Главные вкладки

    Доклад на МО воспитателей на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе с глухими и слабослышащими детьми».
    статья (7 класс) на тему

    Луговская Марина Владимировна

    Тема здоровьесбережения является актуальной в течение длительного времени. Еще Однако в последнее время эта проблема становится все более острой. Наблюдается постоянное ухудшение здоровья  детей школьного возраста.  За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. Поэтому целью создания здоровьесберегающей среды в школе является  обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья, за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_mo_zdorove_sberegayushch.docx78.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Краснодарского края

    Специальная (коррекционная) школа – интернат№2  I и II вида

    города Ейска

    Доклад

    на тему:

            

    «Использование здоровьесберегающих

    технологий в воспитательном процессе

    с глухими и слабослышащими детьми»

    Физминутка.

    Подготовила

    Воспитатель: Луговская Марина Владимировна

    Тема здоровьесбережения является актуальной в течение длительного времени. Еще Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Однако в последнее время эта проблема становится все более острой.

    Наблюдается постоянное ухудшение здоровья  детей школьного возраста.  За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонения в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. Все это крайне негативно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся: 13% отстают от среднего уровня развития, 25% испытывают затруднения и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.

    По мнению специалистов, в последнее десятилетие ежегодный прирост числа новорожденных с врожденной паталогией таков, что если не остановить эту тенденцию, то к 2030 году для их обучения простые школы уже будут не нужны, а потребуются спецшколы для детей с дефектами развития.

    Поэтому целью создания здоровьесберегающей среды в школе является  обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья, за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

    Одна из основных задач в  коррекционной школе,  соблюдение здоровьесберегающей  технологии.  

    Классификация здоровьесберегающих технологий.

    По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

    По направлению деятельности                                                                                             среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:                                                                                                                                           - медицинские (технологии профилактики заболеваний;                                                                     - коррекции и реабилитации соматического здоровья;                                                                  - санитарно-гигиенической деятельности);                                                                                      - образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);                                                                                                                                           - социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни;                         - профилактики и коррекции девиантного поведения);                                                                       - психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

    К 
    комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:                                                        - технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);                                                         - педагогические технологии, содействующие здоровью;                                                                             - технологии, формирующие ЗОЖ.

     Очень важно сегодня не только подготовить учащихся к самостоятельно жизни, воспитать их нравственно и физически здоровыми, но и научить их заботиться о своем здоровье. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге - за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

                Ребенка можно назвать здоровым, если он:

     - в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать  в оптимальном режиме;

     - в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность,  воображение;

     - в нравственном - честен, самокритичен;

     - в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

    Несмотря на большой объем традиционных здоровьеохранительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан.

    Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости.

    Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения глухих и слабослышащих детей.

    Большое значение в предупреждении утомления у воспитанников на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления воспитанников.

    Физкультурная минутка или «весёлая минутка» представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение  учащихся. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение.

    Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

    В моём классе  учатся  дети с разным нарушением слуха и интеллекта. На самоподготовке ребятам приходится много запоминать, писать, заниматься разнообразной деятельностью, поэтому я провожу  физкультминутки не один, а два раза за самоподготовку с учётом всех особенностей класса. Это позволяет быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности. В  состав динамических пауз и физкультминуток включаю  комплексы, состоящие из 3-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища.

    Во время проведения физкультминуток и динамических пауз учащиеся могут сидеть за партой или стоять около её, находиться  в проходах между партами, стоять в кругу.

    Любая  образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм  школьников, ведь  для них характерна неустойчивость нервных процессов. Учащиеся  быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

    С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  важное место педагоги школы-интерната  уделяют  проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

    Первые признаки утомления во время воспитательных мероприятий, самоподготовки в классе  служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность.

    Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на занятии как условия успешного обучения. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

    На самоподготовке и беседах-занятиях могут быть использованы следующие виды физкультминуток:

    1. Оздоровительно - гигиенические.

    2. Двигательно – речевые.

    3. Подражательные

    4. Физкультурно-спортивные.

    5. Танцевально-ритмические.

    6. Тематические физминутки.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья  физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику. Продуманный отдых в две, три  минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

    Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.  

    Зрительная гимнастика.

    “Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

    “Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

    “Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

    Упражнения для тренировки зрения.

    1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

    2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

    3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

    4. Фиксация взгляда на кончике носа.

    5. Моргание

    После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

    Упражнения для снятия зрительного утомления:

    1. «Моргание»

    Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

    2. «Прищепочки»

    Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

    Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

    Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

    1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

    2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

    3. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

    4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

    5. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

    Особое внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются часы проведения прогулок и подвижных игр. Хочу подробнее остановиться на проведении подвижных игр на прогулках и внеклассных мероприятиях.

    Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости.

    В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

    Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать. Поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

    - Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
            -
     При показе дети должны повторять задание вслух.
            -
    Ведущий (педагог) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.
           
    Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает  словарный  запас,  развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

     1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»
    Цель: развитие внимания.
    Количество игроков может быть любым.
    Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:
    «Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

    «Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;
    «Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.
    Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.
     Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.
    Вариант
    Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.
    Инструкция. Площадка делится на три зоны  «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».
    Слово «пароход» 
     играющие бегут в зону «Вода».
    Слово «дерево»  играющие бегут в зону «Земля».
    Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).
     Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

    2. «Печатающая машинка»
    Цель: развитие словарного запаса.
    Количество игроков может быть любым.
    Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.
     Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

    3. «Запрещенный цвет»
    Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произно-шения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
    Количество игроков — 6—8.
    Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
    Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
    Варианты:
    Собрать только круги (цвет не имеет значения).

    Собрать треугольники красного цвета. Собрать, как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

    Методические указания
    Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

    Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

    4. «Зеркало»
    Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании  последователь-ности движений.
    Количество игроков может быть любым.
    Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:
    Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

    Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

    Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

    Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

    5. «Веревочка»
    Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.
    Количество игроков — 10—12.
    Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.
    Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.
     Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

    6. «Догони меня»
    Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.
    Количество игроков — 10—14.
    Инвентарь: два баскетбольных мяча.
    Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.
    Методические указания
    Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

    7. «Поймай мяч»
    Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

    Количество играющих может быть любым.
    Инвентарь: один мяч среднего размера.
    Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
     Методические указания.
    От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

    Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

    Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

    8. «Цветные палочки»
    Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.
    Количество игроков произвольное.
    Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.
    Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети соби-рают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.
    Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.
     Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.
    Варианты:
    Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

    Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру ( елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

    Командное исполнение заданного wiu самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

    9. «Часы»
    Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.
    Количество игроков не ограничено.
    Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

    Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.
     Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.
    Варианты игры

    10. «Месяц»
    Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):
    а) если ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;
    б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

     11. «Дни недели»
    Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.
     12. «Подними руку»
    Цель: развитие внимания.
    Количество игроков не ограничено.
    Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.
    Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.
           В  своей   работе   я стараюсь обращать  внимание  не  только  на   физическое здоровье   учащихся,  но  и   здоровье  психологическое,   которое  представляет  собой   совокупность   личностных   характеристик,   являющихся   предпосылками   стрессоустойчивости, социальной  адаптации, успешной самореализации личности. Любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся.

    Комплексное использование оздоровительных мероприятий в коррекционной школе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Литература:

    1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М., 2001.

    2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура/ С. П. Евсеев. – М., 2000.

    3. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Л. Зайцева.– М., 2000.

    4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст ] / Под общ. ред.проф. Л. В. Шапковой.– М., 2002.

    5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

    6. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

    7.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: Учеб. пособие / Авторы-составители О. Э. Аксёнова, С. П. Евсеев/ Под ред. С. П. Евсеева. – М., 2004. – С.168 – 173.

    8. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

    9. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

    10. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервис школа, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

    Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

    Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время"

    представлен материал по здоровьесберегающим технологиям...

    Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

    Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

    Доклад на тему "ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"

    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

    Выступление на МО воспитателей с отчетом по теме самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе детей с ОВЗ».

    Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель самообразования:   Повысить свой пр...