Программа "Повышение качества математического образования в школе"
методическая разработка на тему

Трегубова Любовь Алексеевна

Цель программы: разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзаменам по математике -ГИА-9 и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

Программа
«Повышения качества образования
по математике»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, выбор учащимися учебных предметов, введение альтернативных учебников, свобода учителей в отборе содержания учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, создание современных педагогических технологий вызвало необходимость принятия определенных мер по сохранению базового единства образовательного пространства. В этой связи возникла проблема стандартизации образования.

Государственный стандарт математического образования представлен следующими структурными компонентами:

•        Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике;

•        Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по математике;

•        Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по математике;

•        Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по математике;

•        Кодификатор ЕГЭ по математике;

•        Спецификация ЕГЭ по математике;

•        Форма бланков ответа;

•        Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ.

Уровень знаний и умений выпускников должен соответствовать упомянутым требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала новая форма проведения выпускного экзамена.

Данная форма проведения итоговой аттестации школьников имеет ряд преимуществ. Для учащихся - это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей - возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов. Кроме того, при помощи ЕГЭ достигнуто существенное снижение нагрузки на выпускников, поскольку они освобождены от необходимости дважды сдавать экзамены, дана возможность абитуриентам поступать в вузы вне зависимости от места их проживания. Особенность программ единого государственного экзамена заключается в том, чтобы оценить комплексные знания ученика по тому или иному предмету. То есть подготовка к ЕГЭ в обязательном порядке затрагивает все аспекты школьной программы предмета, а не отдельный курс определенного класса, как это принято на выпускных экзаменах.

Подготовка к ЕГЭ - задача достаточно ответственная, поскольку результаты тестирования в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение. Базовый уровень изучения математики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по математике. Следовательно, обучающиеся, изучающие математику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по математике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных баллов. С этой целью необходимо создание программы для расширения, углубления и обобщения знаний и умений учащихся. Разработка и внедрение системы подготовки учащихся к ЕГЭ является существенной частью научно-методической работы учебного заведения и каждого учителя.

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ проводится на основе соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ. Приоритетность форм аттестации находит отражение в таких документах, как:

1.        Закон « Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

2.        Базисный учебный план.

3.        Обязательный минимум содержания образования.

4.        Концепция модернизации образования российской школы.

Актуальность введения системы подготовки выпускников к ЕГЭ определяется

следующими обстоятельствами:

• главным инструментом оценки достижений учащихся стал единый государственный экзамен, результаты которого отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение;

•        система подготовки выпускников к качественной сдаче ЕГЭ несовершенна;

•        большинство старшеклассников считает, что обучение в пределах урочной системы образования недостаточно для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ и отдают предпочтение заниматься дополнительно: в факультативах, на элективных и подготовительных курсах;

•        в перспективе предполагается, что будет выстроена цельная система оценки качества знаний учащихся. Государственный экзамен охватит всех выпускников школ и учреждений профессионального образования, выпускников средней школы (9 класс) и младшей школы (4 класс).

Новые формы итоговой аттестации потребовали разработки методических рекомендаций по улучшению качества подготовки учащихся к выпускным экзаменам и совершенствования методической системы. Необходимо определить основные направления, найти дидактические методы построения системы подготовки к сдаче ЕГЭ. Таким образом, перед учителем стоит проблема создания системы работы, позволяющей обеспечить качественную подготовку обучающихся к единому государственному экзамену.


ЦЕЛЬ:

Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по математике.

ЗАДАЧИ:

•        Разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;

•        Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике ;

•        Внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;

•        Изучить нормативно-распорядительную и инструктивно-методическую базы ЕГЭ и ГИА;

•        Реализовать комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;

•        Обеспечить учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией.

Исходя из того, что будет создана и реализована система подготовки обучающихся к ЕГЭ, это позволит:

-        повысить качество подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ и ГИА;

-        создать условия повышения прочности математических знаний и умений обучающихся по окончанию средней школы;

- создать условия для более успешной сдачи ЕГЭ и ГИА и более широких возможностей при выборе выпускниками дальнейшего обучения.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ программы:

принцип инновационности — введение и освоение новых компонентов обучения в образовательный процесс;

принцип согласованности — все компоненты подготовки к итоговой аттестации отражены в содержании, формах организации и согласованности их деятельности;

принцип целевого единства — компоненты системы подготовки к итоговой аттестации направлены на единый результат - качественная подготовка к итоговой аттестации выпускников 11 классов;

принцип научности — инновационные идеи в проекте научно обоснованы, имеют опору на соответствующие Законы, положения и инструкции Министерства образования и науки РФ, теоретические положения, научные концепции;

принцип конкретности — проект имеет четкую цель и называет ожидаемые результаты.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Одним из вариантов качественной подготовки выпускников школы к сдаче экзамена по математике является программа, которая включает следующие

компоненты:

1.        Проблемно - ориентированный анализ.

2.        Основные направления реализации программы

3.        Этапы реализации и план действий.

4.        Результаты программы.

5.        Контроль за реализацией программы.

1. ПРОБЛЕМНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

При анализе:

•        содержания контрольно - измерительных материалов итоговой аттестации по математике, которые позволяют наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы, соответствующий стандарту;

•        содержания курсов математики , изучаемых в общеобразовательной школе;

•        уровня знаний учащихся по математике  в 9 - 11 классах;

•        потребностей учащихся и родителей к уровню приобретаемых знаний;

•        анкетирования выпускников об отношении к аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;

Обнаружились следующие противоречия:

•        между уровнем знаний по математике  выпускников 9, 11 классов на настоящий период и уровнем требований, предъявляемых в заданиях по математике итоговой аттестации;

•        между желанием выпускников дополнительного получения знаний и неумением заниматься самостоятельно;

•        между необходимостью повышения качества подготовки выпускников для успешной сдачи итоговой аттестации в новых формах и отсутствием системы работы в этом направлении.

Эти противоречия диктуют необходимость создания некой программы, позволяющей систематизировать подготовку выпускников к ЕГЭ и ГИА.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.        Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ГИА.

2.        Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ и ГИА всех участников образовательного процесса.

3. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА.


Деятельность

Направления

Содержание

Организация

С педагогами

выработка совместных рекомендаций на кафедре по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике;

информационной работы

знакомство на кафедре с нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;

(информационная деятельность)

о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА  в школе, в районе и области.

С обучающимися

Изучение нормативно - правовых документов ЕГЭ и ГИА

Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

С родителями

Беседа с родителями «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ и ГИА».

Индивидуальное консультирование для родителей. Информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ и ГИА.

Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность)

С обучающимися

1.        Составление учебно - методического плана консультаций;

2.        Составление учебно - методического плана повторения материала;

3.        Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;

4.        Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);

5.        Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.).

6.  Проведение пробного экзамена;

7.        Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

8.  Индивидуальные консультации.

С педагогами

Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга.

Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и ГИА.

Организация

психологической

готовности

С обучающимися

Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ и ГИА, выработать индивидуальный стиль.

Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Отработать навыки уверенного поведения.

Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим.

Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок.

Обучать навыкам конструктивного взаимодействия.

С родителями

Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам. Режим работы, отдыха и питания»


3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Название этапа

Мероприятия

Сроки реализации

1

Диагностический

1. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА предыдущего года и результатов поступления в вузы и сузы;

2.Входной        контрольный срез по математике  в 9 и 11 классах;

3.Диагностика        владения учащимися тестовой технологией;

Сентябрь

2

Организационный

1.Изучение        нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ и ГИА

2.Составление        тематического плана консультаций к ЕГЭ и ГИА;

3.        Определение оптимальных форм и методов работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭи ГИА;

4.        Подбор сетевых ресурсов для подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА.

Октябрь

3

Практический

1.        Включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы ;

2.        Введение в систему повторения тем, по которым в прошлом году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню;

3.        Организация и проведение контрольных срезов по основным темам (согласно кодификатору);

4.        Дифференцированная работа с обучающимися.

6.        Пробный экзамены по математике  в 9, 11 классе (по демоверсии);

7.Реализация        программы психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА;

8.        Информационная работа с учащимися, родителями;

9.        Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

10.        Индивидуальные консультации;

В течении года

4

Аналитический

1.        Анализ пробного экзамена;

2.        Сравнительный анализ диагностик

Февраль

Апрель

Май

Наряду с индивидуальными консультациями, применением тестовых заданий, тренировочных работ считаем, что основными видами деятельности учащихся на уроках в 9-11 классах являются семинарские (30% учебного времени) и практические занятия (70% учебного времени), что способствует развитию способностей самостоятельного конструирования знаний и умений. Структура деятельности учащихся на уроках повторения вытекает из структуры контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена. Каждый учащийся выполняет задания по всем основным содержательным разделам курсов математики базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Организация учебной деятельности учащихся построена по следующим принципам:

1.        Укрупнение дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.

2.        Задания базового и повышенного уровней сложности выполняются учащимися самостоятельно дома (домашнее задание индивидуально). На семинарских занятиях учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят коррекцию теоретических знаний и умений решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи.

3.        Задания высокого уровня сложности выполняются учащимися индивидуально на практическом занятии. На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки решения задач, предполагающих применение знаний сразу из двух-трёх разделов математики в измененной или новой ситуации (задания части С). На практическом занятии используются только индивидуальные формы работы с учащимися.

4.        Формирование положительной самооценки учащегося. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических работ.

5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя. Формирование учебной деятельности идет таким образом, чтобы каждый ученик все занятие занимался активной учебной деятельностью, а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников. Выполнение пробного экзамена происходит в режиме реального времени ЕГЭ и ГИА (это формирует у учащихся умение рационально распределять количество времени на выполнение заданий).

Деятельность обучающихся во время повторения материала можно разбить на этапы, систематизирующие работу.


Этапы работы с обучающимися при повторении материала и подготовке к ЕГЭ и ГИА

Этап

Умения и навыки учащихся

Методы, приемы и средства работы с учащимися

I.

Предварительный

(создание

психологического

комфорта)

Психологическая поддержка учащихся, работа с родителями

-Психологическое тестирование -тренинги

-        беседы

-        консультации

II.

Подготовительный

(накопление

теоретического

материала)

-        знание аксиом, теорем, правил, учение применять их на практике, теорий, основных законов, формул

-        формирование межпредметных связей (с естественными науками), умений переноса знаний из одной предметной области в другую;

-        формирование метапредметных умений;

-        формирование математического аппарата

-        поурочное составление краткого справочника школьника,

использование системы опорных конспектов,

-        Анализ тематических тестов по индивидуальной карте,

-        Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания,

-Самодиагностика по компьютерным тестам,

-        Работа в группах и парах при решении задач

-        индивидуальные консультации

III.

Практический

(формирование умений и навыков решения задач)

-        отработка практических умений и навыков решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных, геометрических, алгебраических;

-        формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком.

-        отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи;

IV.

Углубленный

(отработка умений и навыков решения

комбинированных задач и применение знаний в измененной ситуации)

формирование умений и отработка навыков решения типовых задач;

отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера

формирование таких мыслительных операций, как логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания.

-        индивидуальный подход

-        алгоритмизация решения задач разных типов

-        выделение общих подходов при решении (от простого к сложному)

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.

1.        Создание организационно-методической системы подготовки школьников к итоговой аттестации по математике, которая включает в себя следующие компоненты:

Целеполагание - формирование готовности учащихся к ЕГЭ и ГИА (системные знания и умения предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА;
Содержание - наличие банка обучающих заданий; наличие тематического планирования  повторительно - обобщающих занятий; наличие плана индивидуальных консультаций для подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике.

2.        Оценка готовности выпускников к участию в ЕГЭ и ГИА на основе контрольно- измерительных материалов и применения методики осуществления мониторинга уровня этой готовности.

3.        Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.

4.        Улучшение результатов ЕГЭ и ГИА по математике.

5.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

1. Системный мониторинг качества математического образования:

  • контроль текущих оценок по математике;
  • ежемесячный контроль знаний по алгебре, геометрии (проверочные работы)
  • ежеквартальный мониторинг по алгебре, геометрии в 9-11кл.(приказ Мин обр ТО)

2.        Результаты итоговой аттестации выпускников  в формате ЕГЭ и ГИА.

3.        Начальная и итоговая диагностики готовности обучающихся к ЕГЭ и ГИА.

4.Отчет о результатах выполнении программы (запланированных этапов) на педагогическом совете, заседаниях кафедры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества математического образования"

Результаты  данной работы  в целом – это информация  об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является  фиксацией ...

Статья по теме "Пути и средства повышения качества математического образования"

В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей н...

Дорожная карта "Повышение качества математического образования выпускников основной школы"

Данная Дорожная карта позволяет определить пошаговые действия администрации школы и учителей математики по повышению качества математического образования выпускников основной школы и предупреждение не...

Система оценки качества математического образования в школе

Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе...

Создание ресурсного центра качества математического образования «математическая вертикаль ХМАО-Югра»

Создание ресурсного центра качества математического образования «математическая вертикаль ХМАО-Югра»...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...