Главные вкладки

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики
    статья на тему

    Ананьева Ольга Владимировна

    Учитель осуществляет проблемное  обучение, если не даёт информацию в готовом виде, а организовывает работу так, что ребята  сами открывают новое знания. От учителя  требуется лишь правильное использование всех тех ресурсов, которые скрыты в курсе преподаваемого предмета

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_problemnyh_situatsii.rar418.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики

    Учитель осуществляет проблемное  обучение, если не даёт информацию в готовом виде, а организовывает работу так, что ребята  сами открывают новое знания. От учителя  требуется лишь правильное использование всех тех ресурсов, которые скрыты в курсе преподаваемого предмета.

    На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных приёмов создания проблемных ситуаций:

    • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
    • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
    • сталкивает противоречия практической деятельности;
    • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
    • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
    • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
    • определяет проблемные теоретические и практические задания;
    • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

    Рассмотрим эти приёмы на конкретных заданиях.

    Учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ её разрешения.

     Побуждение к осознанию противоречия осуществляется вопросами учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

    Тема: «Обозначение натуральных чисел»

    Соедини линией равные числа

    Тема: «Прямая. Луч. Отрезок»

    а)Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:

    в двух точках;   в трех точках;   в пяти точках;   в шести точках;

    б)Проведи луч так, чтобы он пересекал кривую линию:

    в двух точках;   в трех точках;   в пяти точках;   в шести точках;

    в)Проведи отрезок так, чтобы он пересекал кривую линию:

    в двух точках;   в трех точках;   в пяти точках;   в шести точках;

    Тема: «Простые и составные числа»

    Прочитай “лишнее” число: 2, 3, 5, 7, 9, 11,13,17.

    Тема: «Сравнение чисел».

    1. Какие однозначные числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? >    <    >   9<    9>    8<    <8
    2. Какие двузначные числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? >    <    >   99<    9>    11<    <10
    3. Сравните зашифрованные числа:

    Первое число

    Знак сравнения

    Второе число

    ***

    ****

    32**

    31**

    1**01

    1*001

    2**9

    1*99

    Сталкивает противоречия практической деятельности

    Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».

    Тема:«Построение треугольника по трем элементам. Неравенство треугольника»

    .

    Тема: «Сумма внутренних углов треугольника»

    Тема «Задачи на построение» разделить данный отрезок пополам

    Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

    Тема «Теорема Пифагора»

    Решение текстовых задач


     Методы: уравнением, арифметическим, с помощью графического моделирования. 

    Предлагает рассмотреть явление с различных позиций

    Тема:«Сумма углов треугольника»

    Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения)

    Тема: «Натуральные числа»

    Отметьте верные высказывания, в неверных высказываниях укажите ошибку

    Тема: «Основное свойство дроби»

    Отметить дроби:

       

    Поделите отрезок АВ точкой С так, чтобы:

    Тема:  «Свойства степени с натуральным показателем»

    Какое из выражений больше?

    2³ºº   или   3²ºº?    

    Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания

    "Обманные задачи"

    Постройте прямоугольник со сторонами 2; 3 и 5 см. 

    Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. 

    Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба. 

    Найди ошибку!

    a=b

    а =ab

    a - b=ab-b

    (a+b)(a-b)=b(a-b)

    (a+b)=b

    a+a=b

    2a=b

    2=1 !!!

    Найди ошибку: 

    (-2)2 = -4

    -23 = -6

    (-5)2 = -25

    -32 = -9

    (-8)2 = 64

    -33 = -9

                                                                    

    Заполните пропуски

    Задача с недостающими данными.

    оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

    Надо отметить и слабые стороны проблемного обучения:

    • значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;
    • малая эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт;
    • в меньшей мере применимо при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

    Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

    Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"

    Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Доклад выступления на заседание МО естественно-научного цикла...

    Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

    В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

    Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики

    Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики...

    Использование проблемных ситуаций на уроках математики

    На основании обобщения собственного опыта,  с учетом передового педагогического опыта,  можно указать несколько основных приёмов создания проблемных ситуаций:учитель подводит школьников к пр...