Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей
статья

                                 В наше время перед любым педагогом  встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего  на подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_samoobrazovanie_2018g.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Отчет по самообразованию

Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей

Воспитатель группы 21 по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Сидельникова Татьяна Демьяновна.

Горнозаводск 2019г

       

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» (Свадковский И.Ф.)

                                 В наше время перед любым педагогом  встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего  на подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

           В связи с этим проблемы нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в центре свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация подростковой  среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.

 Актуальность данной проблемы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире подросток живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства студента, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют молодого человека о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно- нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

            Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача подростку тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Нравственное воспитание предполагает становление отношений студента к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.  

Цель: 

                     нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в воспитательном  процессе

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Свою работу я строю на следующих принципах духовно-нравственного воспитания:

Первый  принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Второй принцип -  гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.

Третий  принцип – гармония в самом себе, самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Четвертый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Пятый принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Шестой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Седьмой принцип – целостный подход.         Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Основные направления воспитательной работы

    Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и  настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова,  ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как условия достижения мастерства,  ценность творчества.  

Методы и приёмы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе и Родине..
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  •  Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

В своей работе использую различные технологии:

  • игровые,
  • коммуникативные,
  • информационные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • проектные,
  • ИКТ.

Формы работы: занятия, конкурсы, игры, праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения -  побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)

.

                           Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого  является  воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине,  готовности служить Отечеству.

Воспитание гражданина страны является одним из  главных условий национального возрождения.

В этом плане  в центре проводится с обучающимися немало мероприятий, в которых мои студенты принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: неделя истории, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, областной фестиваль-конкурс "Виктория", акции «Письмо солдату», «Герои живут рядом», конкурс рисунков «Война глазами детей» Презентация: «А память сердце бережёт!» посвященная 100–летию революции 1917г, «День пожилого человека», IV областной спартакиаде студентов образовательных учреждений среднего профессионального датам истории: День Победы; посвященная 30-й годовщине вывода войск из образования по легкой атлетике среди команд девушек и юношей. Линейки, посвященные памятным датам:

День защитников Отечества; День матери; Освобождению южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов. Участие во Всероссийском фестивале семейного творчества «Крепка семья - крепка Россия!». Предметные недели: истории, обществознании, физики, естествознание, математики. Массовые лыжные гонки «Лыжня России 2018» Невельского городского округа. Зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» среди обучающихся образовательных организаций, посвященном 85-летию отечественного комплекса ГТО. «День Бегуна» - легкоатлетический кросс среди обучающихся СПЦ № 5 .

Выпуск стенгазет: «День города», «День учителя», «День народного единства», «День освобождения Ростова», «День защитника Отечества», «День Победы». Экскурсия в Невельский краеведческий музей «Боевой Славы» для обучающихся проживающих в общежитии. Классные часы: «День толерантности», «Моя малая Родина – Сахалин», «Умеем ли мы общаться», «Семья в жизни человека» и многое другое.

Ожидаемый результат:

Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Осознание студентов того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что тот, кто правдив с юношества, будет хорошим человеком.

Повышение чувства ответственности у студентов при выполнении общественных поручений.

В нашей копилке уже немало добрых дел:  

- операция «Дарить радость людям»: поздравление  с Днём пожилого человека,  Днём учителя, с Новым годом, Днём защитника Отечества, Днём 8 Марта, Днём Победы;

организация Встречи поколений;

- участие в мероприятиях посвященных 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне;  акции  «Бессмертный  полк».

                  В заключении хочется сказать, что успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств студента зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свои место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Индивидуальный план педагогического самообразования воспитателя.

Содержание

Срок исполнения

1

Изучение законов и актов РК.

Постоянно

2

  • Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников.
  • Выявление желания и интересов студентов: индивидуальные беседы, анкетирование.

Постоянно

3

  • Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы.
  • Видеозаписи.
  • Материалы из опыта работы.

Постоянно

4

  • Составление перспективного плана работы с детьми.

5

  • Подбор материала к составлению воспитательных мероприятий.

В течении года.

6

  • Подбор материала к выступлениям на МО воспитателей и педагогических советах.

             Индивидуальный план по самообразованию на 2017-2021г.

  1. Диагностический этап

Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у воспитанников

Методы исследования:

 - наблюдение;

- социометрические исследования,

 - беседы;

 - проведение диагностических методик.

 Определения уровня нравственной воспитанности:   - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной   воспитанности;

Проблема: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность.

Изучение литературы по проблеме:

1.     Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991.

2.     Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998.

3.     Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития.» - СПб., 2002.

4.      Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.,2007.

5.    Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001.

6. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с..

Сроки: первый год работы по теме самообразования

 

 2. Практический этап (2 года)

1  Внедрение системы мер направленных на решение проблемы по теме самообразования.

 2  Формирование методического комплекса по теме самообразования:

    педагогической диагностики для оценки индивидуальных результатов обучающихся;

   -разработка сценариев внеклассных мероприятий, диспутов;

   -проведение открытых занятий;

-накопление дидактического материала по теме самообразования.

 Отслеживание промежуточных результатов:

  участие в благоустройстве центра ;

  - проведение совместных праздников и мероприятий;

   -участие в фестивалях и конкурсах;

   -проведение диагностических методик:

  Определения уровня нравственной воспитанности:

   - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной   воспитанности;

Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в  личности подростка. Повышение  уровня воспитанности студентов.

Результат:  открытое мероприятие. Выступление на заседании МО.

Сроки:  первый, второй третий  год работы по теме самообразования.

 

3. Обобщающий этап

 Проведение диагностических методик:     Определения уровня нравственной воспитанности:

       - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;

 Изучение представлений подростков о нравственных качествах:

Выявление отношения детей к нравственным нормам:

Оформление результатов работы по теме самообразования

   написание творческой работы по теме самообразования, составление таблиц, диаграмм по результатам  проведённых исследований.

Представление материалов наработанных по теме самообразования:

проведение открытых занятий, участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, выступление на МО, педсоветах,

Сроки: четвертый год  работы по теме.

4. Внедренческий этап работы по теме самообразования

   Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

   Обмен наработками и новыми технологиями.

   Распространение педагогического опыта: создание индивидуально творческих проектов, публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов.

 

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"

В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....

Формирование нравственных качеств личности как важнейшая задача общества

Обществу для своего оптимального развития необходимо уделять внимание формированию нравственной личности....

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур

   Основными правилами успешной проектной деятельности  для учащихся являются:1.     Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.2....

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...