Главные вкладки

    Индивидуальный подход на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида
    материал на тему

    Куликова Светлана Владимировна

    Индивидуальный подход на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualnyy_podhod.docx21.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Краснодарского края

    ГКОУ школа № 10 VIII вида г. Белореченск

    Доклад на тему:

    «Индивидуальный подход на уроках швейного дела

    коррекционной школы VIII вида»

                                 

                           

                                       

                                   

                                               Подготовила: Куликова С.В. 

    г. Белореченск

    2018 г.

    Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на каждого учащегося. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

    - трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;

    - практическое выполнение заданий;

    - энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

    Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работа  организуется  внутри  класса,  по группам.  В состав  группы  входят две-три ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя. Работа с такими детьми требует более четкого и продуманного использования всего ассортимента методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих.

    Работа на уроке проводится следующим образом:

     - организационный момент;

     - актуализация ранее полученных знаний;

     - объяснение нового материала;

     - проговаривание трудных слов  вслух;

     - чтение заданий по карточкам;  

     - чтение надписей на плакатах;    

     - запись трудных слов с их объяснением в словарь;

     - выполнение практических заданий;

     - закрепление пройденного материала;

     - итог урока.

    Осуществляя индивидуальный подход к  учащимся, походу объяснения им задаются вопросы:

    - из каких растений получают волокна?

    - для чего нужны нитки? и т.д.

      Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения.

    Значительную роль в организации образовательного процесса играют печатные средства обучения. В мастерской собрана библиотека из книг по различным видам рукоделия, журналы мод, тематические подборки, имеются учебники по швейному делу, стандартные плакаты "Технология обработки швейных изделий", "Швейная машина". Этих плакатов недостаточно при обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии, приходится изготавливать дополнительные  карточки. Каждая карточка разделена на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы.  Получив ее, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Значительную роль в коррекционной работе играют изобразительные  наглядности: чертежи, рисунки, схемы, иллюстрации.  Для проверки знаний  тесты разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей.

    С целью привития интереса к предмету, на уроке  проводятся познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу).

    Игра «Цепочка».

    Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между бригадами.

    Алгоритм проведения игры.

    1. Подготовительный этап.

    а) ознакомление с условиями игры;

    б) деление детей на бригады с учетом умственных и физических возможностей

    2. Проведение игры.

    3. Подведение итогов игры, награждение.

    Например, на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить. Учащийся 1-й бригады называет первую деталь, следующую деталь называет член 2-й бригады, потом из 1-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой бригаде. Выигрывает бригада, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

    Игра «Домино»  состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

    Например, должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

                     Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью  используются кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов,  учат  их  умению самим  формулировать  вопросы.  С  помощью  кроссворда

    можно проверить на сколько усвоен пройденный материал.

               В каждом классе есть ученицы, у которых заметно  снижена работоспособность,

     они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков - развитие у обучающихся интереса к практической работе. Необходимо хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение с опорой на технологическую карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы.

    Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к

     практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.

      Для  предупреждения  утомляемости  наряду  с  учебной  деятельностью  на

    уроках  применяю  здоровьесберегающие технологии:

    1. Музыкотерапия

    2. Физкультминутки

           Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой.  Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.   Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Наблюдения за детьми  и анализ результатов показывают, что музыка, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

               Физкультминутки -  проводятся для профилактики утомления, нарушения осанки, нарушения зрения. Простейшие упражнения для глаз ( вертикальные движения глаз вверх-вниз; горизонтальное вправо-влево;  вращение глазами по часовой стрелке и против)  благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

         Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки  и дыхательная гимнастика.

               

                Индивидуальный подход к детям с использованием перечисленных

     средств обучения и здоровьесберегающие технологии позволяет, в частности, проводить работу по развитию устной и письменной речи, воображения, внимания, памяти, мышления, а также реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика вспомогательной школы должна быть лечебной педагогикой».

                    Литература.

    Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981.

    Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.

    Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, №5.

    Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.

    Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.

    Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок швейного дела в коррекционной школе VIII вида

    конспект урока "Застрачивание углов основной детали сумки и утюжка готового изделия "  + презентация  + технологические карты....

    Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

    Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

    Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.

    Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...

    Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

    КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....

    Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

    Использование на уроках трудового обучения  в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...

    «Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)

    В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...