Главные вкладки

    «Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности».
    статья на тему

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение

    подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества.

    Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей

    школе является внедрение компьютерных и информационных технологий.

    Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь

    максимального уровня в обучении географии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktualnost_ispolzovaniya_ikt_na_urokah_geografii.docx25.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель географии и экологии,

    руководитель кружка «Юный эколог»

    Нестиарской основной школы

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Из опыта работы по теме самообразования:
    «Использование информационных технологий
    на уроках географии и во внеурочной деятельности».


    «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать».

         Это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, его общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, его жизненный опыт и профессиональная интуиция. 
    От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь сделать актуальными в моей работе как учителя географии. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу и ответить на вопросы работа над проблемой «Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности».

    Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и
    занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов не
    представляет более благоприятного поля для применения наглядных и 
    занимательных способов преподавания, как география.
    Н.Н. Баранский

         

         Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных и информационных технологий. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии. Мультимедийные учебники позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету. 
        В 2005 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, электронную энциклопедию и коллекцию

    мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.

         Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
        Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Урбанизация». В ходе урока ученики должны получить представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах городов. Программа позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
        Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений. Как учителя географии, мы часто сталкиваемся с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме “ Страны-малютки” проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в Интернете и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта, презентацией, я пользуюсь при объяснении темы “Страны Европы”. Работая над созданием презентации, ребята использовали программу MS EXCEL, которой научились пользоваться на уроках информационных технологий.
    Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. 
        В настоящее время есть возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках расширился кругозор учеников и повысился их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в 8, 9 классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и своей страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.
        Всем известно, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Одна из форм внеурочной деятельности - использование ИКТ в работе. 
    Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации.          

         Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
    -в подготовке и проведении общешкольных праздников
    -в организации работы в классных коллективах при подготовке       классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.

     - в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования
    -в организации работы с органами ученического самоуправления.

         Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочной деятельности.,

    Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых словах»:
    -междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребёнка поиска и соединения различных знаний
    -оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи
    -технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, камера, мультимедиа) и с ними интересно работать
    -завершённость – реферат интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
        Средства ИКТ позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщая к современным средствам коммуникации. И как результат - повышается познавательная творческая деятельность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной деятельности в школе. 
        Использую ИКТ в организации дополнительного образования. Деятельность кружка «Юный эколог» невозможна без современных средств коммуникации. Выпуск газет осуществлялся параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированию, поиску информации в Интернете, работой с СД дисками и т.п 
        Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке и во внеурочной деятельности интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

    Актуальность использования ИКТ на уроках географии

         География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

    «География для всех не только звук! География - опора и основа всех наук!»

         В модернизации системы географического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.

    При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:

    • стимулируется познавательный интерес к географии;
    • создаются условия для мотивации учащихся к учению;
    • развивается мышление и творческие способности ребёнка;
    • формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

    Использование ИКТ позволяет:

    • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
    • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
    • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
    • рационально организовать учебный процесс;
    • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
    • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
    • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.

         Это особенно актуально в настоящее время, когда этот предмет переживает не лучшие времена - сокращение часов, многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал

         Вследствие этого целью является повышение мотивации учащихся к обучению географии посредством осуществления личностно-ориентированного подхода и применение инновационных технологий как условие формирования творчески мыслящей личности.

    Для достижения поставленной цели используют следующие задачи:

    1.Анализ, изучение и обобщение научной литературы по данной проблеме.

    2.Принять участие в работе МО учителей естествознания;

    3.Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

    4.Провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

    5.Выработка алгоритма применения методик для диагностической оценки уровня качества знаний учащихся по географии;

    6.Обобщение опыта работы (подведение итогов, формирование результатов)

    В ходе урока ИКТ используют на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяют:

    • на уроке изучение нового материала;
    • для обобщения и систематизации заданий;
    • при выполнении практических работ, творческих заданий;
    • при контроле знаний и умений.

    Предполагаемый результат: овладение информационно- коммуникативные технологии на уровне построения модели образовательного процесса.

         Я считаю, что применение ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во, благо в процессе обучения и воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

    Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

    Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

    « Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

    « Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

    «Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности».

    Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она...

    Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

    В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...