Главные вкладки

    Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Повышение воспитательного потенциала уроков иностранного языка при обсуждении моральных дилемм" 25.03.13
    статья на тему

    Меняйлова Галина Ивановна

    В данном выступлении рассказывается о различных средствах, способствующих повышению воспитательного потенциала уроков иностранного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shmo_pov_vosp_potents_25.03.13.docx21.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отдел образования администрации г. Гуково Ростовской области

    муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 23

    имени В.А.Шеболдаева

     (МБОУ СОШ № 23)

    Выступление

    на школьном методическом объединении

    учителей иностранного языка

    25 марта 2013 г.

    ПОВЫШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБСУЖДЕНИИ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ

    Подготовила: Меняйлова Г.И.

    учитель английского языка

    г. Гуково

    2013г.

    Повышение воспитательного потенциала уроков английского языка при обсуждении моральных дилемм.

    Существуют различные средства, способствующие повышению воспитательного потенциала уроков. Эффективным средством осуществления воспитательных функций на уроке являются моральные дилеммы. Сущность моральной дилеммы заключается в создании ситуации нравственного выбора между двумя альтернативными решениями, осуществляемыми под прямым или косвенным руководством учителя, на основе которого активизируется процесс нравственного развития  и саморазвития личности.

    О.С. Гребенюк и М.И.Рожков считают, что моральные дилеммы формируют у детей способность к суждениям и являются продуктивным средством развития экзистенциальной сферы. Так по каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. При этом необходимо учитывать, что дилемма должна: иметь отношение к реальной жизни школьников; быть по возможности простой для понимания; быть незаконченной; включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Авторы обращают внимание на то, что у каждого ребенка со временем будет накапливаться определенный опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих высоконравственные установки, которые не позволят ему в дальнейшем вести себя  непорядочно, бесчестно. Доводы, приводимые школьниками в процессе возникшей дискуссии, впоследствии будут способствовать осуществлению нравственного выбора в сложной жизненной ситуации.

    Моральные дилеммы рекомендуется использовать на занятиях по иностранному языку для совершенствования умений говорения по теме и одновременно для реализации воспитывающей функции урока. Они могут быть составлены как самими учителями, так и учащимися. Особый интерес у учащихся вызывают дилеммы, в которых они узнают себя. Выбирая ситуации для обсуждения, нужно учитывать возрастные особенности учеников.

    Методика работы с моральными дилеммами включает девять этапов:

    1. Подготовительный этап. Учитель выбирает наиболее актуальную в данном классе моральную дилемму в соответствии с темой занятии; осуществляет отбор содержания воспитывающей информации. (Например: моральная дилемма по теме «Дружба»)
    2. Презентация. Учитель представляет моральную дилемму, требующую нравственного выбора. (Представьте следующую ситуацию: ваш любимый певец дает единственный концерт в вашем городе. Вам удается достать один билет на его концерт,  но в день концерта ваш друг попадает в больницу и просит приехать к нему. На концерт вы уже не сможете пойти.  Как вы поступите?)
    3. Разъяснительный этап. Учитель выясняет при помощи вопросов понимание сути дилеммы. (Дети обсуждают проблему в микрогруппах и объясняют свои ответы)
    4. Первичное принятие решения. Учитель ориентирует учащихся на принятие первичного решения по моральной дилемме; выявляет уровень сформированности нравственных качеств учащихся. (Проголосуйте за один из двух ответов: 1) Я пойду на концерт. Друг может попросить кого-нибудь другого прийти к нему. Он, наверняка, поймет, если он настоящий друг.

    2) Я навещу своего друга, поскольку он бы поступил точно также, если бы я оказался на его месте.)

    1. Дискуссионный этап. Учитель организует дискуссии в микрогруппах, создавая различные воспитывающие ситуации; внимательно выслушивает все доводы. (Сформируйте микрогруппы, согласно мнению, которое вы выбрали. Подумайте над аргументами за и против. Один из учеников должен устно выступить с защитой общего мнения. Дается 3 минуты на обсуждение. Каждому выступающему могут быть заданы вопросы, на которые может ответить любой член микрогруппы)
    2. Коррекционный этап. Учитель задает дополнительные вопросы, используя прием смены ролей «Как бы я поступил на месте участников ситуации?» (Учащиеся отвечают на вопросы, рассматривая дилемму с различных позиций; анализируют предложенные учителем проблемные ситуации; осуществляют самокоррекцию безнравственных поступков. Например: 1) Было очень трудно достать билет на концерт и, кроме того, он стоит очень дорого. Действительно ли ты хочешь, чтобы деньги пропали? 2) Он не твой лучший друг, но он просит тебя о помощи. Оставишь ли ты его в беде? 3) Каково твое мнение, что такое настоящая дружба?)
    3. Окончательное принятие решения. Учитель через голосование определяет, каким образом повлияло обсуждение дилеммы на принятие нравственного решения; выявляет результативность коррекционного этапа.
    4. Социоморальная рефлексия. Учитель подводит итоги. (Я надеюсь, что все из вас понимают, что дружба важнее, чем несколько часов на концерте. Я надеюсь, что все из вас смогут помочь своему другу. Если же мы выберем отказ, будет ли нам комфортно, если мы сами окажемся в подобной ситуации?)
    5. Прогностический этап. Учитель определяет главные задачи по нравственному воспитанию подростков; прогнозирует дальнейшую работу по формированию нравственных качеств.

    Решение моральных дилемм на занятиях по иностранному языку требует от учащихся необходимых навыков говорения в различных ситуациях речевого общения, а также умений адекватно реагировать на реплики, вопросы, высказывания.  Как известно, обучение спонтанной речи на иностранном языке является одной из основных  и наиболее трудных задач учебного процесса. Но при обсуждении значимых для учащихся тем языковой барьер пропадает. Они не боятся высказывать свое мнение на иностранном языке.  Разрабатывая дилемму, записывая мнение микрогруппы, ученики совершенствуют письменную речь; высказывая свое мнение по дилемме, отвечая на вопросы, развивают навыки говорения и аудирования, обогащают словарный запас. Использование моральных дилемм на уроках позволяет совершенствовать монологическую речь учащихся, способствует прочному и глубокому запоминанию изучаемого материала.

    Важно, чтобы ученики с первого занятия осознали значимость решаемых ими моральных дилемм; поняли, что они будут не только изучать иностранный язык, но и решать сложные нравственные ситуации, учиться поступать по совести.

    Литература

    1. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
    2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. О методах воспитания [Электронный ресурс].-  // www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/pedagog_5/a04.html.
    3. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.для учителя / М.Г.Яновская. – М.:Просвещение,1986.
    4. Lind G. The Konstanz Method of Dilemma Discussion: Teacher Instructions/ Participants’ Activities/ Learning Goals. [URL] www.uni- konstanz.de/ag-moral/moral/formulare/English/d-ablaufplan-engl.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

    Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

    Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

    Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

    Воспитательный потенциал урока иностранного языка

    мультимедийная презентация к теме по самообразованию...

    Воспитательный потенциал урока иностранного языка

    Данная работа посвящена изучению проблем воспитания в школе. А так же рассмотренны некоторые методы достижения задач воспитания на уроке иностранного языка....

    Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

    Статья  (выступление на заседании РМО). Теоретический материал о воспитательном потенциале урока иностранного языка.  На какие виды воспитания следует учителю обратить внимание в своей...

    "Воспитательный потенциал урока иностранного языка"

    Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания на уроках  английского языка....