Доклад учителя Шарый-оол С.А.
методическая разработка

Доклады, разработки, презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»

Доклад на ШМО математиков

«Домашние задания – как один из эффективных методов обучения математике»

Учитель математики высшей категории

Шарый-оол С.А.

Дус-Даг-2017

Важнейшей частью урока математики является нацеливание учащихся на выполнение домашнего задания, так как освоение программного материала невозможно без систематической домашней работы, которая служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, но отличается большей самостоятельностью учащихся. При этом каждый ученик, будучи не скованным временными рамками, может выполнять задания в привычном для себя темпе, пользоваться более подходящими  способами. Тем самым домашние задания служат и для «выравнивания» учащихся, выражающегося в готовности каждого из них к работе на предстоящем уроке. Кроме того,  домашняя работа важна для формирования у учащихся навыков самообразования и воспитания ответственности за результаты своего труда.

     Проблемы организации домашней учебной работы связаны с перегрузкой, однообразием видов деятельности, невыполнением домашних заданий. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо совершенствовать методику разработки, постановки и проверки домашних заданий, подготовки учащихся к их выполнению.

     По объему задания на дом не должны превышать допустимых нагрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. При этом в совокупности на выполнение домашних заданий по всем предметам учащиеся должны тратить в день в 5-6 классах до 1,5 часа, в7-9 классах до 2 часов и в 10-11классах до 2-2,5 часов. Причем общее время на работу в классе и дома не должно занимать у детей более 8 часов в день.

     Виды домашних заданий:

-устные и письменные;

-связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений;

-репродуктивные, конструктивные и творческие;

-обязательные и по желанию;

-общие, дифференцированные и индивидуальные;

-регламентированные и без установленного учителем срока выполнения;

-комбинированные.

    В практике обучения математике нередко используемые виды домашних заданий не отличаются разнообразием: предпочтение, как правило, отдается связанным с усвоением знаний и умений общим, обязательным, репродуктивным заданиям, выполняемым как в устной, так и в письменной форме. Конечно, этим ограничиваются возможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей.

    Необходимо использовать систему домашних заданий по выбору. Каждое из них включает 4-5 задач, не менее половины которых соответствуют обязательному уровню математической подготовки учащихся. Остальные задачи подбираются так, чтобы их сложность постепенно возрастала. Обязательными для выполнения являются любые две из них, которые ребята выбирают по своему усмотрению. В этих условиях удачно решаются, помимо других, вопросы дифференциации домашних заданий.

     Для индивидуальных же домашних заданий наряду с решением и составлением задач различной степени сложности целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему. Это могут быть также предлагаемые для изготовления учащимися различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.

      Особого внимания требует работа по подготовке учащихся к выполнению домашних заданий. Она не ограничивается лишь сообщением того, что задается на дом. Чаще всего подготовка ребят к выполнению домашних  заданий проводится в явной или неявной форме на каждом этапе урока. Но даже в таких случаях оно должно быть сообщено  до звонка с урока, а не по звонку или после звонка.

    При выполнении домашнего задания каждый ученик пользуется наиболее подходящими ему способами организации учебной работы. Но это не исключает необходимости оказания ребятам помощи в рационализации методов и приемов ее выполнения. В первую очередь это касается сроков выполнения домашних работ, заданных не на завтрашний день, а на последующие дни. Обычно ребята готовят уроки, заданные на следующий день. Но с момента объяснения в классе может пройти несколько дней. Поэтому многое из того, что было понято на уроке, забывается. Теперь надо будет не только восстанавливать забытое, но и заново разбираться в изученном материале. Выход из этой ситуации основан на закономерности забывания (оно протекает наиболее интенсивно в   первые часы после восприятия нового): домашнюю работу желательно выполнять в тот же день, когда она задана, а перед следующим уроком лишь повторить выполненное. Также учащиеся должны владеть информацией о рациональной организации рабочего места, режиме дня.

     Роль домашних заданий существенно ослабляется, если учитель не отработает систему их проверки и оценки.

    Формы контроля, которые получили на практике наибольшее распространение:

  1. Фронтальная проверка домашних заданий. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по заданному теоретическому материалу, устно воспроизводят, комментируют и проверяют промежуточные и конечные результаты решения каждой задачи.
  2. Выполнение классом обучающей самостоятельной работы, содержащей упражнения, аналогичные заданным на дом.
  3. Проверка домашнего задания начинается с вызова одного из учащихся к доске. Ему дается время для подготовки к ответу. Остальные ребята в это время выполняют упражнения, аналогичные  заданным на дом, после чего класс слушает и контролирует ответ вызванного ученика.
  4. Уплотненный опрос. В ходе него вновь реализуется идея, рассмотренная выше, но к доске вызываются одновременно несколько учеников, которые будут отвечать поочередно.
  5. Внеурочная проверка учителем тетрадей с домашними заданиями.
  6. Взаимный контроль выполнения домашних заданий (парный взаимоконтроль, подключение наиболее подготовленных учеников к проверке домашних работ…)
  7. Самопроверка домашних заданий путем сверки с воспроизведенными в классе образцами.
  8. В образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом.
  9. В образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, преднамеренно допущены ошибки. В процессе их обнаружения и исправления осуществляется проверка заданного на дом.
  10. Косвенный контроль выполнения домашнего задания. Например, с помощью математических диктантов, тестов, самостоятельных работ, в содержание которых включен материал, идентичный заданному на дом

Наиболее полную информацию о выполнении письменных домашних работ учитель получает при проверке рабочих тетрадей учащихся. Отсутствие системы в ее организации является одной из причин невыполнения учащимися домашних заданий.

    Рекомендуется проверять тетради учащихся: в 5 классе после каждого урока. Начиная с 6 класса, их частота постепенно снижается до уровня, чтобы тетради каждого ученика проверялись не реже двух раз в месяц.

В ходе проверки письменных работ учитель имеет возможность собрать и проанализировать сведения о затруднениях и ошибках учащихся, причинах их появления, чтобы наметить пути их устранения.

    В своей работе я стараюсь руководствоваться вышеописанными рекомендациями мотивации, постановки целей, задания домашней работы и ее контроля. Нацеливаю ребят на выполнение домашнего задания, предварительно прочитав само задание, наметив примерную схему его выполнения. Задаю номера для обязательного выполнения всеми учащимися, а также задания для выполнения ребятами, которые имеют «хорошо» и «отлично» по математике, и всеми желающими. Уделяю большое внимание моменту записывания домашнего задания в дневник, акцентирую внимание ребят на этом, иногда приходится ждать, когда некоторые учащиеся достанут дневники из портфеля. Наряду с проверкой тетрадей учащихся, использую взаимоконтроль, самоконтроль. Иногда, по необходимости, провожу показательную работу над ошибками, в ходе которой разбираем наиболее часто встретившиеся ошибки при выполнении домашней работы. Контроль за выполнением домашнего задания стараюсь проводить на каждом уроке в той или иной форме. Иногда достаточно проверить только наличие работы, если она не вызвала затруднений. Периодически провожу самостоятельные работы, состоящие из заданий, аналогичных заданиям домашней работы. Наличие выполнения домашнего задания перед каждым уроком проверяют ответственные по каждому ряду учащиеся  и в начале урока сообщают о положении дел. Каждый проверяет по очереди в течение недели. Я думаю, это тоже стимулирует ребят к выполнению домашнего задания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад учителя русского языка и литературы Е.Ф. Алексеевой 2010 - 2011 уч.год

В рамках экспериментальной площадки нашей школы «Образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков»  на уроках русского языка мною используется «...

Доклад учителя математики МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) Ведерниковой Раисы Аркадьевны «Личностно ориентированное обучение математике".

В законе Российской Федерации "Об образовании"провозглашается адаптивность системы образования , предназначение которой - обеспечить каждому ученику достижение оптимального уровня  интеле...

Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"

Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ  по повышению качества знаний учащихся....

Доклад учителя - логопеда МБОУСОШ № 20 Погореловой Л.Ю.

на тему:« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»на тему:« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»...

Доклад учителя М.Ю. Зубачевой «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока....

Доклад учителя Шарый-оол С.А.

Презентация доклада...