Главные вкладки

    Доклад по теме самообразования: "КАРТА– носитель информации и помощник человеческой мысли".
    статья на тему

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    КАРТА– носитель информации и помощник человеческой мысли, служит человеку для определенных познавательных целей.  Географическая карта является моделью земной поверхности. Заменяя объект исследований, карта служит посредником между живой действительностью и теоретическим мышлением в качестве средства фиксации, переработки и передатчика разнообразной информации о земной поверхности – в этом главное ее назначение и смысл. Основное и ценнейшее свойство карты состоит в ее наглядности, благодаря чему заключенная в карте информация воспринимается нашим зрением. Значение этого факта проявляется, прежде всего, в быстром способе передачи информации и облегчении международного понимания. Картографический язык является интернациональным (использование карт всеми странами и народами).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_obucheniya.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                             Учитель географии: Чибисова В.Е.

    КАРТА– носитель информации и помощник человеческой мысли.

         КАРТА– носитель информации и помощник человеческой мысли, служит человеку для определенных познавательных целей.

         Географическая карта является моделью земной поверхности. Заменяя объект исследований, карта служит посредником между живой действительностью и теоретическим мышлением в качестве средства фиксации, переработки и передатчика разнообразной информации о земной поверхности – в этом главное ее назначение и смысл.

         Основное и ценнейшее свойство карты состоит в ее наглядности, благодаря чему заключенная в карте информация воспринимается нашим зрением. Значение этого факта проявляется, прежде всего, в быстром способе передачи информации и облегчении международного понимания. Картографический язык является интернациональным (использование карт всеми странами и народами).

         Картографическое изображение состоит из рисунков, знаков и образуемой ими на карте пространственной структуры. Все эти элементы наглядны и несут в себе информацию – мысленные образы предметов и явлений действительности.

         Наглядность придает карте значение особенного средства информации, имеющего по сравнению со словесной, письменной и математической формами немалые преимущества. Благодаря наглядности сложная по происхождению понятийная информация становится на карте конкретно - чувственно воспринимаемой. Все это имеет большую ценность в обучении. Опытнейший педагог Н.Н.Баранский недаром отмечал: «Карта есть второй язык географии…  гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст».

         Передача информации о свойствах, изображенных на карте предметов в зрительно воспринимаемой форме, еще не составляет основной функции карты. Эту задачу часто с большим успехом выполняют картины, фотографии, кинофильмы, диаграммы, объемные модели. Суть карты заключена в определенной упорядоченности размещения ее рисунков и знаков, образующей на карте систему пространственных отношений, изоморфную, т.е. пространственно – подобную, пространственной структуре земной поверхности. Для этого изображение на карте строится, как известно, по математическим законам – в масштабе и картографической проекции. В результате карта предстает как математическая модель, пространственные элементы которой непосредственно доступны визуальному наблюдению, измерению, исследованию.

         По карте с большой точностью определяют положение, формы, размеры, углы, направления, расстояния, пространственные связи между предметами.        Такие знания необходимы почти во всех сферах практической и интеллектуальной деятельности людей.

         Как метод отображения и средства познания пространственных отношений и связей явлений и предметов земной поверхности, карта ничем успешно заменена, быть не может. Сущность и особая ценность географической карты состоит в наглядном отображении размещения объектов земной поверхности.

         Уяснение пространственного размещения предметов нужно не только само по себе, но вместе с характеристикой свойств предметов, чтобы получить целостный образ территории. Целостный образ не может быть сформирован в отрыве одних качеств конкретного пространства от других.      Самым особым свойством карты является то,  что отображение размещения предметов на ней неразрывно связано с характеристикой их состояния и изменения, т.е. их качественных, количественных, динамических свойств.

    Общее представление о территории, ее целостный образ легко формируется даже при простом обозрении карты в силу ее наглядности. Решение задачи облегчается и тем, что карта – уменьшенная модель, дающая возможность охватить «единым взглядом» территорию любых размеров – от небольшого участка до поверхности земли в целом. Обзорность, т.е. возможность обозрения всего вместе, во всем многообразии, но как целостного образа, является очень сильной стороной картографических изображений.

         Карта и всякая модель. Карта представляет лишь упрощенное, схематизированное изображение действительности, отображает только те ее частные стороны, которые интересуют нас.

         Карта позволяет сравнительно легко сопоставлять предметы друг с другом, вскрывать качественные и количественные соотношения, производить пространственные измерения, устанавливать и изучать пространственные связи и закономерности, делать расчеты и прогнозы с моделью, а не с оригиналами.

    Многие свойства карт особенно ценные в учебном процессе, таким набором свойств не обладают никакие другие учебные пособия и средства.

    ФУНКЦИИ КАРТ.

    1. Карта служит иллюстрацией. (Показ изучаемых объектов).
    2. Дает сведения о размещении предметов на земной поверхности,

    составляющие фундамент географического образования.

    1. Несет в себе обильную информацию о состоянии и изменении на ней предметов.
    2. Позволяет решать вопросы и задачи, требующие измерений и

                вычислений по картам расстояний, координат, высот и т.п.

    1. Предполагает изучение явлений в комплексе и взаимных связях.
    2. С помощью карт путем сопоставления и сравнения объектов легко устанавливаются пространственные связи и зависимости.
    3. Устанавливаются более сложные связи, а именно причинно

    – следственные. (Выводы и заключения).

    1. Карта выполняет в учебном процессе важную психолого – педагогическую функцию, способствует упорядочению географических знаний.
    2. Карта, как сильный стимулятор умственного развития школьников. Она  развивает воображение, память, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, проводить анализ, обобщения, умозаключения.
    3.  Является средством активизации обучения: развивает самостоятельность у учащихся, вызывает интерес к предмету, сближает географию как школьный предмет с жизнью

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В РАБОРАХ С КАРТОЙ.

    Направление и характер использования карт и других картографических произведений определяются целевыми установками, какие ставит перед собой учитель, исходя из общих задач обучения и логики учебного процесса.

    Каждая из целей достигается различной работой с картой:

    1. НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАТЬ КАРТУ.
    2. НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ КАРТУ.
    3. НАУЧИТЬ ЗНАТЬ КАРТУ.

    ОЧЕНЬ ВАЖНО ЭТИ ПОНЯТИЯ ОТЧЕТЛИВО РАЗЛИЧАТЬ!

         ПОНИМАТЬ – значит, иметь картографические знания, знать, в частности, что  такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как пользоваться картами, и какая от этого польза.

    Для грамотного использования карт необходимо, прежде всего,                   научиться ее понимать.

         ЧИТАТЬ – значит, уметь за сочетанием рисунков и знаков карты представлять реальный мир, т.е. уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние, изменение и взаимосвязи различных явлений природы и человеческой деятельности, в том числе и таких, которые на карте не показаны, но обусловлены тем, что на ней изображено.

    Чтение карт – более высокая ступень овладения картой, чем ее понимание. Для овладения этим умением необходимы и картографические, и географические знания, необходимы упражнения с самими картами. Обучение чтению карты начинается уже в начальной школе, вместе с приобретением картографических и географических знаний.

         ЗНАТЬ – значит, понимать, ясно представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и название важнейших изучаемых объектов на карте.

         КАЖДОЕ ИЗ ТРЕХ ВЫДЕЛЕННЫХ ЗДЕСЬ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ ПО СВОЕМУ ВАЖНО И НУЖНО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОДНАКО, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ И ЖИЗНЕННОМУ ЗНАЧЕНИЮ ОНИ НЕ РАВНОЦЕННЫ.

         В связи с энергичным проникновением карты в различные сферы человеческой деятельности, сама карта играет выдающуюся роль средства труда и значительного по своим качествам средства распространения общей культуры. Поэтому основная цель, которая ставится в практике работы школы, а именно, внимание отводится, обучению знания карты имеет не первостепенное значение. Гораздо важнее обучать пониманию и чтению карты.

    ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ КАРТЫ.

         В начальных классах – ориентирование по солнцу и компасу, словесный масштаб, стороны горизонта, план местности, карта своей области, страны, глобус, карта полушарий.

         В 6 - 9 классе – материки и океаны их расположение относительно друг друга, особенности каждого материка и океана. Знания от плана к карте, но круг более широк: изображение рельефа горизонталями, ориентирование на местности с помощью плана, проводится глазомерная и полярная съемка с помощью планшета компаса, измеряются расстояния с помощью масштаба, освоение знаний географических координат, чтение высот с помощью шкалы высот и глубин. Изучаются условные знаки географических карт и закрепление географической номенклатуры на карте.

         Приобретаются умения в измерении расстояний без масштаба по сетке меридианов и экватора (1 градус дуги равен 111 км), учатся определять высоты точек, расположенных между границами ступеней цветной гипсометрической шкалы. Знакомятся с искажениями на картах, со свойствами карт и способами изображений различных данных на картах. Вводятся новые карты, тематические: климатические, природных зон, народов, строение земной коры, животного и растительного мира, экономические, экологические и многие другие.

         ИСПОЛЬЗУЮТСЯ: обычные и черные (индукционные) глобусы, стенные карты, контурные карты, экскурсии, рисунки, чертежи.

         ЗАДАНИЯ: на картах и глобусах, вычерчивание географических сеток, нанесение точек по заданным координатам, нахождение пунктов, лежащих на одной широте или долготе, измерение расстояний по масштабу карты и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по информатике на тему "Хранение и носители информации"

    Презентация в помощь учителю при объяснении темы "Хранение и носители информации"...

    Искусственные и естественные источники информации. Носители информации

    На уроке даётся представление о понятиях искусственных  и естественных  источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....

    урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

    Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....

    Проект на тему: "Носители информации"

    В проекте проведены исследования современного носителя информации - бумаги: состав, строение, свойства, особенности, количество расходованой бумаги на протяжении одного дня в школе. Созданы носители и...

    Урок в 5 классе по теме "Носители информации"

    Технологическая карта урока...

    Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

    Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...