:

  1. Обеспечение оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по предметам гуманитарного цикла, усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию гуманитарного образования. 
  2. Пропаганда современных образовательных технологий, применение в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий, совершенствование содержательного наполнения урока и контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке через использование электронных средств обучения.
  3. Организация опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности членов МО, направленной на освоение новых педагогических технологий, разработку программ, апробацию учебно-методических комплексов.
  4. Организация консультирования учителей по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения.
  5. Выявление, изучение и оценка результативности опыта членов МО; его обобщение и распространение, организация работы по распространению педагогического опыта членов МО в сети Интернет.
  6. Изучение эффективности деятельности МО.
  7. Создание единого гуманитарно-обучающего пространства, использование интеграции со смежными дисциплинами, создание общего электронного банка материалов по предметам гуманитарного цикла.
  8. Актуализация воспитательной функции в обучении предметам гуманитарного цикла.
  9. Работа с мотивированными обучающимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую  деятельность; организация интеллектуальных игр, олимпиад, конференций, конкурсов.
  10. Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН учащихся в 5-8 классах, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
  11. Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предметам гуманитарного цикла.
  12. Разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
  13. Обеспечение пополнения и обновления базы кабинетов русского языка и истории, в том числе медиатеки кабинетов, приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

Председатель МО ____________________ Г.А. Федосова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2010-2011 уч.г.

.В анализе работы оценивается деятельность ШМО по основным показателям, даются рекомендации на следующий уч.год....

Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2010-2011 учебный год

Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2010-2011 учебный год. ...

Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2009 – 2010 учебный год.

 Анализ работы ШМО учителей гуманитарного циклаза 2009 – 2010 учебный год....

Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2012/2013 учебный год

Данный материал включает анализ работы МО за 2012/2013 учебный год, план работы на 2013/2014учебный год....

Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2020-2021 учебный год.

В  2020-2021  учебном году  работа учителей   гуманитарного цикла строилась  в   соответствии с темой и задачами, опр...