Главные вкладки

    Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока.
    методическая разработка на тему

    Киселева Анна Владимировна

    Работа по самообразованию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа по самообразованию на тему

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

     как средства технического обеспечения

    и повышения эффективности урока».

         Моя тема по самообразованию: «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока».  Интерес к этой теме возник не случайно. Современная школа - место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, поэтому в своей работе я использую системно-деятельностный подход , в котором учителю-предметнику отводится обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Безусловно, здесь на помощь и приходят ИКТ.

       Общаясь с учениками на уроках русского языка и литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.  Моей целью является повышение интереса учащихся к предметам русский язык и литература посредством использования в работе информационно-коммуникационных технологий.

       Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

       Полностью согласна со словами Льва Семеновича. Интересно, что исследования последних лет показали: современный ученик усваивает только ту информацию, которая способна заинтересовать, вызвать эмоции.  Поэтому ИКТ обладают уникальной возможностью повышения мотивации и развитию творческих способностей учащихся.          

       Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

    Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

        Я работаю по следующим направлениям:

    - использование готовых программных продуктов,

    - работа с программами MS Office (Word, Power Point)

    - работа с ресурсами Интернет.

    Примеры использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

    1. Презентация. Может использоваться на любом этапе урока: при постановке проблемы; при движении темы, глубже раскрывая её смысл; на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

    • информационной поддержки;

    • иллюстрирования;

    • использования разнообразных упражнений;

    • экономии времени и материальных средств;

    • построения канвы урока;

    • расширения образовательного пространства урока.

    Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

    • концентрация внимания;

    •включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

    • повышение интереса к изучению предмета;

    • возрастание мотивации к учёбе.

    Велики возможности презентации, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

       Например, изучая в 7 классе  тему «Образование и правописание наречий» можно предложить детям выполнить следующее задание: «Подскажи словечко», где нужно заменить неделимые устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) одним наречием. Это задание даёт возможность вспомнить материал 6 класса о фразеологизмах и провести работу по употреблению наречий в своей речи.   Вторая часть слайда появляется после того, как дети записали ответы в тетради. Осуществляется коллективная проверка. Далее предлагается составить предложения с использованием фразеологизмов и наречий-синонимов. После чего делается вывод о том, что наречия делают речь более точной и выразительной.

        К некоторым темам учащиеся сами составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учеников, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

       Например, готовясь к итоговому уроку по басням И.А. Крылова, ученица 5 класса включила в презентацию следующее задание: продолжите крылатые выражения из басен

       Приведу еще одну интересную возможность презентации. С ее помощью можно проводить динамические паузы 

    Итак, использование презентации позволяет:

    1) значительно сэкономить время на уроке;

    2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

    3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

      2. Фонохрестоматия. В своей работе на уроках литературы использую фонохрестоматию к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. Фонохрестоматия содержит фрагменты художественных текстов, которые читают профессиональные актёры с музыкальным сопровождением. После прослушивания выразительного чтения задаю вопросы не только по содержанию услышанного, но и вопросы, акцентирующие внимание детей на правильной интонации. Таким образом, у детей формируются навыки правильного выразительного чтения.

    3. Видеоматериалы. Большим подспорьем в моей работе являются видеоуроки по русскому языку, сопровождающиеся яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами. Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Они не только дают наглядность, но и приобщают учеников к мировой культуре, учат понимать искусство.  

       Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, например, изучая сказку-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок», предлагаю посмотреть ребятам видеоролик, созданный их ровесниками. После просмотра раздаю цветы (из бумаги) и предлагаю на каждом из лепестков написать те качества, которые дети открыли для себя, прочитав произведение. (Пишут под музыку Е. Доги «Вальс цветов». Затем зачитывают и обсуждают.)  

    4. Работа учащихся с интерактивной доской. Это, наверное, самый интересный момент урока для ученика, когда он выходит отвечать не к обычной доске, а к интерактивной, пишет он не мелом, а маркером. Так, например, для синтаксического разбора предложений используем различные цвета маркеров: подлежащее выделяем синим, сказуемое – красным, определение – зелёным и т.д. Такой прием позволяет учащимся быстро увидеть ошибку. В этой работе есть еще ряд положительных моментов: задействована зрительная память учащихся, активизируется внимание, повышается интерес к изучаемому материалу.

       Таким образом, я пришла к выводу, что использование ИКТ на уроках дает положительные результаты:

    • развивает творческие и исследовательские способности учащихся;
    • повышает их активность;
    • способствует более осмысленному изучению материала;
    • приобретению навыков самоорганизации;
    • превращению систематических знаний в системные;
    • помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
    • развивает у учащихся логическое мышление;
    • значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

       А теперь обратите внимание на диаграмму опроса учащихся по использованию учителем ИКТ на уроках рус.яз. и литературы.

        В заключение хочу отметить, что в современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

    Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

    Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

    "Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

    Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

    Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий

    Учитель –словесник остался с учеником один на один .Дети все больше отдают предпочтение телевидению , а не книгам . Поэтому возникла необходимость изменить подход к обучению , к ученику , к лично...

    "Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"

    В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....