Главные вкладки

    Презентация опыта работы на тему: "Реализация индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья в физическом развитие детей"
    методическая разработка на тему

    Рагулькина Александра Сергеевна

    В результате работы творческой группы инструкторов по физической культуре был представлен опыт работы с детьми с ОВЗ

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Реализация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реализации ДОО

    Слайд 2

    Категории детей с ОВЗ. Основная классификация делит нездоровых детей на следующие группы: с расстройством поведения и общения с нарушениями слуха с нарушениями зрения с речевыми дисфункциями с изменениями опорно – двигательного аппарата с задержкой психического развития комплексные нарушения

    Слайд 3

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.

    Слайд 4

    Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

    Слайд 5

    Участники образовательного процесса коррекционно - развивающей работы с детьми ОВЗ Ребенок Воспитатели Логопед Ребенок Психолог Муз. руководитель Инструктор по физ.развитию Родители Мед. персонал

    Слайд 6

    Целью индивидуального сопровождения является - создание условий для развития основных физических качеств у детей с ОВЗ в процессе образовательной деятельности.

    Слайд 7

    Задачи: 1) Выявить особенности физического, психического развития, диагностика уровня физической подготовленности, анализ медицинского заключения. 2) Подбор специальной методической литературы по осуществлению коррекционной работы с детьми ОВЗ 3) Создать индивидуальный маршрут, направленный на решение выявленных проблем 4) Осуществить коррекционно-развивающую и образовательную работу с применение индивидуального образовательного маршрута. 5) Сохранить и укрепить физическое здоровье детей с ОВЗ с целью развития основных физических качеств 6) Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию индивидуального сопровождения 7) Анализ и корректировка дальнейшей работы по физическому развитию детей с ОВЗ

    Слайд 8

    Этапы реализации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в физическом развитии -исследовательский (наблюдение, диагностика, выявление индивидуальных физических особенностей детей) - разработка индивидуального маршрута - деятельностный (реализация коррекционно – развивающей образовательной работы, рекомендации воспитателям и родителям) - рефлексивный (итоговая диагностика)

    Слайд 9

    Принципы (Т.В. Волосовец , Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие): Принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута. Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута. Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

    Слайд 10

    План индивидуальной работы инструктора по физической культуре с детьми ОВЗ. ( разработала творческая группа ГМО инструкторов ДОУ г. Канска)

    Слайд 11

    Список Литературы 1) Буренина А.И. Ритмическая пластика , - СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2009г. 2) Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009г. 3) Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Пузанова Б.П. – М., 1999г. 4) Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка Издательство АРКТИ Москва, 1999г. 5) Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010г. 6) Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3- 7 лет - СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013г. 7) Нищева Н.В. , Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 – 7 лет. Изд.3 переработанное, и дополненное в соответствии с ФГОС. ДО Санкт – Петербург , 2016г.. 8) Ноткина Н., Казьмина Л.,. Бойнович Н. Оценка физического развития « Готовимся к аттестации С-П, 1999г., 9) Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой . – М., 2001г. 10) Сековец Л.С."Родничок" Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно - двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. — М.: Школьная Пресса, 2008. 11) Филичева Т.Б. , Чиркина. Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007г.



    Предварительный просмотр:

    На магнитной доске (на отдельных листках) записать ожидания от предстоящего ГМО. Какие знания,  какой опыт хотите получить от этой темы?

    Тема: Реализация индивидуального сопровождения с детьми с ОВЗ в физическом развитии.

    В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).  В нашей стране на 2017 год количество учащихся с ограниченными возможностями составляло около 500 000 детей. С каждым годом их становится все больше и больше.

    Дети с ограниченными возможностями – это дети состояние здоровья, которых не позволяет усваивать основную программу без специальных условий.  Они имеют отклонения физического или психического характера. В научных источниках литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности, что не позволяет такому ему вести полноценную жизнь. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах.

    Существуют следующие категории детей с ОВЗ.

    Основная классификация делит нездоровых детей на следующие группы:

    • с расстройством поведения и общения
    • с нарушениями слуха
    • с нарушениями зрения
    • с речевыми дисфункциями
    • с нарушением опорно – двигательного аппарата
    • с задержкой психического развития
    • комплексные нарушения

    Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. Индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

      Дети с отклонениями развития нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания.

     ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД  — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.

    При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

       - первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,

       -состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы

      - возрастные и индивидуальные особенности детей,

      - создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.

      - особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

       - тип темперамента.

    Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации  индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

    Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет. Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. 

    Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

    В нашем дошкольном учреждении для детей с ОВЗ в первую очередь  разрабатывается и составляется на каждого ребенка адаптированная образовательная программа. При ее составлении специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника с учетом заключения ПМПК. АОП создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей, и рассчитан на  детей с ограниченными возможностями здоровья,  не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    В дальнейшем каждый специалист и воспитатель ( логопед, психолог, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре ) разрабатывает свой план индивидуальный работы  в котором  определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

    Для нас, как инструкторов по физической культуре, необходимо определить те умения и навыки, которые частично или полностью отсутствуют у этого ребенка,  ориентируясь на наблюдения и мониторинг.  Исходя из полученных знаний о ребенке мы ставим перед собой цели и задачи на весь год, которые отражены как в АОП так и в индивидуальном плане.

    Основной целью индивидуального сопровождения детей с ОВЗ будет   - создание условий для развития основных физических качеств у детей с ОВЗ в процессе образовательной деятельности.

    Задачи:

    1. Выявить  особенности физического, психического развития, мониторинг уровня физической подготовленности (н.г, с.г, к.г), анализ медицинского заключения.
    2. Подобрать специальную методическую  литературы по осуществлению коррекционной работы с детьми ОВЗ
    3. Разработать АОП, направленную на решение выявленных проблем
    4. Осуществлять  коррекционно-развивающую  и образовательную работу в соответствии с  АОП.
    5. Сохранять  и укреплять  физическое здоровье детей с ОВЗ с целью развития основных физических качеств
    6. Разработать методические  рекомендации для воспитателей и родителей по использованию индивидуального сопровождения
    7. Анализ и корректировка дальнейшей работы по физическому развитию детей с ОВЗ

    Этапы реализации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в физическом развитии

    - диагностический (наблюдение, диагностика, выявление индивидуальных физических особенностей детей)

    - разработка АОП

    - деятельностный (реализация коррекционно – развивающей образовательной работы, рекомендации воспитателям и родителям)

    - рефлексивный (итоговая диагностика)

    При разработке  АОП  специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

    • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
    •   принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
    •   принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
    •   принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
    •   принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано  непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

    Мы, предлагаем, вам объединится в группы, и разработать свой план индивидуальной работы с детьми ОВЗ. Каким он может быть на ваш взгляд, из каких компонентов состоять?

    1. Работа в группах
    2. Представление групп своего плана
    3. Собственное представление
    4. Анализ, общий результат.
    5. Рефлексия: «Что ожидали – что получили?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

    Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

    Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

    Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

    Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

        Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

    Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

    Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья

          Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение ф...

    Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

    Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...