Главные вкладки

    Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"
    презентация к уроку

    Лебедева Анна Витальевна
    Методический семинар "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_metod_seminar.doc69 КБ
    Файл metodicheskiy_seminar.pptx468.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический семинар.

    "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении

    английского языка"

    А.В. Боровцова

     учитель английского языка

    МБОУ СОШ №5 г. Охи

    Пояснительная записка

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основной целью обучения иностранному языку в школе становится развитие необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции учащихся и одновременно формирование и совершенствование личности ребенка, способной не только к дальнейшему самостоятельному изучению иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

    Изменяются технологии обучения; введение информационно-коммуникационных технологий открывает возможности расширения образовательных границ по каждому предмету, в том числе и по английскому языку.

    Таким образом, чтобы реализовать цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции – учителю необходимо включать учащихся в реальную языковую коммуникацию, моделировать на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.

    Актуальность данной работы заключается в следующем: происходящие сегодня изменения в обществе, средствах коммуникации, повышение интереса к нашей стране в мире требуют от современного выпускника способности осуществлять межличностное общение с иноязычными носителями языка. Проблема в том, что выпускник, попадая в нестандартную ситуацию, не всегда может найти верную линию поведения, что может привести к снижению эффективности его профессиональной деятельности.

    Следовательно, изменения, происходящие в современном образовании, диктуют выбор новых форм и методов в обучении. Поэтому возникает противоречие с требованиями, предъявленными современному выпускнику. Формы и методы формирования коммуникативной компетенции, которые использовали мы совсем недавно, уже не отвечают запросам современного информационного общества. У учащихся наблюдается недостаточный уровень мотивации к обучению и недостаточная сформированность коммуникативной компетенции.

    Ведущая идея опыта: создание оптимальных условий для самореализации учащихся, повышения уровня их коммуникативной компетенции через интеграцию интерактивных форм и методов обучения в процессе учебной деятельности.

    Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся, используя разнообразные интерактивные методы и формы обучения английскому языку.

    Задачи:

    •        создать условия для организации продуктивного процесса учебной деятельности при изучении английского языка;

    •        проверить на практике действенность интерактивных форм и методов обучения и выбрать наиболее эффективные;

    •        сформировать мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через участие в творческих конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности.

    Новизна опыта. Интерактивные методы обучения являются особой формой организации коммуникативной и познавательной деятельности. Учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, становятся способными к самообразованию, выбору, освоению новых типов деятельности.

    Учитель направляет деятельность учащихся на достижение поставленных целей. При интерактивном обучении функция учителя – помощник учащегося в его работе, один из источников получения информации.

    Интерактивное обучение строится на групповом взаимодействии, сотрудничестве и совместной деятельности. В групповой работе в специально созданных условиях учащийся приобретает опыт, который он сможет перенести в реальную языковую среду и успешно его использовать.

    Преимущества группового взаимодействия:

    - активность всех участников (наличие единой цели и общей мотивации);

    - комфортность (работа в малой группе позволяет учащимся держаться свободно, уверенно, мнение каждого принимаются и ценятся группой);

    - развитие личностных качеств, повышение самооценки у учащихся (предоставляется возможность применить на себя роль лидера или роль рядового участника группы);

    - развитие речи, коммуникативных навыков;

    - более глубокая проработка материала (организуется повторение и применение полученных знаний, рассмотрение вопроса с разных точек зрения).

    Результативность и эффективность интерактивного обучения:

    - повышение мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем;

    - создание условий для успешности каждого учащегося;

    - формирование у учащихся способности мыслить неординарно, развитие умения выслушивать иную точку зрения, умения сотрудничать;

    - приобретение собственного опыта;

    - раскрытие новых возможностей для совершенствования коммуникативной компетенции, готовности к действию, осознания и принятия ценностей.

    Теоретической основой моей работы являются идеи Е. И. Пассова, В.Л.Скалкина, Г.В.Роговой, Е.Г.Кашиной, Солововой Е.Н. (применение учебно-речевой ситуации в обучении иностранному языку).

    Для достижения поставленной цели успешно используются следующие методы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, ролевая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, разбор ситуаций из практики, коллективные решения творческих задач, метод "круглого стола") и игровые (дидактические и творческие игры, деловые и ролевые игры).

    Например, при работе с текстом "Журналы для подростков в Британии" (8 класс) учащимся предлагается разбиться на 4 группы и выполнить несколько заданий: прочитать текст, обсудить заголовок текста с членом другой группы, ответить вместе на несколько вопросов, выбрать нового партнера, выполнить упражнение на соответствие или несоответствие, обсудить текст со всем классом. Таким образом, мы получаем общение между учащимися всего класса, а значит, делаем еще один шаг вперед для формирования коммуникативной компетенции.

    В 7 классе провожу ток-шоу "Спорт: за и против" в форме защиты проектов командами (группами учащихся). Участникам ток-шоу предоставляется возможность обосновать свою точку зрения. В ходе игры "телезрители" звонят в студию, задают вопросы участникам команд. В конце подводятся итоги голосования телезрителей. Такая форма проведения урока делает обучение лично значимым, позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал.

    Ролевые дискуссии провожу после контроля восприятия и понимания речи на слух или прочтения текста. Они имитируют реальные ситуации общения, в которых каждый учащийся выступает в соответствии с отведенной ему ролью. Провожу заседание "Круглого стола" по теме "Идеальная школа: какая она?" (6 класс). Применение такой формы группового общения позволяет формировать культуру общения учащихся, толерантность к мнению других, учит конструктивному диалогу, позволяет согласовывать точки зрения участников "Круглого стола".

    Ролевые игры "В зоопарке", "У врача", "В магазине", "На дне рождения", "В аэропорту" для младших школьников приближает речевую деятельность учащихся к естественным условиям, активизирует ранее изученный материал.

    Учитывая возрастные особенности учащихся, в соответствии с программой, строю уроки английского языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам и особенностям учеников: "Проблемы подростков в школе", "Спорт и мы", "Современные средства общения", "Гаджеты" и др. Детям интересно говорить о семье: они приносят фото, рисунки, рассказывают об увлечениях и интересах близких людей, о своем личном отношении к ним.

    На уроке и дома учащиеся выполняют проекты: "Английский алфавит", "Меню для любимого героя", "Дом, который бы я хотел построить", "Виртуальная страница моего класса", "Школа моей мечты", "Мой кумир" и т.д. Учащиеся приняли активное участие в муниципальных сетевых проектах "Их стиль жизни", "Диалог культур: Россия и Великобритания", "Диалог культур: Россия и США", научно-практических конференциях, страноведческих онлайн-викторинах.

    В своей работе я использую различные задания, дифференцируя их по степени трудности. Это позволяет учащимся осмыслить свои возможности и выбрать для выполнения задания соответствующего уровня. Например, в грамматике при изучении прошедшего времени "слабые" учащиеся выполняют задание на поиск второй формы глагола, "сильные" – строят целые предложения. Затем ученик составляет рассказ о себе в прошедшем времени. Здесь очень важно подержать ситуацию успеха, так как, если отсутствует чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку.

    Особое место в развитии коммуникативной компетенции занимает игровая деятельность. Она приводит к естественному желанию говорить на языке, не испытывая скуки и усталости. Я использую лексические, грамматические, фонетические игры, а также игру-путешествие, виртуальную экскурсию. Они обеспечивают эмоциональное воздействие на учащихся, способствуют актуализации опорных знаний, облегчают овладение речевыми навыками.

    Формируя коммуникативную компетенцию при изучении английского языка, активно использую возможности лингафонного кабинета и интерактивной доски. С помощью аудиокурсов к учебникам В.П Кузовлев издательства "Просвещение", программ "Профессор Хиггинс", "Enjoy Listening and Playing" издательства "Титул", аудиокниги Шереметьевой А. А. "Английский язык. Аудирование" отрабатываем произношение звуков, слов, текстов, выполняем задания на аудирование.

    Таким образом, можно сделать выводы, что для формирования коммуникативных компетенций учащихся необходимо включать их в такой вид деятельности, которая подразумевает резкое изменение правил и ролей в нестандартных ситуациях; наиболее эффективными формами являются практические занятия.

    На мой взгляд, использование интерактивных форм и методов обучения при формировании коммуникативной компетенции учащихся позволит решить те проблемы, о которых говорилось выше.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБОУ СОШ № 5 г. Охи Тема педагогического опыта "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка" Боровцова Анна Витальевна учитель английского языка

    Слайд 2

    Актуальность Изменения в обществе Изменение средств коммуникации Повышение интереса к стране в мире Требуют от современного выпускника способности осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с носителями языка

    Слайд 3

    Ведущая идея моего педагогического опыта: создание оптимальных условий для самореализации учащихся, повышения уровня их коммуникативной компетенции через интеграцию интерактивных форм и методов обучения в процессе учебной деятельности

    Слайд 4

    Цель : формирование коммуникативной компетенции учащихся, используя разнообразные интерактивные методы и формы обучения английскому языку Задачи: создать условия для организации продуктивного процесса учебной деятельности при изучении английского языка ; проверить на практике действенность интерактивных форм и методов обучения и выбрать наиболее эффективные ; сформировать мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через участие в творческих конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности.

    Слайд 5

    Новизна опыты Интерактивные методы обучения являются особой формой организации коммуникативной и познавательной деятельности. Учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, становятся способными к самообразованию, выбору, освоению новых типов деятельности. Учитель направляет деятельность учащихся на достижение поставленных целей. При интерактивном обучении функция учителя – помощник учащегося в его работе, один из источников получения информации.

    Слайд 6

    Интерактивные формы и методы развития коммуникативной компетенции

    Слайд 7

    Создание естественных условий для общения

    Слайд 8

    Использование лингафонного кабинета при формирование коммуникативной компетенции С помощью аудиокурсов к учебникам В.П. Кузовлев издательства "Просвещение", программ "Профессор Хиггинс", " Enjoy Listening and Playing " издательства "Титул", аудиокниги Шереметьевой А. А. "Английский язык. Аудирование " учащиеся отрабатывают произношение звуков, слов, текстов, выполняют задания на аудирование .

    Слайд 9

    Литература: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования; Гальскова Н. Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты Текст. / Н.Д.Гальсков // Иностр . языки в школе. — 2008. - №5 Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языка/ З.М. Давыдова// Иностранные языки в школе. – 2010. - №6 Конышева А. В. Современные метолы обучения. – Минск, 2007. Кулинич , Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка: 2–4 классы [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — м.: вако , 2011. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Нестандартные уроки.- Издательство «Учитель», 2007. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. (Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой , Л.Ю.Косовой). - СПб., 2002. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе: учебное пособие/ - М.: Книга, - 2009. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур и цивилизаций. Минск: Лексис, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

    Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

    Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

    СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

    Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе

    Прект педагогического эксперимента по внедрению СОТ реализованного учителем в образовательном учреждении. Проектная работа....

    Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

    Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...

    Создание ситуативных видеороликов как способ развития коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка.

    Всем нам известно, что современные обр. стандарты требуют от нас учителей совершенно новую Педагогическую деятельность, нам надо учить иначе. В этих условиях каждый из нас пытается и постоянно ищет то...

    Интерактивные технологии обучения устной речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

    Интерактивные технологии обучения устной речикак способ формирования коммуникативной компетенцииучащихся на уроках английского языка...