"Технология разноуровневого обучения"
учебно-методический материал на тему

Лапочкина Ирина Валерьевна

Материал для выступления на методобъединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_raznourovnevogo_obucheniya_.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

Технология разноуровневого обучения.

  1. Для начала нужно сказать о сходности понятий «дифференцированное» и «разноуровневое» обучение. А также об индивидуальном обучении. Все три подхода (или технологии)  решают одну задачу, обучать всех не одинаково, а с учетом индивидуальных особенностей. Для этого нужно сначала дифференцировать детей, а потом обучать их по уровням.

Дифференциация бывает внешняя (слайд 2) и внутренняя.

Основания для дифференциации (слайд 3)

Иногда учителю бывает труден сам момент деления на группы. Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. Состав групп подвижен.

  1. Об актуальности данного направления. Это очень перспективное направление. Отвечающее требованиям времени и ФГОС. В интернете очень много разного материала на эту тему, но толкового мало. Как обычно, начиная работать над темой. Придется собирать свой банк данных.

Плюсы использования такой технологии в том, что кроме того, что подтягиваются двоечники, еще и одаренные ребята получают возможность тут же, на уроках, готовиться к олимпиадам

  1. Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения материала. (слайд 5)
  2. Существуют различные популярные авторские технологии индивидуального и дифференцированного обучения. Я ознакомилась с ними. (слайд 6,7,8)

 И поняла, что даже начав работать по какой-либо методике, учитель все-равно придет к своему результату, выведет лично свой алгоритм работы.

  1. Разноуровневое обучение – очень эффективный метод (слайд 9)
  2. Итак, выделяют, как правило, три уровня.(слайд 10, 11, 12)
  3. О разноуровневых заданиях. (слайд 13,14),  на каких этапах можно использовать (слайд 15) , каких целей достигаем (слайд 16), как оцениваем (слайд 17
  4. В чем сущность уровневого обучения. Последовательный переход от простого к сложному. Каждый ребенок знает и адекватно воспринимает себя и свои способности. Имеет возможность всегда «повысить планку». Дети осознают разницу между базовым и повышенным уровнем. (слайд 18)
  5. Трудности в реализации технологии. Огромная подготовительная работа. Особенно поначалу. Необходимость «перекраивания» структуры урока. (Слайд 19.)

       Структура урока разноуровневого обучения

 

Этапы урока

Класс

(группа)

Содержание работы

Время

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2 мин.

2

Весь класс

Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).

3 мин.

3

1,2,3 группы

Разноуровневое  повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).

7 мин.

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

7 мин

5

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или разноуровневое  закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

5 мин.

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

8 мин.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д.

8 мин.

8

Весь класс

Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.)

2 мин.

9

1,2,3 группы

Разноуровневое  домашнее задание.

3 мин.

Лексика 6 класс

I уровень:

1) Распределите слова по группам:   в первую группу выпишите заимствованные слова, во вторую – устаревшие.

Император,  караван,  километр, конка,  кольраби, акварель,  приказчик,  праздник,  светлица,  роскошь,  биография,   лапоть,  гамма,   грузовик.

2) Приведите примеры профессиональных слов.  К одному из слов сделайте словарную помету.

3) Подберите синонимы к словам   темнота,  страна,  пурга и антонимы к словам вспыльчивый,   свежий,  ночной.

II уровень

1) Найдите омонимы:

скосил  траву  -  скосил глаза;

графин  из стекла  -  вода стекла;

клуб дыма – новый клуб;

печь пироги – русская печь;

побелил потолок – потолок картошку;

лечу зверей – лечу в Москву.

2) Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска); мягкий (хлеб, характер); сладкое  (яблоко, высказывание).

III уровень

1) Замените словами  - синонимами фразеологические обороты: носить на руках,  Фома неверующий,  водить за нос,   в час по чайной ложке.

2) запишите фразеологические обороты, в которых встречаются  числительные или имена собственные.

3) Найдите в произведениях Н.Некрасова («Крестьянские дети»),  М.Лермонтова («Бородино»),  К.Симонова («Сын артиллериста»)  фразеологические обороты.

       Тема «Буквы ё – о после шипящих»   ( 7 класс)

1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Ч..рный, стереж..т, щ..лочь, сильный ож..г, плащ..м, руч..нка, ш..ссе, с товарищ..м, свеж..го (хлеба), больш..й, кипяч..ное молоко, парч..вый капюш..н, груш..вый, лапш..й, расч..ска, полуш..пот. 

2. Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова разными способами.

Береж..т, снеж..к, галч..нок, с мяч..м, реш..нный, беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь, ж..нглер, чарующ.., ш..рох, больш..го, ш..в, овраж..к, плюш..вый, еж..вый, ш..колад, ноч..вка, ож..г руку, стаж..р, чащ..ба.

3. а) Составьте текст, используя в нем слова с буквами ё и о после шипящих  в разных частях речи и морфемах.

б) Составьте текст, в котором необходимо выбрать правильное написание слов с буквами ё и о после шипящих.

     

Тема «Буквы з и с на конце приставок»

1. Вставьте буквы, графически объясните их написание.

Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, и..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать.

2. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.

Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.

3. Найдите лишнее слово:

низкий, низвергать, ниспадать;

расчет, растут, раздать;

сжать, здание, здравница;

воззвание, восстание, восток.

     Тема «Безударные гласные в корнях с чередованием»

1.Выполните упражнение из учебника.

2.Составьте текст «Правописание корней с чередованием гласных  а – о»

3.       а) Найдите лишнее слово:

к..снуться,   прик..саться,   к..согор;

р..стет,   р..сток,   р..сторговать;

прил..жить,   сл..жный,   прил..гательное;

г..ра,   г..реть,   заг..релый;

зеп..реть,   расст..лает, м..рить друзей.

б) Составьте три простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне;  подчеркните грамматические основы.

      (6 класс) Тема «Фразеология. Культура речи»      

1. а) найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говорится о голове или глазах.

    б)  Подберите фразеологические обороты, в которых встречаются географические названия; имена собственные.

2. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой величины; развесить уши.

    б)составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические обороты.

3. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам:    давать волю языку (держать язык за зубами); засучив рукава (спустя рукава); повесить нос (воспрянуть духом); за тридевять земель (рукой подать).

     

1.  Прочитайте текст, определите тему, тип речи, стиль текста. Выполните морфологический разбор двух местоимений.

   

      Исаак Ильич Левитан – наш великий и неповторимый пейзажист. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произведения. Левинтан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России. У неё появилось своё неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа «Дом с мезонином»: «На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму в детстве».

2.  Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Над каждым местоимением укажите разряд.

    Исаак Ильич Левитан наш великий и неповторимый пейзажист. Долгое время сч..талось что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произв..дения. Левинтан наполнил наш бедный пейзаж чу(?)ствами и теперь уже н..кто не(мог) отвернуться от средней полосы России. У неё появилось своё неповторимое лицо и неотразимое оч..рование перед которым меркли красоты заморских стран. В самом простом деревенском мотиве он, как н..кто другой, умел найти то родное и бе..конечно близкое что так неотразимо действует на душу русского человека. Около картин Левитана (не)вольно вспоминаются слова Чехова из ра..каза «Дом с мезонином»: «На миг на меня повеяло оч..рованием чего(то) родного, чего(то)знакомого, будто я уже видел эту самую пан..раму в детстве».

3. Прочитайте текст, продолжите его, описав картину Левитана. Постарайтесь использовать в тексте местоимения разных разрядов.

    Осень – удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья клёнов, берёзок. Сколько ни смотришь, не перестаёшь удивляться мастерству осени. Многие художники были очарованы этим временем года. Один из них – Левитан…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии разноуровневого обучения на уроках истории

Технологии разноуровневого обучения на уроках истории и обществознания...

Технология разноуровневого обучения

Обобщение педагогического опыта по технологии разноуровневого обучения перед коллегами района с предоставлением разработок дидактического материала...

Аспекты технологии разноуровневого обучения при изучении математики в СПО

В статье рассматриваются  элементы технологии разноуровневого обучения и практика применения их в системе СПО...

Опыт работы по применению технологии разноуровневого обучения

В данном материле кратко описан мой опыт работы по технологии разноуровневого обучения. Применение данной технологии способствует созданию в классе чувства "успешности" у каждого учащегося. В качестве...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...

Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.

Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...