доклад Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» в медицинском колледже
статья

В статье раскрываются основные моменты организации самостоятельной работы студентов в медицинском колледже. Рассматривается один из видов самостоятельной работы - это рабочая тетрадь на тему "арифметический корень натуральной степени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_srs.docx184.19 КБ
Файл ogranizatsiya_srs_v_med_kolledzhe.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» в медицинском колледже

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа студентов в медицинском колледже является важным видом учебной и научной деятельности студента.

Федеральным государственным образовательным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

Понятие, функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Задачами самостоятельной работы студентов являются:

  систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  углубление и расширение теоретических знаний;

 формирование умения использовать справочную литературу;

 развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  развитие исследовательских умений.

В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Организация самостоятельной работы студента

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:

1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Обучение студентов методам самостоятельной работы.

4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

- индивидуальные занятия (домашние занятия):

 изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

 изучение рекомендуемых литературных источников;

 конспектирование источников;

 выполнение контрольных работ;

 работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

 выполнение тестовых заданий;

  решение задач;

 подготовка презентаций;

 ответы на контрольные вопросы;

 написание докладов, рефератов.

Одним из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.

Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации.

Применение рабочих тетрадей в профессиональном обучении ставит перед собой следующие цели:

-обеспечить качественное усвоение рабочего материала;

-выработать умения и навыки учебной деятельности;

-способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

-формировать навыки самостоятельной работы.

К функциям рабочей тетради можно отнести:

-обучающую - предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений;

-развивающую - способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;

-воспитывающую - вырабатывает личностные качества такие как самостоятельность;

-формирующую - формирует у обучаемых навыки самообразования;

-рационализирующую - обучает рациональной организации учебного времени и учебной работы обучаемых;

-контролирующую - используется для контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся. 

Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы студентов. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради учитываются  при ее разработке.

Примером современного дидактического средства для обеспечения самостоятельной работы студентов отделения «Сестринское дело» может служить рабочая тетрадь по математике, которая содержит основные понятия теории и основные формулы по теме «Корни, степени и логарифмы», а также набор заданий для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь, разработана с учетом  возрастания сложности выполнения заданий. При выполнении данных заданий требуются умения систематизировать, сравнивать, анализировать предложенную информацию, применять имеющиеся знания и умения.

Структура и содержание рабочей тетради определена следующим образом:

  1. Пояснительная записка
  2. Формируемые компетенции
  3. Установочная инструкция
  4. Информационный комплекс по каждому разделу темы: краткие исторические сведения, краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовых примеров;
  5. Задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов, которые делятся на базовый и повышенный уровень;
  6. Обобщение и заключение по каждому разделу темы – контрольные работы.

Использование рабочей тетради в учебном процессе позволяет осуществить: во-первых, достижение  уровня обязательной математической подготовки; во-вторых сформировать умение применять полученные знания в несколько отличных от обязательных результатов обучения ситуациях; в – третьих ведёт к  повышению активности и самостоятельности,  планированию  собственной деятельности.

Пример рабочей тетради для организации самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Арифметический корень натуральной степени

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- понятие корня n-степени из числа;

- основные свойства корней.

уметь:

- вычислять корни натуральной степени из числа.

Немного истории…

Город Вавилон (Врата Бога) с населением полтора тысяч человек был основан в Междуречье более 3000 лет до н.э. На раскопках этого древнего поселения были найдены глиняные таблички с нанесенными на них знаками. Их возраст превышает 5000 лет. Когда были расшифрованы символы клинописи, археологи с изумлением прочитали уравнения вычисления различных площадей с помощью квадратных корней. Не известие об открытии, а уже его использование. Имя великого математика, первым догадавшегося извлечь квадратный корень, утеряно в анналах истории.http://doc.evget.com/HelpDocument/HTML2PDFXPilotCHM/history.png

  1. Арифметический корень натуральной степени

2. Свойства арифметического корня n-ой степени

Арифметический корень n-ой степени обладает несколькими свойствами:

при условии, что a≥0, b>0, а n, m, k - натуральные числа, причем n≥2, m≥2.

Следует отметить, что для первого свойства допустимо значение b=0, а для третьего свойства число m может быть любым целым числом, если а>0.

Это интересно:

День квадратного корня - праздник, отмечаемый девять раз в столетие: в день, когда и число, и порядковый номер месяца являются квадратными корнями из двух последних цифр года (например, 2 февраля 2004 года: 02.02.04 или 3 марта 2009 года: 03.03.09). Ближайший такой праздник состоялся 4 апреля 2016 года (04.04.16).http://arhipovvv.narod.ru/images/oform/kiniga6.jpeg

3. Примеры

Рассмотрим свойства на примерах:

2.   

4. Самостоятельная работа

Базовый уровень:

 №1. Вычислите:-;

2 ) +;

3)    

      4) +;

      5)    +12;    

6)-;

7) ;  

8) 15-10.    

№2.  Вынести множитель из-под знака корня:

  1.           2)          3)              4)               5)   ;           6)  

7)        8)        9)           10)         11)   - ;     12)  -

Повышенный уровень сложности:

№1.  Упростить:

1);   2); 3); 4);    5);  6)


Тест по теме «Свойства арифметического квадратного корня»

1) Выберите  верное равенство              

1.     2.     3.     4.

2)  Вычислите значение выражения  

1. 10             2. 25              3.  5                 4.

3)  Выберите  неверное равенство

1.                2.                3.                 4.

4). Определите, при каких значениях переменной х выражение  имеет смысл.

1.                 2.                3.                4.

5)  Определите, при каких значениях переменной х выражение не имеет смысла.

1.         2.           3.          4.

6)  Вычислите значение выражения

   1. 0,09            2. -0,09             3.  0,0081           4. -0,0081

7)  Найдите значение выражения

1.            2.             3.            4.

8) Найдите значение выражения

 1.                   2.          3.          4.

9) Упростите выражение

1.                  2.                  3.                 4.

10 Упростите выражение

1.                  2.                  3.                  4.

Ответь на вопросы: http://s21.fotosklad.org.ua/20110227/13.png

– Сколько корней может иметь уравнение вида хn = a?

– Как вычислить корень п-ой степени из числа?

– Когда корень п-ой степени не имеет смысла?


Контрольная работа №9

по разделу «Корни, степени и логарифмы»

Планируемые достижения 

-Умение вычислять корень n-ой степени;

Умение решать простейшие иррациональные уравнения;

-Умение строить и исследовать графики функций, содержащих корень n-ой степени;

-Умение используя свойства корня n-ой степени, преобразовывать выражения , содержащие радикалы;

-Умение вносить и выносить  множители  под знак радикала;

-Умение избавляться от иррациональности в знаменателе;

-Умение находить значение степени с дробным показателем;

-Умение решать простейшие степенные уравнения с дробным показателем;

Вариант 1

1. Вычислить: 1) 6   2)3)

2. Постройте график функции. При каких значениях х функция принимает значения, большие  – 5?

3. Найдите значение выражения

1)

2)

3)

4. Упростить: 1) 2) 3)

5.Найдите наибольшее значение функции  на полуинтервале   [1; 9).

Вариант 2

1. Вычислить: 1)     2)          3)

2. Постройте график функции. При каких значениях х функция принимает значения, большие –3?

3. Найдите значение выражения

1)

2)

3)

4. Упростите выражения: 1) 2) 3)

5. Найдите наименьшее и наибольшее значение функции  на отрезке [–1,  1,5].

Контрольная работа №10

по разделу «Корни, степени и логарифмы»

Планируемые достижения

-Умение находить значение логарифмов;

-Умение строить графики логарифмической и показательной функций, выполнять преобразования графиков;

-Умение решать уравнения и неравенства, используя свойства показательных и логарифмических функции  и их графическое представление;

-Умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства и их системы;  

-Умение проводить преобразования выражений, содержащих логарифмы;

-Умение вычислять производные показательной и логарифмической функций.

Вариант 1

1. Решите уравнение и неравенство:

1) 2) ;3) 4)

5)

2. Решите уравнение и неравенство:

1. log7 log3 log2 x=0

2. log22+4х+3)=3

3. log22 -3х+1)=log2(2х-3)

4. log3(х+6)+log3(х-2)=2

5. log15(x-3)+log15(x-5)<1

Вариант 2

1. Решите уравнение и неравенство:

1) 2) ;3) 4)

5)

2. Решите уравнение и неравенство:

1.log22х – log2х – 2=0

2.  

3. 7= 4

4. logx(x2-4x+4)=1

5.

Выводы

Таким образом, к преимуществам использования рабочей тетради в учебном процессе можно отнести следующие:

-наличие рабочей тетради исключает необходимость тратить время на запись домашних заданий;

-существует возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;

-позволяет студенту осознать теоретический материал;

-рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей

-способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т.к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения;

-преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.

Таким образом, СРС - обязательный элемент образовательного процесса, контролируется преподавателем, учит студентов технике самообразования, способствует подготовке конкурентоспособного на рынке труда специалиста, компетентного, ответственного, владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту.

Организация индивидуальной самостоятельной работы в медицинском колледже формирует положительную мотивацию учения, способствует росту познавательной активности. Самостоятельная работа развивает упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний  в практические умения и навыки. Продуктом выполнения индивидуальной самостоятельной работы является новое знание, углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ Кяхтинский филиал Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ» Дашеева Туяна Валерьевна – преподаватель математики

Слайд 2

Основная задача СПО - подготовка компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Самостоятельная работа студентов (СРС) - одна из основных форм образовательного процесса. СРС является обязательной для каждого студента. Объем СРС определяется ФГОС. На СРС отводится не менее 50% аудиторного времени.

Слайд 3

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения использовать справочную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации ; развитие исследовательских умений. Задачами самостоятельной работы студентов являются:

Слайд 4

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: · аудиторная по дисциплине (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию) · внеаудиторная по дисциплине (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

Слайд 5

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента: 1 . Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы. 3. Обучение студентов методам самостоятельной работы. 4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция). 5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

Слайд 6

- индивидуальные занятия (домашние занятия):  изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);  изучение рекомендуемых литературных источников;  конспектирование источников;  выполнение контрольных работ;  работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet ;  выполнение тестовых заданий;  решение задач;  подготовка презентаций;  ответы на контрольные вопросы;  написание докладов, рефератов. Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

Слайд 7

Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации. Цели рабочей тетради: -обеспечить качественное усвоение рабочего материала; -выработать умения и навыки учебной деятельности; -способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов; -формировать навыки самостоятельной работы.

Слайд 8

Рабочая тетрадь по теме «Корни, степени и логарифмы»

Слайд 9

Рабочая тетрадь по теме «Корни, степени и логарифмы»

Слайд 10

Рабочая тетрадь по теме «Корни, степени и логарифмы»

Слайд 11

Самостоятельная работа – учит студентов технике самообразования, способствует подготовке конкурентоспособного на рынке труда специалиста, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информатика и ИКТ"

Описаны условия для организации самостоятельной работы студентов, формы самостоятельной работы на занятиях информатики, примеры использования...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономическая теория"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент"

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент" предназначены для чёткой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материа...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Литература»

Методические рекомендации  предназначены для студентов ГБОУ НПО ПУ №69 КК.  Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по ...