Главные вкладки

    Выступление на районном семинаре по теме «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»
    учебно-методический материал по теме

    Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.konkurs.docx34.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Савинская основная общеобразовательная школа»

    Выступление на районном семинаре

    по теме

    «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»

    Савино 2017год

    Актуальность

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .

    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

    •  самостоятельно ставить учебные цели,
    •  проектировать пути их реализации,
    • самостоятельно решать поставленные задачи,
    • контролировать и оценивать свои достижения,

         иначе говоря — формирование умения учиться.

    Поэтому, в соответствии с новым Федеральным образовательным стандартом школьный урок меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода. В связи с этим в последнее время появляются новые формы итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Логично, что на первый план в связи с этим выходит проблема контроля знаний и оценки деятельности учащихся.

    Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Я же называю его немного по-другому – лист учета знаний. Стоит отметить, что данный лист – довольно оперативный способ контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику  лист учета знаний играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

    Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способ оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока.

    Основная часть

    1. Лист учета знаний как

    способ оценки                                                       способ

    достижения                                                 формирования

    результатов                                                             УУД

    Достижение данной цели, т.е.умения учиться, становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

    Для эффективного управления учебным процессом так же необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль знаний и умений учащихся, который выполняет функцию обратной связи.

    Одна из главных задач педагога создать для учащегося комфортные условия при осуществлении контроля в ходе всего урока.

    Комфортность – это уверенность учащегося в своих силах, условия для творчества, поддержка одноклассников и учителя, который сумеет вселить в ученика эту уверенность в себе, обеспечит разнообразие выбора и свободу ребёнку.

    • Важнейшей задачей педагога является научить школьников строить свою деятельность во время контроля как полноценную. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый и самим учеником.
    •  Таким образом, контроль приобретает функцию обучения учащихся приемам планирования собственных действий, формирования у них потребности и привычки самоконтроля.
    • Поэтому, одним из способов формирования УУД и  способов достижения результатов учащихся является лист  учета знаний.

    Формирование УУД на разных этапах урока истории

    Виды УУД/

    этапы урока

    Личностные (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор)

    Регулятивные (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция)

    Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические -синтез, анализ, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, подведение под понятие)

    Коммуникативные (учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, поиск и выбор информации)

    Проговор. Организационный момент, самоопределение к деятельности

    Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

    Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план

    Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса

    Актуализация опорных знаний

    Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

    Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

    Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

    Целеполагание. Подготовка к изучению новых знаний  

    Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

    Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний,  выдвижение гипотез и их обоснование

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    Работа в группе или индивидуальная работа. Работа над новой темой, открытие нового знания

    Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

    — доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

    свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация

    проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

    Самостоятельная работа. Закрепление

    Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

    Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

    Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Самооценка. Рефлексия. Итог урока

    Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

    Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

    Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    1. Способы формирования УУД

    Для формирования УУД  на уроках истории я использую следующие виды деятельности:

    • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; 
    • извлекать информацию из источника; 
    • описание объекта по схеме; 
    • составление характеристики исторического деятеля; 
    • работа с картой («чтение карты»), схемой; 
    • анализ исторического источника; 
    • чтение и обобщение фактов из литературного источника; 
    • составление вопросов к тексту, ответы на них; 
    • комментированное чтение текста; 
    • составление простого и сложного плана; 
    • составление сравнительных, хронологических таблиц;  
    • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 
    • составление логической схемы, цепочки; и другие. 
    • составление вопросов к тексту, ответы на них
    • комментированное чтение текста
    • составление простого и сложного плана
    • составление сравнительных, хронологических таблиц
    • составление кластера
    • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
    • составление логической схемы, цепочки

    А так же такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.

    1. Работа с листами учета знаний

    Лист учёта знаний  по ___________________(предмет)     ученика(цы)___ класса __________________________________________________________(ФИ)

                           Месяц    

                                      число

    Параметры отметки                                  

       

    ю

    б

    б

    б

    ю

    ю

    б

    б

    ю

    ю

    ю

    ю

    ю

    ю

    ю

    ю

    ю

    ю

    Проговор

    5

    5

    Актуализация знаний (фр.опрос\тест\дом.работа)

    4

    5

    Целеполагание

    +

    -

    Работа в группе

    5

    Индивидуальная работа

    4

    Самостоятельная работа

    4

    5

    Проверочная работа по главе

    4

    Самооценка урока

    4

    5

    Моё поведение

    5

    4

    Итоговая отметка

    за урок

    4

    5

    4

    1.    За урок ребёнок получает несколько оценок, следовательно, уменьшается риск получения двойки и снимается фактор страха. Во время урока мои ученики сами заполняют лист учёта знаний на каждом этапе урока, они уже приучены к этому, поэтому оценки выставляются быстро, без суеты.

    1. Этап урока "проговор": ребята в паре задают друг другу вопросы в течение 3 минут по ВСЕМУ пройденному материалу и друг друга оценивают после «проговора».  Это удобно тем, что темы в учебнике часто бывают не связаны друг с другом, а в «проговоре» все они повторяются в течение года.
    2. Есть правило: если за проверочную работу стоит "3", то сколько бы ты пятёрок не получил за урок, выше четвёрки я не поставлю, т.е. могу увеличить оценку за проверочную  работу только на 1 балл.

    4.В конце урока ребята ставят свою самооценку и сдают листы учёта. А уже итоговую оценку каждому выставляю я.

    5. За проверочную работу по теме оценка ставится в соответствующей графе и сразу в итоговую оценку за урок, но, если ученик хочет пересдать проверочную работу, то в графе "итог урока" ставится пока точка.

    6.Точки также ставятся ещё за каждый правильный ответ во фронтальном опросе, что идёт бонусом к выставлению итоговой оценке

    Заключение

     Лист учета знаний на уроке – важное средство контроля, самоконтроля и мотивации.

    Несомненными плюсами такого листа являются:

    - разнообразие заданий (это не сделает урок монотонным),

    - возможность за счет само- и взаимопроверки значительно сократить время проверки заданий,

    - ребенок может сам планировать и оценивать свои достижения на уроке, что благотворно влияет на мотивационную сферу.

    Если хорошо организовать урок, то в корне меняется деятельность каждого ребёнка. Ученик изучает новый материал, осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает.

    Как мы видим, лист учета знаний – большой помощник педагога.

    Успех всех преобразований в школе определяется позицией учителя, его отношением, желанием и готовностью работать с полной отдачей. Наша с вами задача создать для ученика комфортные условия при осуществлении контроля. Хочу быть правильно понятой, комфортность – это не мягкое кресло, не безделье, не снисходительные требования, а уверенность ученика в своих силах, условия для творчества, поддержка одноклассников и учителя, который сумеет вселить в ученика эту уверенность в себе, обеспечит разнообразие выбора и свободу ребёнку.

    Среди качеств, которые мы хотим привить ученику, одним из важнейших является стремление, желание – учиться, поэтому интеграция управленческой и методической деятельности на уроке должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования этого качества.

    Зачастую, ученик во время любого контроля находится в состоянии тревоги, и одной из причин этого является то, что на уроке не организовано качественное методическое сопровождение учащегося. Важнейшей задачей педагога является научить школьников строить свою деятельность во время контроля как полноценную. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый и самим учеником. Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приемам планирования собственных действий, формирования у них потребности и привычки самоконтроля.

    Таким образом, одной из форм реализации самоконтроля или взаимоконтроля является лист учета знаний, который даёт большой объем информации. Во-первых, он показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы не только отдельным учеником, но и классом в целом. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и автоматически спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Во-вторых, накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для учащихся  лист учета знаний является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

    Литература

    1. С. Д. Шевченко «Школьный урок: как научить каждого». — М., 1991 г.
    2. Шевченко С. Д. Научить всех — научить каждого. — М.: Педагогика, 1989 г.
    3. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994 г.
    4. Интернет-ресурсы

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для выступления на районном семинаре по теме "Применение интерактивной доски"

    Презентация для выступления на районном семинаре по теме "Применение интерактивной доски"...

    выступление на районном семинаре на тему «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях».

    выступление на районном семинаре на тему «Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися в современных условиях»....

    Выступление на районном семинаре на тему "Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся"

    Выступление на районном семинаре по организации летнего оздоровительного отдыха в лагере с дневным пребыванием детей на тему «Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся» По...

    Выступление на районном семинаре по теме: Программирование в среде «Scratch».

    Большинство людей рассматривают программирование на компьютере как нудное, особое занятие, доступное только для тех, кто имеет хорошую техническую подготовку. И в самом деле — традиционные языки прогр...

    Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»

       Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...

    Выступление на районном семинаре по теме: «Профилактика дезадаптации учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»

    Выступление на районном семинаре по теме:«Профилактика дезадаптации  учащихся с ОВЗ в подростковый период в школе-интернате»...