Главные вкладки

    Доклад "Реализация инновационных технологий - как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках социально-бытовой ориентировки"
    учебно-методический материал ( класс) на тему

    Морозова Любовь Ивановна

    Для учителей и деффектологов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sbo_realizatsiya.docx20.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация инновационных технологий – как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках  социально-бытовой ориентировки

                    Социально-бытовая ориентировка, помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Почти каждый урок социально-бытовой ориентировки имеет практическую направленность, нацеленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.

    На уроках успешно ведётся  работа по профориентации, с внедрением в практику работы элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и кружковой работы, мероприятия направленные на профориентацию. Технология уровневой дифференциации, как составляющая личностно – ориентированного подхода, представляет шанс каждому ребёнку организовать обучение с максимальным использованием учебных возможностей, прежде всего, социально – бытовых. При таком подходе каждый ученик принимает самое активное участие в познавательной и трудовой деятельности на уроке и уверенно может переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.

    На уроках социально-бытовой ориентировки вопросам формирования профессиональной культуры воспитанников посвящён целый раздел «Трудоустройство».

    В пятых классах происходит знакомство с рабочими профессиями. Календарное планирование предусматривает изучение таких тем, как:

    Завод, фабрика, ферма. Назначение.

    Рабочие профессии

    Работники почты

    Работники транспорта

    Строительные профессии.

    В шестых- седьмых классах:

    Собственность, формы собственности, (понятия « моё», «твоё», «наше», «чужое»).

    Человек и его индивидуальная собственность.

    Государственные, частные, малые предприятия.

    Трудовой коллектив в роли собственника.

    Промышленные объекты. Работники промышленных специальностей.

    Сельскохозяйственные объекты. Работники сельского хозяйства.

    Моя будущая профессия.

    По темам «Профессии», «Транспорт» и др. мною были разработаны компьютерные презентации.

    Использование информационных компьютерных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках социально-бытовой ориентировки  вызывает у обучающихся  эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели –  успешной социализации и интеграции детей в  информационное общество. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.

    Изучение тематического раздела «Трудоустройство» в девятых классах предусматривает усвоение учащимися следующих тем:

    1. учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, бюро по трудоустройству);

    2. оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление;

    3. деловые бумаги (заявление, анкета, расписка), правила их составления.

    Целями этого раздела являются:

    Формирование у детей ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;

    Содействие профессиональному самоопределению воспитанников

    Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.

    Необходимым звеном работы по профориентации является разработка методической продукции с учётом современных требований и личностно – ориентированного подхода, направленная на повышение эффективности образовательного процесса.

    Учащиеся имеют рабочие тетради с 5 по 9 классы, в которых предусмотрены практические задания и элементы программированного обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.

    При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности, доступности обучения. Заполнение таблиц, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, логического мышления учащихся.

    Для решения задач по профориентации незаменима игровая технология обучения. С целью формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов, передачи целостного представления о профессиональной деятельности с учетом эмоционально-личностного восприятия на уроках проводятся деловые и сюжетно-ролевые игры.

    Такой подход к организации образовательного процесса дает положительные результаты и повышение интереса у учащихся к предмету. Инновационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

                Успешное решение работы по профориентации может быть достигнуто при условии комплексного подхода, который не только создаст возможность для более широкой целенаправленной работы по подготовке школьников к выбору профессии, но и будет способствовать сглаживанию и положительному разрешению многих противоречий, возникающих в процессе трудового самоопределения школьников с нарушением интеллекта, особенно между профессиональным намерением и его реальным осуществлением.

             Показателем эффективности внедрения инновационной технологии в учебный процесс специальной коррекционной школы является оптимальность усилий, средств и времени, затрачиваемых для достижения поставленных учебно-воспитательных задач; рациональность способов и приемов деятельности учителя и учащихся в их единстве и взаимозависимости; конкретность действий, их соответствие характеру активной деятельности учащихся, обусловленной установкой учителя: перспективность, актуальность,  активность и самостоятельность учащихся.

    Научно- методическая литература

    1. Девяткова Т.А. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
    2. Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб.пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.

    1. А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
    2. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
    3. Воронкова В.В.,  Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида: пособие для учителя/ - Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2006.-247с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

    Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения  ...

    Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III- IV вида

    Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III- IV вида...

    Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

    Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

    Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки

    В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...