Главные вкладки

    «Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности».
    статья на тему

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала.

    И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах.

    Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии.

    При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом.

    Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать

    большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

     Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой

    для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

    Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе,

    тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchitel_geografii_i_ekologii.docx19.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель географии и экологии,

    руководитель кружка «Юный эколог»

    Нестиарской основной школы

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    «Использование информационных технологий
    на уроках географии и во внеурочной деятельности».

    Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

     Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

    Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по географии для всех классов. Использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Диски содержат большое количество информации по предмету, видеосюжеты, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств.

    Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки  с ИКТ.

    Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

    Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

     Я стараюсь превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Использую их как  своеобразный план урока, отражающий его  логическую  структуру, и как  фрагмент на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать фрагмент фильма об извержениях вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи».

    Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 5, 6 и 7 классов. Продолжается работа над созданием материалов для 8, 9 классов.

    Презентации удобны тем, что их всегда можно изменить.

    Начинается урок с постановки темы, которая выводится на первом слайде. Здесь же можно разместить цели и задачи урока, ЗУН, которые приобретут учащиеся или план  урока.  

    Если требуется провести проверку домашнего задания, можно с помощью последующих слайдов провести: географический диктант, словарный диктант, тест опрос и т.д. 

    При актуализации знаний на уроке изложения нового материала можно применить краткие обобщающие презентации по пройденному теоретическому материалу или также использовать тексты заданий на слайде.

    Подготовка и оформление с помощью Power Point опроса в такой форме занимает минимум времени при наличии подобранного текстового материала и дает возможность достаточно быстро осуществлять доработку и редактирование вопросов и заданий.

    При актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала.

    На этапе формирования новых знаний компьютерную презентацию можно использовать в качестве иллюстрирующего и демонстрирующего средства одновременно, т. к. презентация, созданная с помощью Power Point, позволяет в процессе показа слайдов не только иллюстрировать текстовую, графическую и другую информацию, но и, например, при построении алгоритма решения задачи иллюстрировать: текст поставленной задачи, поэтапное её решение. А также позволяет включать видеофильмы, музыку, что усиливает эффект и интереса у учащихся.

    С помощью слайд-презентаций можно:

    1. Представлять материал в виде таблиц, схем диаграмм, не затрачивая время на вычерчивании их на доске.
    2. Демонстрировать различные тематические карты.
    3. Проводить работу с учебником
    4. Выполнять практические работы, даже с возможной проверкой.
    5. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что компьютерные презентации, подготовленные с помощью Microsoft Power Point, можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей.

    После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

    Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.

    Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека. Презентация учащегося позволяет реализовать свое «Я», создает для него ситуацию успеха. Создает новый взгляд на личность ребенка, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

    Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по географии. Благодаря использованию ИКТ происходит глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой.

    Вместе с учениками 7 класса мы работаем над созданием банка презентаций по теме «Страны мира», ученики 8 класса создают презентации по географии России, освещая темы « Исследователи земли русской», «Стихийные природные явления в литосфере», «Климат и человек», «Охрана растительного и животного мира». В 9 классе наиболее удачными получились работы «Народные промыслы народов России».

    Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе я считаю интерактивность, повышенную эффективность восприятия, возможность тиражирования и распространения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    Литература:

    1. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г.
    2. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии // География в школе. – 2001 № 2с. 51 – 53.
    3. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г.
    4. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»  Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

    Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

    Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

    « Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

    « Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

    «Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности».

    Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшениеподготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образов...

    Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

    В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...