Индивидуальная работа с родителями. Эффективные методы её организации
статья

                       По праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_roditelyami._efektivnye_metody.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Тема: Индивидуальная работа с родителями.

Эффективные методы её организации.

Сидельникова Татьяна Демьяновна.

Горнозаводск 2019

                 

   

                       По праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение.

Эффективность воспитания подростка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют  центр  и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества центра и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую центром  по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития подростка.

В основе взаимодействия семьи и  воспитателя  лежат  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе  воспитателя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Проблемы, возникающие у воспитателя группы при работе с семьёй обучающегося:
- Низкий уровень ответственности родителей в обучении и воспитании детей;
- Низкое материальное положение родителей;
- Низкий культурный уровень родителей; 
- Незаинтересованность родителей.

Цель педагогического взаимодействия семьи и центра – вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство,  т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители, создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме - «центр – семья».

Главными задачами воспитателя  в этом направлении являются:

  • способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
  • созданию комфортных условий для подростка в семье,
  • а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания студента.

            Поэтому в организации воспитательной деятельности обучающихся  особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие подростка;
-     оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей;

-    развивать у родителей положительное отношение к центру, учению детей, доверие к педагогу;
-    укреплять авторитет родителей в семье;
-    помогать родителям в руководстве учебной работы подростка в домашних условиях;
-    тактично руководить педагогическим самообразованием родителей,

-    развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Формы работы:

Встречи с родителями — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Воспитатель беседует с родителями о его характере ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, выписка из приказов, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон.

Общение с помощью интернет ресурсов: скайп, социальные сети, переписка с помощью электронной почты

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собранийорганизационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематическиесобрания-диспутыитоговые  и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется воспитателем.

Общие  родительские собрания центра проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами центра, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и центра. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, представителей администрации центра.

 Важные социальные умения студент может получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя требуются новые формы общения студентов с родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.

Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. И здесь нет мелочей, всё важно, начиная с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, выпуска специальной стенной газеты и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей встрече. Работая над сценарием нельзя забывать о минутке благодарности, отметить каждого родителя, найдя в нем индивидуальную изюминку в воспитании сына ли дочери.

Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у колледжа и семьи одни проблемы, отсюда задача встреч педагогов и родителей - искать совместные пути их решения. В этом воспитателю поможет анкетирование.

При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.

Родительские собрания  внутри отделения проводятся два – три раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы в группе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с центром, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости обучающихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. 

Родители обучающихся юридически не входят в  коллектив центра и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе  центра. Они своего рода социальные заказчики, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в жизни центра.  

 В течение всего периода обучения в центре на совместных со студентами родительских собраниях мы обсуждаем темы: «Трудно ли быть родителем?»; «Коммуникативная компетентность»; «Учебная самостоятельность»; «Зачем человеку семья?»; «Семья - важнейший институт в воспитании ребенка» и др.

  Актив группы принимает участие в подготовке и проведении родительского собрания:

  • Староста, совместно с культмассовым и спортивным сектором, готовит презентацию о мероприятиях прошедших в группе за отчетный период и представляет её родителям;
  • Учебный сектор – выписывает оценки и пропуски студентов на листочки;
  • Участники соревнований, конкурсов делятся с родителями впечатлениями, показывают фрагменты выступлений.

Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у центра  и семьи одни проблемы, необходимо искать совместные пути их решения.

Индивидуальную работу с родителями желательно строить так, чтобы, придя один раз в колледж, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы - это закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.

Организация совместных досуговых мероприятий
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и вечера, посвященные Международному женскому дню 8 марта, Дню Матери, Новому году, и концерты художественной самодеятельности. Посещение соревнований. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы
  досуга: совместные праздники,  подготовка концертов, спектаклей, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам -воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о студенческих делах и поведении подростка, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Заключение.

Индивидуальная работа с родителями призвана наладить взаимодействие между центром  и семьей, повысить эффективность процесса воспитания подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики»

Выступление на ГМО учителей математики «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики». Сегодня это очень актуальная тема. Учитель, применяющий индивидуальный подход к каждому ребе...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса

Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии...

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Мастер-класс "Работа с родителями" Эффективные методы работы

Сценарий мероприятия с родителями, в основе которого лежит донесение до подростающего поколения традиций семьи...