« Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки с детьми ОВЗ в школе VIII вида»
статья (7 класс) на тему

Мадеева Татьяна Петровна

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

(К.Д.Ушинский)

Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из   наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих  у воспитателя ряд сложностей и вопросов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_priyomy_samopodgotovki.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

« Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки с детьми ОВЗ в школе VIII вида»

Подготовила:

воспитатель

 Мадеева Т.П.

Горки

2016г

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

(К.Д.Ушинский)

Слайд №2

Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из   наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих  у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем – дети с ОВЗ - дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной   деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса  ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?                                                                                                                    

                Опыт работы с детьми ОВЗ, имеющими нарушения интеллектуального развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда  следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.

Как это реализовать?

Слайд№3

               Результат самоподготовки зависит:

1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

2. От организации самоподготовки воспитателем.

Как же организовать самоподготовку  так, чтобы учащимся было интересно учиться, как сделать так, чтобы учение было с увлечением. Обобщая педагогический опыт, можно выделить основные пути, способы и условия возбуждения, поддержания и развития интереса учащихся к учению:

  • интересное содержание изучаемого материала, позволяющее учащимся узнавать новое, по-новому проникать в уже известное;
  • положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательность, бодрое настроение педагога и учащихся;
  • высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника, стремление развивать мысль, а не только «загружать память»;
  • эмоциональность ведения занятий, образность объяснений, общая эмоциональная атмосфера деятельности;

  • использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным, приведение новых примеров, разнообразие учебного труда учащихся — однообразная информация и однообразие рекомендуемых способов ее применения быстро вызывают скуку, а скука — злейший враг учения;
  • включение учащихся в интересную для них творческую работу;
  • использование «эффекта» проверки и оценки учебных успехов учащихся — чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них:

     На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы:

Слайд№4

1. Развитие познавательного интереса.

2. Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.)

4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

Слайд№5

               Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого,  организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе.  

 

Слайд№6          

Следующая наша задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных  приемов таких как - девизы. Применяю их в своей работе.

Слайд№7

Например:

1. Развивать свой ум можно только в тишине.

2. Я стараюсь, себя преодолеваю.

3. Работаю с интересом, увлечённо.

4. Тружусь сам и помогаю товарищу.

5. Если я уважаю себя, то никогда себе не позволю… (расслабиться, получить два за домашнюю работу и т.д.)

6. Помогай даже тогда, когда самому трудно.

7. Взялся помогать – не подведи, доведи до конца и др.

Слайд№8

Правила самоподготовки по чтению.

1.  Старайся читать целыми предложениями, а не отдельными словами.

2.  Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.

3.  Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составлены учителем. Если не сможешь ответить на какой-либо вопрос, прочитай рассказ снова.

Слайд№9

Правила самоподготовки по письму.

1. Внимательно прочитай задание.

2. Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или в тетради и повтори.

3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.

4. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.

5. Если нашел ошибку, аккуратно исправь ее: зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву.

Слайд№10

Правила самоподготовки по математике.

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи в классе.

2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи и, если что-либо забыл, прочитай еще раз.

4. Запиши сокращенно условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило. Посмотри в тетради, как решались такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.

Слайд№11

Правила выполнения устных заданий по различным предметам.

1.  Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.

2.  Вспомни, что объяснял учитель на уроке.

3.  Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.

4.  Прочти текст еще раз и раздели его на отдельные части.

5.  Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.

6.  Перескажи своими словами каждую часть.

7.  Ответь на вопросы к тексту.

8.  Готовя уроки по географии и истории, пользуйся картой, а по естествознанию — имеющимися наглядными пособиями.

Привила выполнения домашних заданий по предметам, поддерживают у детей интерес, концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.

Слайд№12

Следующий этап самоподготовки -  инструктаж. Цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на котором осуществляется связь с урока и самоподготовки.

Это может быть:

- заучивание и повторение правила - по теме урока.

- применение специальных коррекционных упражнений.

- правила  выполнения домашних заданий по предметам (математика, письмо и др).

     Всё это помогает детям активней включиться в деятельность, воспроизведение материала урока становится для них интересным.

     Например, предстоит выполнение домашнего задания по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак в середине слова». В ходе  которого от детей потребуется активная работа мышления, познавательной деятельности. Применяю упражнение, задача которого: «Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации». На доске записаны 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило  из учебника к оставшимся четырём». При этом дети не просто выполняют учебное задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации. Происходит активизация интеллектуального компонента познавательной деятельности. Дети вспоминают учебный материал, после чего приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания.

Непосредственно перед выполнением которого, провожу эмоционально волевую установку. Например: «Ребята, задание сегодня трудное, но я верю, что вы успешно справитесь с ним». Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаю детей к самостоятельной умственной работе. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда.

               Во время самостоятельной работы  необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная  помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности.

Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:

Слайд№13

1. Предлагаю повторить правило.

2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.

3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

4. Применяю индивидуально памятки по предметам  (чтение, математика, письмо, устные предметы), нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания.

5. Привлекаю к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой.

Что вносит разнообразия в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.

Слайд№14

              На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:

   - Самоконтроль.

   - Взаимоконтроль.

   - Работа в группах, парах переменного состава.

   - Контроль, основанный на доверии воспитателя.

            У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу, предлагаю различный занимательный материал связанный с чтением, разгадыванием и рисованием.

Слайд№15

После окончания самоподготовки подвожу итоги работы, что всегда вызывает особый интерес у воспитанников.  

Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы,  при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Отмечаю тех, кто быстрее и лучше других справился с работой, оцениваю поведение учеников, демонстрируя  грамотно и красиво выполненные задания - показываю тетради, поощряю похвалой лучших учеников, подбадриваю слабоуспевающих. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности.

Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли  к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени работы группы.

Данные  методы и приёмы позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса,   его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

Источники:

  • Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Книга для воспитателя. Из опыта работы. – М., 1984.
  • http://nsportal.ru /
  • https://infourok.ru/
  •  Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925123.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки»

Методический материал из опыта работы с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида. В статье представлены формы, приёмы, методы работы по организации и проведению самоподготовки. Показывается прим...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида

Данная работа содержит материал, который рассказывает и показывает приемы развития  мелкой моторики у учащихся с умеренной степенью умственного развития....

Самоподготовка в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Самоподготовка "Путешествие со снежинками" проведена в 5 классе коррекционной школы VIII вида....

Самоподготовка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Самоподготовка на зимнюю тематику проведена в декабре 2015 года...

Самоподготовка в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: «Чтение слов и предложений»

Самоподготовка- один из важнейших моментов в учебно- воспитательном процессе школы- интерната, в ходе которой целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы.Цели :    ...

Презентация « Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки с детьми ОВЗ в школе VIII вида»

Презентация  к докладу на МО воспитателей "Методы самоподготовки, направленные на развитие мотивации учебной деятельности воспитанников школы - интернат VIII вида"...

"План ежедневной работы с детьми ОВЗ в школе VIII вида"

План (сентябрь, октябрь) 7, 8, 9 - КЛАСС...