Практический семинар «Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»» воспитатель: Иваничкина НФ
статья

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt.semin_.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар

«Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»»

воспитатель: Иваничкина НФ

(Слайд 1) Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности.

(Слайд 2) Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

(Слайд 3) Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.

(Слайд 4) Социализацию можно определить как процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

(Слайд 5) социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  • 1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  • 2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
  • 3) нравственный (мораль, нравственность).

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

(Слайд 6)     Потребности – Что такое потребности?

-   это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

  • биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
  • духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
  • материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
  • социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

(Слайд 7) Интересы – Что такое интересы?

-  конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо.

Среди интересов выделяются:

  • личные (индивидуальные);
  • групповые;
  • классовые (интересы социальных групп – рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
  • общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
  • государственные;
  • интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

  • материальными и духовными;
  • нормальными и ненормальными;
  • долговременными и ближайшими;
  • разрешенными и неразрешенными;
  • общими и антагонистическими.( только личные)

Исходя из потребностей и интересов человека, формируется собственная социальная позиция

(Слайд 8) Позиция социальная

1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

В этом значении социальная позиция синонимично понятию статус;

2) взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.

В этом значении социальная позиция передает сущностную характеристику понятия социальная ситуация развития личности. 

В первом случае, говорить о статусе наших выпускников не имеет смысла, так как будущая среда их жизнедеятельности и психофизические особенности, изначально определяет их положение в обществе  и изменить это не в наших силах.

Мы с вами поговорим о том что можно сформировать или скорректировать в процессе воспитания и обучения, т.е о взглядах, представлениях и отношении к собственной жизнедеятельности наших подростков.

(Слайд 9) Социальная среда, в которой придется жить подросткам VIII вида, предъявляет к личности человека с нарушением интеллекта определенные требования, соблюдение которых позволяет ему жить и работать в коллективе, создавать семью.

(Слайд 10) Для успешной социально-бытовой и трудовой адаптации выпускников кроме приобретения определенного круга знаний и умений по общеобразовательным предметам и труду, чрезвычайно важно уметь правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельность.

Социальная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой воспитания. 

(Слайд 11) Воспитание – Что такое воспитание?

-  это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Основные цели воспитания:

  • подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);
  • развить общественно ценные качества личности;
  • стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
  • научить человека взаимодействию с другими людьми;
  • научить человека труду.

(Слайд 12) Данная задача решается в ходе всего учебно-воспитательного процесса на протяжении пребывания подростка в условиях учебного заведения. Это становится возможным лишь при реализации ряда принципов коррекционно-развивающего обучения, в первую очередь такого, как комплексный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь обучения, воспитания и всех сторон жизнедеятельности школы.

Важен также принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально – бытовых знаний и умений учащихся;

принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

(Слайд 13) Обязательным условием является практическая направленность социально – бытовой ориентировки школьников, вариативность содержания и форм педагогического воздействия на учащихся, учет их индивидуальных и психофизических особенностей.

(Слайд 14) Успеху в решении данной задачи также способствует тщательно спланированное и организованное коррекционно – развивающее обучение и воспитание

(Слайд 15) В задачу воспитателя входит закрепление, развитие, совершенствование достигнутого в процессе повседневной жизни. Необходимо добиться того, чтобы сформированные умения и навыки социально-бытового характера стали неотъемлемой частью поведения школьника.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету самой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для молодых граждан нашей страны. Такие качества и могут служить показателями воспитанности.

(Слайд 16) Воспитанность – Что такое воспитанность?

     - Это уровень социального развития воспитанника, который характеризует меру его готовности к жизни в обществе.

Знание конкретных показателей обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности обучающихся.

(Слайд 17) В результате многолетнего исследования данной проблемы Н.И. Монахов выделил  четыре возрастные группы, определяющие специфику возрастных показателей воспитанности: начальные классы, V-VI, VII-IX и X-XI классы. Эти показатели были приняты как критерии оценки социальных качеств  подростков по возрастным группам.

  • Патриотизм
  • Товарищество
  • уважение к старшим
  • доброта
  • честность
  • трудолюбие
  • бережливость
  • дисциплинированность
  • прилежание
  • любознательность
  • любовь к прекрасному и др.

(Слайд 18) В процессе всего воспитания и обучения формируется жизненная позиция – Как вы понимаете жизненная позиция?

- Это отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Примеры жизненных позиций:

  • принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию ) ;
  • или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности ) ; 
  • или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам жизни" микросреды пассивная жизненная позиция ) ; 
  • или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции) т.е. отрицательное  отношение к жизни, которая идёт против общества.

(Слайд 19) Методы оценки социальной позиции у подростков ВОЗ

  1. Критерии оценки социальных качеств обучающихся;
  2. Портфолио обучающихся;
  3. Дневники наблюдения, заполняемые воспитателем;
  4. Занимаемое место в системе самоуправления центра;
  5. Анкетирование и наблюдение;
  6. Диагностики особенности личности и нравственного воспитания (проводимые психологом)

Т.об. Вся эта работа помогает создать полный портрет социальной позиции подростков.

(Слайд 20) Критерии оценки социальных качеств учащихся (о них мы говорили ранее)

(Слайд 21) Оценка личностных и предметных результатов

реализуется в рамках накопительной системы  – рабочего  портфолио.

(Слайд 22) Дневники наблюдения ведутся с целью учета развития социальной сферы ребенка:

  • Уровня взаимоотношений
  • Мотивации к труду
  • Развития кругозора воспитанника
  • Умение разрешить сложные жизненные ситуации
  • Развитие гигиенических навыков
  • И различные другие способы его социализации.

(Слайд 23) Место, занимаемое в системе самоуправление центра:

Активная соц. позиция -

  • Президент центра
  • Староста (группы)
  • Сектора актива
  • Деятельность в секторах

Пассивная соц. позиция –

  • Нежелание принимать участие в жизни центра

- Чем отличается жизненная позиция от социальной?

Для примера рассмотрим социальную позицию

 трех подростков 24 группы:

Л. Н.

Д. В.

Г. К.

(Слайд 24) Л. Н, 16 лет.

Активная социальная позиция:

  1. В системе самоуправления занимает пост Президента центра, одновременно и в школьном секторе.
  2. Занимается кружковой деятельностью – танцевальный коллектив «Акварель», миниволейбол, лыжи, наст, теннис, кулинария.
  3. Принимает участие в воспитательских занятиях, трудовом десанте, проявляет инициативу.
  4. Активная, доброжелательно настроена к старшим, трудолюбива, ответственна.
  5. К сверстникам иногда отмечается грубое отношение, не всегда с ними вежлива, самооценка завышена.

Проводим с Наташей индивидуальную работу, обыгрываем жизненные ситуации, выполняет индивид  общественные поручения, обращаемся за помощью к психологу.

(Слайд 25) Д. В, 16 лет

Негативная и антиобщественная жизненные позиции 

  1. Занимает пост старосты своей группы.
  2. Занимается кружковой деятельностью – кружок судоавиаракетомоделирования, лыжи, кулинария, миниволейбол, танцевальный коллектив «Акварель», настольный теннис.
  3. Принимает участие в воспитательских занятиях, трудовом десанте, активен, но к работе относится безответственно. Соглашается на выполнение поручения, в последний момент может отказаться и подвести свой коллектив.
  4. Негативное отношение к сверстникам, был замечен в хулиганстве, курит, матерится, груб с взрослыми, стоит на  учете в СОП.

С Витей проводим индивидуальные  беседы, предлагаем выполнить поручения с анализом выполненной деятельности. Рассматриваем жизненные ситуации и находим выход вместе с ним и т.д.

(Слайд 26) Г. К, 16 лет

Пассивная социальная позиция

  1. В системе самоуправления центра не занимает никакой должности.
  2. Занимается кружковой деятельностью – танцевальный коллектив «Акварель», миниволейбол, кулинария.
  3. Принимая участие в воспитательских занятиях не проявляет инициативу, пассивна, не общительна, негативно относится к окружающим, не аккуратна, не следит за своим внешним видом – делает это только по принуждению и по указанию старшего.
  4. В коллективе не выделяется, выбрала позицию «человека-невидимки»

Ксюше создаём условия, чтобы она активно участвовала в групповых и школьных мероприятиях, привлекаем к общественной деятельности, даём поручения, хвалим её – и она понимает, что она не хуже других.

(Слайд 27) Вывод:

Работу по формированию социальной позиции с умственно отсталыми учащимися необходимо начинать как можно раньше.

Так, например, экономическое воспитание учащихся можно начинать уже с младшего школьного возраста. Сначала это воспитание осуществляется через бережное отношение к учебникам, тетрадям, игрушкам, школьному имуществу и т. д. Уже с этого времени нужно воспитывать у детей аккуратность, умение следить за своим внешним видом, выполнять простейшие виды уборки помещения и т. д.

Нельзя забывать об охранительном режиме, т. к. этим детям свойственная повышенная утомляемость, а значит и низкая работоспособность.

Значительное место в работе воспитателя имеет организация обслуживающего труда обучающихся. Занятия такого рода следует проводить систематически, постепенно увеличивая объем и степень трудности, причем нельзя ограничиваться только теми видами самообслуживающего труда и навыками домоводства, которые необходимы в дальнейшей их жизни.

Необходимо проводить ряд воспитательских занятий, направленных на  трудовое и нравственное воспитание, эстетическое, а также воспитание дисциплинированности и культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе

В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков....

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Проект «Формирование социальных установок на здоровый образ жизни у подростков»

Миссия проекта – «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радос...

Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков

Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися  включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...

Методика обучения иностранному языку при учете психофизических особенностей младших школьников

Публикация представляет собой разбор методик преподавания английского языка с учетом психологии и физиологических особенностей младших школьников...