Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Формирование математических представлений у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости»
методическая разработка

Чиряева Дина Рафиковна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Формирование математических представлений у  учащихся с умеренной степенью умственной отсталости» 2018г.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории обучающихся.

Нарушения общей моторики значительно сковывают действия обучающихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги.

Недоразвитие всех психических функций у обучающихся с умеренной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.

Содержание проекта программы коррекционно-развивающего курса включает в себя пять блоков, направленных на формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни:

 1. «Представления о величине»;

2. «Решение простых задач»;

 3. «Количественные представления»;

4. «Представления о форме»;  

5. «Пространственные и временные представления».

«Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений и их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

 При обучении обучающихся с умеренной умственной отсталостью применяется дифференцированный и действенный подход. Формирование элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся проходит только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, предметов окружающей действительности. У обучающихся с умеренной умственной отсталостью все структурные элементы деятельности (потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный) обнаруживаются несформированными.

Эти признаки необходимо иметь в виду при построении системы и самого хода уроков:  увлекательность уроков;

  частая смена видов работы на уроке;

 воздействие на все анализаторные системы (зрительную, слуховую, кинетическую);  

- подача учебного материала небольшими частями;

  медленные сроки изучения тем;

  частая повторяемость изученного материала.

Уроки строятся на комплексной основе с применением различных видов деятельности:

-игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные);

- трудовой (ручной, хозяйственно-бытовой);

-конструктивной;

-изобразительной (рисование, лепка, аппликация).

Для обучения организовываются такие условия, которые дают возможность каждому обучающемуся работать в доступном темпе, проявляя самостоятельность. Материал выбирается и компонуется по степени сложности исходя из отличительных черт развития каждого обучающегося.

Обучающийся путем практических действий, иногда повторяющийся, доказывает свои предположения, закрепляет приобретенные знания и навыки. Преподавание математики невозможно сделать действенным, если обучающиеся только смотрят работу учителя или одного из товарищей с  наглядными пособиями.

 Каждый обучающийся на уроке математики должен самостоятельно работать с раздаточным индивидуальным материалом.

При формировании элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью большое место необходимо отводить дидактической игре как методу обучения.

 Игры повышают интерес к изучаемому материалу, разнообразят виды заданий и упражнений, способствуют закреплению материала, их систематизации и глубокому изучению свойств, закреплению существенных признаков. Игра позволяет преподнести изучаемый материал в занимательной форме, снижает утомляемость.

У большинства обучающихся с умеренной умственной отсталостью отмечается несовершенство мелкой моторики пальцев рук. Это затрудняет овладение навыками работы с измерительными и чертежными инструментами. Поэтому, каждый раз, начиная урок напоминать, как  держать линейку, ручку, карандаш, как правильно измерять линейкой.

Объектами для измерения на уроках математики служат не только модели геометрических фигур, чертежи, но и предметы окружающей действительности, предметы или детали предметов, взятые с уроков труда, изготовленные самими обучающимися. Это позволяет теснее осуществлять межпредметные связи и связь преподавания математики с жизнью.

 Особое внимание при изучении материала нужно обращать на обогащение словаря обучающихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. За каждым словом и термином стоит конкретный образ, необходимо чтобы обучающиеся включали новые слова в свой активный словарь. Этому способствует использование плакатов с новыми для обучающихся словами, упражнений по написанию этих слов не только на уроках математики, но и на уроках письма и развития речи.

В настоящее время в образовательном процессе широкое распространение получили интерактивные методы обучения с использованием интерактивных технологий. Обучающимся с умеренной умственной отсталостью необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности. Достижению лучших результатов в развитии обучающихся с умеренной умственной отсталостью способствует использование эффективных методов, приемов и средств коррекционного обучения. Обучающиеся с помощью учителя на интерактивной доске могут определять расположение больших предметов и маленьких, сопоставлять их величину, распознавать фигуры, классифицировать и сравнивать их. Процесс выполнения этих заданий способен создать условия для формирования представления о величине предметов, для коррекции внимания и восприятия, развития пространственно-величинных отношений окружающей действительности.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей умеренной  умственной отсталостью.

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

Ищи и находи»

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки paзной формы.

Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В.

«Найди на иллюстрации»

  • по названию (сапоги, варежки, стаканы);
  • по размеру (большие и маленькие, длинные и короткие);
  • по цвету (красный, зелёный, синий);
  • по форме (круг, квадрат, треугольник);
  • съедобное и несъедобное;
  • домашние животные.

«Группировка предметов»

 Раздели на группы предметы (по признаку) большие, маленькие; белые, черные. Разложи прищепки, разные по цвету. Разложим посуду на подносы ( по цвету, размеру). Разложи чашки и ложки. (цвет, величина) Подбираем пары (обувь, носки, варежки)».

«Пространственная ориентация»

Посмотри вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Что ты видишь на столе, над столом, под столом. Что расположено внутри, снаружи ящика. Что ты видишь на иллюстрации вверху - внизу, в центре, посередине, слева - справа.

«Определение количества групп предметов»

 Перед ребенком помещают три группы предметов, разных по количеству: 1 карандаш, 4 карандаша, 10 карандашей. Вопрос: Сколько здесь карандашей?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то педагог просит показать, где одно (много, мало). Можно предложить задание найти и назвать (показать) предметы, которых в комнате много, и предметы, которых по одному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....