Главные вкладки

    Доклад по теме самообразования: "Подготовка урока географии в школе".
    статья на тему

    Чибисова Валентина Евгеньевна

         Основной формой организации учебного процесса является урок. Система уроков дает возможность последовательно развертывать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной самостоятельной работой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками, развивая познавательные способности.  Каждый урок имеет специфическое содержание, отличающее его от других. В этом выполняются общие учебно–воспитательные задачи курса. Вместе с тем урок выполняет во всем курсе определенную роль в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_obucheniya.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                             Учитель географии: Чибисова В.Е.

    ГЕОГРАФИЯ – ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ – это наука о природе и ее явлениях.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ – это наука о населении и его хозяйственной деятельности.

         При обучении географии в школе используются следующие формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, работа учащихся по заданиям в школе и дома.

         Основной формой организации учебного процесса является урок. Система уроков дает возможность последовательно развертывать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной самостоятельной работой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками, развивая познавательные способности.

        Каждый урок имеет специфическое содержание, отличающее его от других. В этом выполняются общие учебно–воспитательные задачи курса. Вместе с тем урок выполняет во всем курсе определенную роль в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

         Новые знания всегда формируются на основе определенных, ранее приобретенных знаний. Поэтому сообщение учащимся новых знаний предполагает проверку наличия у них опорных знаний и их восстановление, если они утрачены.

         Совсем недавно в учебной деятельности учащихся преобладало запоминание и воспроизведение изучаемого материала, но очень слабо было представлено самостоятельное и творческое начало. Очень важное в наше время.

         В настоящее время в процессе обучения географии я не только систематически излагаю учебный материал, используя различные средства наглядности, но и ставлю перед учащимися познавательные и практические задачи, требующие для их решения самостоятельной творческо – поисковой деятельности.

    ВСЯ СТРУКТУРА ТАКОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ:

    1. Постановка цели перед учащимися.
    2. Организованное восприятие новой информации и ее осмысление.
    3. Закрепление воспринятой и первично освоенной на предшествующем этапе информации, углубленное осознание и применение полученных знаний.
    4. Проверка знаний, умений и навыков.
    5. Систематическое, периодическое обобщение изученного материала.

         Каждое из звеньев, является составной частью учебного процесса, характеризуется определенным видом деятельности учителя и учащихся, т.е. выполняет свою функцию.

         Подготавливаясь к урокам нужно придерживаться следующих требований:

    -- каждый урок имеет задачи, отражающие его конечный результат, определенные структурные части;

    -- между частями урока, между предыдущим и последующим уроками существуют взаимосвязи по содержанию и этапам решения поставленных задач.

    Вся подготовка к урокам состоит из 4 частей

    взаимосвязанных между собой:

    1. Систематическая работа по каждому курсу.
    2. Календарно – тематическое планирование курса.
    3. Разработки и планирование темы.
    4. Разработки и планирование каждого отдельного урока.

    1-я часть: для подготовки используется различная методическая литература, посещение районных методических объединений по предмету, выезды в другие школы, журнал «География в школе», программы телевидения, учебные пособия для ВУЗов, интернет и др.

    2-часть: курс географии каждого класса состоит из ряда тем, содержание и последовательность которых установлены типовой программой. В пределах

    Каждой темы в программе выделены разделы, охватывающие определенные части содержания темы. В программе предусмотрены учебные экскурсии и практические работы, которые должны быть проведены. Здесь же указано общее число уроков по курсу и число уроков по каждой теме курса. Указано специальное время на обобщение, повторение и итоговые занятия.

    3-я часть: (планирование по темам).

    4-я часть:

    Урок усвоения нового материала.

    Комбинированный урок.

    Урок закрепления изучаемого материала.

    Урок повторения.

    Урок систематизации и обобщения изучаемого материала.

    Урок проверки и оценки знаний.

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.

    1. Словесные методы (устное изложение – рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником, использование цифрового материала).
    2. Наглядные методы (использование географических  карт, наглядных пособий, наблюдения.)
    3. Опыты и практические методы (общественно полезные дела, измерительные работы на местности.)

         Эти методы применяются на уроках, экскурсиях, в домашних и классных заданиях, в практических работах, в различных сочетаниях, каждый из которых имеет свои особенности. Одни методы способствуют формированию умения работы с картой, другие развивают наблюдательность, третьи - речь учащихся и т.д.

         Сочетание различных методов в обучении в большей степени активизирует работу учащихся, повышает устойчивость их внимания на уроке, требуют участия различных видов памяти.

    Выбор метода определяется: содержанием изучаемого материала; возрастом и жизненным опытом; уровнем развития учащихся; уровнем развития мышления; запасом знаний по данному вопросу; наличием и характером учебного оборудования.

    ДРУГИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

    -- Учебные географические атласы;

    -- Школьные географические атласы;

    -- Карты в тексте учебников (текстовые карты);

    -- Картосхемы;

    -- Контурные карты;

    -- Немые и полунемые карты;

    -- Топографические карты;

    -- Аэрофотоснимки;

    -- Рельефные карты;

    -- Глобусы;

    -- Индукционные черные глобусы;

    -- Объемные модели;

    -- Блок – диаграммы;

    -- Профили.

    НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ:

    -- Наблюдения за погодой;

    -- Наблюдения за изменением высоты Солнца над горизонтом и сменой  

    времен года;

    -- Иллюстративные опыты;

    -- Опыты исследовательского характера.

    НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

    -- Географические картины;

    -- Графические пособия;

    -- Модели приборов и приборы;

    -- Коллекции минералов и горных пород;

    -- Коллекция почв;

    -- Гербарии;

    -- Рисунки на доске.

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:

    -- Работа с учебником географии на уроке и дома;

    -- Работа с текстом учебника;

    -- Сопоставление карт с текстом учебника;

    -- Работа по вопросам и заданиям учебника;

    -- Работа с иллюстрациями учебника;

    -- Работа с цифровыми показателями;

    -- Работа с дополнительной литературой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

    В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

    Проектная работа по теме: «Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»

    В данной работе раскрыты методики и техники формирования и развития  речи на уроках географии в специальной школе I-II вида, показаны формы и методы, применяемые на уроках, для активизации речево...

    Тема самообразования "Подготовка слабовидящих учащихся к ЕГЭ (решение тригонометрических уравнений)".

    Рассмотрены организация учебного процесса к подготовки слабовидящих детей к ЕГЭ, а также решение тригонометрических уравнений....

    Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

    Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

    Доклад по теме «Воспитательный эффект уроков технологии в современной школе миф или реальность?

    В докладе я определила воспитательный потенциал уроков технологии, рассмотрела основные воспитательные задачи, решаемые на уроках, проанализировала возможности воспитательного воздействия уроков техно...

    Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

    Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...