Главные вкладки

    Проект на тему:
    Проект разработки комплексов физических упражнения различной направленности, способствующих успешному выполнению норм ВФСК ГТО

    Певцов Сергей Валерьевич

    Проект к конкурсу "Инноватика. Образование. Мастерство", содержащий теоретическое и практическое обоснование различных комплексов физических упражнгений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_innovatika._obrazovanie._masterstvo_2014.doc121 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №2 имени академика В.Ф. Уткина» муниципального образования – городской округ город Касимов

    Описание: http://polyathlon-russia.com/wp-content/uploads/2014/07/GTO_znak_2014.jpg

    Проект разработки комплексов физических упражнения различной направленности, способствующих успешному выполнению норм ВФСК ГТО

    Учитель физической культуры

     МБОУ «СОШ №2»

     Певцов Сергей Валерьевич

    г. Касимов 2014год

    Введение

    Здоровье человека является общегосударственной и общекультурной ценностью. На современном этапе развития российского образования именно здоровье ученика является тем фундаментом, на котором должна строиться работа педагога. В то же время, ситуация с состоянием здоровья современных школьников весьма далека от идеальной. По исследованиям учёных всего 10 – 15 % учащихся оканчивают школу без отклонений в состоянии здоровья.  

    Физическая культура и спорт являются одним из «лекарств», способных излечить подобную тенденцию. Понимая важность физического воспитания населения страны и, в первую очередь, школьников, с 1 сентября 2014 г. началась работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», который призван стать системообразующей основой физического воспитания россиян. Подразумевается не только и даже не столько выполнения тестовых норм комплекса. Эта работа подразумевает целый ряд факторов, среди которых соблюдение санитарно-гигиенических норм, профилактика «школьных» заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболеваний нервной системы органов чувств), всемерное содействие укреплению здоровья, повышение уровня физической подготовленности и физического развития.

    Особое значение приобретает целенаправленная работа по повышению уровня двигательной (физической) подготовленности, а конкретно разработка и внедрение комплексов различной направленности.

    Следует отметить, что, несмотря на широкое использование комплексов общеразвивающих и специализированных упражнений в практике работы учителей физической культуры, подобные комплексы, специализированные под решение задач ВФСК ГТО, только начинают внедряться в практику работы.

    Целью разработки Целью подобных комплексов различной направленности является создание условий для укрепления здоровья, улучшения уровня физической подготовленности учащихся для успешного выполнения норм ВФСК ГТО.

    Цель реализуется посредством решения следующих задач:

    - способствовать развитию основных физических качеств (быстроты, гибкости, силы, выносливости) путём выполнения упражнений специализированных комплексов;

    - обучать составлению индивидуальных комплексов физических упражнений различной направленности;

    - контролировать уровень физической подготовленности учащихся путём создания системы диагностического мониторинга;

    - формировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Актуальность темы

    Согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина № 176 от14 марта 2014 г. на территории страны вводятся в действие требования и нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В течение последних лет Правительством Российской Федерации было принято немало решений в плане привлечение школьников страны к массовым занятиям физической культурой и спортом. В 2010 г. было утверждено решение о проведении Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Количество школьников в стране, принимающих участие в школьных этапах данных соревнований достигает 84% всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях. ВФСК ГТО призван быть системообразующей основой физического воспитания населения страны. На первом апробационном этапе реализации внедрения Комплекса решающее значение имеет готовность школьников к выполнению основных норм и требований ВФСК ГТО I – V ступени.

    В течение 2010 – 2014 г. г. в образовательных учреждениях была реализована система тестов уровня физической подготовленности на основе Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания». На практическом уровне учителями физической культуры были разработаны комплексы упражнений для достижения более высоких результатов по итогам тестирования. Нормы Комплекса ГТО, введённые в 2014 г. незначительно отличаются от тестовых упражнений «Президентских состязаний». Разница заключается в различной длине беговых дистанций, тестовом упражнение на гибкость другого характера, большем разнообразие силовых упражнений в ВФСК ГТО. Тем не менее, результат в тестах «Президентских состязаний» зачастую можно обеспечить за счёт выполнения одного – двух тестовых упражнений. В отличие от тестов «Президентских состязаний нормативно-тестирующая часть ВФСК ГТО подразумевает обязательное выполнение тестов на силу, быстроту, гибкость и выносливость. В связи с этим, в процессе подготовки к сдаче норм логичнее использовать комплексы физических упражнений различной направленности.

    Согласно научным исследованиям ещё 70 – 90 годов разнонаправленная подготовка даёт наибольший эффект в плане развития физической подготовленности. Так, к примеру, тренировочные планы десятиборцев неоднократно используются для подготовки легкоатлетов других специализаций в подготовительном периоде, когда основной задачей является повышение уровня физической подготовленности.

    Следует предположить, что использование комплексов физических упражнений различной направленности, принесёт результат не только для успешного выполнения норм ВФСК ГТО, но и для создания базы для успешной реализации других разделов программы по физической культуры.

    Теоретическая часть (обоснование)

    Следует сначала рассмотреть классификацию физических упражнений для более полного понимания воздействия их на организм человека.

    Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

    В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений

    1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

    Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

    2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

    3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

    • скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
    • упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);
    • упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
    • упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

    4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

    5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

    6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

    В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

    Наиболее интересна для нашего проекта классификация упражнений по их преимущественной направленности. Исходя из выше сказанного, можно выделить упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств и комплексные, преимущественно координационные упражнения.

    По исследованиям учёных и специалистов в области физической культуры и спорта наиболее высокой эффективностью обладают комплексные занятия, включающие упражнения на быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость. Однако всесторонняя направленность средств физической нагрузки на практике еще не получила должного распространения. На занятиях, проводимых в оздоровительных целях, предпочтение отдается какой-либо одной системе физических упражнений или виду спорта. 
    На начальных этапах занятий целенаправленное воздействие на отдельные двигательные способности в результате занятий с односторонней направленностью повышает общий уровень здоровья и работоспособности, способствует устранению функциональных нарушений в организме. В дальнейшем такое акцентированное воздействие приводит к значительному повышению уровня тренируемого физического качества, однако надежность отдельных звеньев в организме при этом существенно снижается. 

    Исключение же из тренировочного процесса физической нагрузки на выносливость приводит к тому, что к возрасту 40 лет жизненный показатель и показатели дееспособности сердечно-сосудистой системы находятся примерно на таком же уровне, как и у лиц в возрасте 75 лет и старше, занимающихся оздоровительным бегом или комплексной тренировкой.
    Оптимальным здесь может быть лишь комплекс научно обоснованных и апробированных средств и методов, при котором разнонаправленная физическая нагрузка включает в работу как можно больше органов и систем на протяжении всей жизни человека.
    Если же применяется нагрузка односторонней направленности, что характерно при занятиях одним видом спорта, работающие органы и системы получают преимущественное пластическое обеспечение за счет других, менее загруженных органов и систем, при этом подвергаясь дистрофическим изменениям и ускоренному старению. Такое одностороннее развитие (односторонняя тренированность) может быть фактором, вызывающим патологические явления.

    Проектная часть

    Исходя из вышеизложенного, мы можем определить, что реализация в практике работы комплексов физических упражнений различной направленности может принести определённый эффект для более успешного выполнения норм ВФСК ГТО.

    Алгоритм действий:

    • определение начального уровня физического развития и физической подготовленности (с помощью медицинских исследований, выполнения тестовых норм обязательных испытаний ВФСК ГТО);
    • разработка комплексов упражнений различной направленности на основе данных первичного тестирования;
    • диагностика и анализ физической подготовленности и физического развития (2 раза в год);
    • обработка полученных данных и корректировка системы работы.

    Определения начального уровня физической подготовленности выполняется на урочных занятиях с использованием упражнений обязательной части нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО. Конкретные тестовые упражнения определяются в соответствие со ступенью ВФСК. В зависимости от ступени используются челночный бег 3*10 м, бег 30 м, бег 60 м, бег 1000, 1500, 2000, 3000 м, прыжки в длину с места, подтягивание на высокой и низкой перекладине, отжимание от пола, поднимание туловища из положения лёжа, тест на гибкость. В зависимости от полученных результатов, получаем аналитический результат по классу (группе), уровень развития какого физического качества нуждается в повышении.

    Разработка комплексов упражнений проводится в 2 этапа:

    - отбор упражнений в зависимости от результатов тестирования;

    - формирование комплекса из 6 – 10 упражнений с учётом чередования упражнений различного воздействия.

    При формировании комплекса следует учитывать следующие условия:

    - не использовать подряд два типично силовых или скоростно-силовых упражнения;

    - после упражнений, связанных с натуживанием (к примеру, поднимание туловища из положения лёжа), следует использовать упражнения, в которых выполняются наклоны или вращения туловища, чтобы избежать остаточного напряжения мышц;

    - упражнения на гибкость следует включать в конце первой половины комплекса, упражнения на силовую или общую выносливость – в конце комплекса.

    Используем два метода применения комплексов упражнений на уроках:

    1.Фронтальный метод (или групповой и поточный метод, в случае нехватки инвентаря и оборудования), когда учащиеся все вместе поочерёдно выполняют задания комплекса. В этом случае закономерной выглядит следующая схема выполнения упражнений:

    - упражнение для развития быстроты (к примеру, бег на месте с высоким подниманием бедра);

    - силовое упражнение для развития силы мышц рук (упражнения с гантелями, дисками от штанги и т.п.);

    - комплексное скоростно-силовое упражнение (к примеру, упор присев – упор лёжа – упор присев – встать);

    - силовое упражнение для развития мышц ног (к примеру, присед);

    - упражнение на гибкость;

    - скоростно-силовое упражнение комплексного воздействия (к примеру, прыжки со скакалкой или через гимнастическую скамью);

    - упражнение на силовую выносливость (к примеру, «книжка» - одновременное поднимание ног и туловища);

    - упражнение, снимающее остаточное напряжение мышц (к примеру, вращение обруча).

    2.Метод круговой тренировки, при котором учащиеся выполняют упражнения на определённых местах занятий (станциях) в течение заранее оговорённого времени, затем переходят на следующее место занятий. При использовании данного метода силовые и скоростно-силовые упражнения чередуются между собой. Использование упражнений на гибкость и силовую выносливость нецелесообразно, по причине того, что не соблюдается очерёдность выполнения упражнений. Метод круговой тренировки логично использовать в случае нехватки учебного времени и ограниченности мест занятий.

    Большой эффект для повышения уровня физической подготовленности учащихся, а, следовательно, для успешного выполнения норм ВФСК ГТО, даёт использование легкоатлетических упражнений:    

    1. Специальные беговые и прыжковые упражнения рекомендуется использовать на каждом уроке в течение учебного года, меняя объём и интенсивность в зависимости от раздела программы.
    2. Метательные и бросковые упражнения используются преимущественно на уроках спортивных игр и служат для более равномерного развития скоростно-силовых качеств.
    3. Имитационные упражнения могут использоваться при изучении любого раздела программы. Служат для обучения движениям и укреплению опорно-двигательного аппарата.
    4. Прыжковые упражнения силовой направленности.

    Легкоатлетические элементы включаются в материал урока в начале и середине основной части урока. На их выполнение должен приходится пик работы всех систем организма (пульс на уровне тренировочного режима – 120-180 уд./мин.).

    Диагностика результативности использованных комплексов упражнений проводится в форме выполнения тестовых упражнений ВФСК ГТО, приведённых выше. В зависимости от полученных результатов упражнения в комплексах меняются.

    Заключение.

    Комплексы физических упражнений различной направленности применяются в образовательном учреждение в течение ряда лет. Мониторинг их результативности проводился с помощью тестовых упражнений на определение уровня физической подготовленности: с 2003 г. – тестовых упражнений, разработанных и рекомендованных Министерством образования Рязанской области; с 2010 г. – тестовых упражнений по программе Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания», с 1 сентября 2014 г. – с помощью тестовых норм ВФСК ГТО.

    Анализ проведённых тестовых упражнений показывает, что в течение последних лет наблюдается стабильный рост числа учащихся с уровнем развития высоким и выше среднего и, напротив, снижение числа учащихся с уровнем развития низким и ниже среднего. Число учащихся со средним уровнем развития остаётся примерно на одном уровне (см. диаграмму). Стоит учесть, что средний уровень физической подготовленности в большинстве тестовых упражнений превышает необходимый норматив для выполнения требований на бронзовый знак ВФСК ГТО.

    Физическая подготовленность учащихся

    Критерии результативности:

    • повышение уровня развития кондиционных и координационных качеств (физической подготовленности);
    • повышение уровня физического развития;
    • увеличение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям физической культурой и спортом во внеклассной и внешкольной деятельности.

    Ожидаемые результаты работы:

    • повышение уровня физической подготовленности;
    • повышение показателей функциональной готовности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата;
    • снижение уровня травматизма на уроках;
    • появление потребности у учащихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности

    Планирование объёма и интенсивность физических упражнений с учётом умственной учебной нагрузки. Расчёт часов самостоятельных занятий.Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под ...

    Методика подготовки школьников к выполнению нормативов ВФСК ГТО на уроках физической культуры

    Описывается комплексная методика подготовки школьников к выполнению норматив ВФСК условиях урока физической культуры....

    Игнатьев Павел Владимирович Кандидат педагогических наук доцент Система реализации технологии подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО

    Направления обсуждения (план):1. Типологическая характеристика тестов ВФСК ГТО §Структуру и содержание испытаний ГТО по физической подготовке§Биомеханическая характеристика тестов ГТО§Физиологическая ...

    Выполнение норматива ВФСК «ГТО» «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами». Техника выполнения, судейство этапа, способы развития гибкости у детей школьного возраста

    Выполнение норматива ВФСК «ГТО» «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами».Техника выполнения, судейство этапа,способы развития гибкости у детей школьного возраста Захарова Татьяна С...

    Игнатьев П.В. кандидит педагогических наук, доцент "Система реализации технологии подготовки к выполнению испытаний ВФСК ГТО"

    Типологическая характеристика тестов ВФСК ГТО§Структуру и содержание испытаний ГТО по физической подготовке§Биомеханическая характеристика тестов ГТО§Физиологическая характеристика тестов ГТО §Ме...

    Положение о проведении конкурса на лучшие материалы, направленные на организацию самостоятельных занятий физической культурой, спортом и подготовку к выполнению норм ВФСК ГТО

    Положение регламентирует порядок проведения конкурса на лучшие материалы, направленные на организацию самостоятельных занятий физической культурой, спортом и подготовку к выполнению норм ВФСК ГТОЦелью...

    «Подготовка обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО»

    laquo;Подготовка обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО»...