Доклад "Школьный музей ФУК как средство патриотического воспитания"
статья

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современной школе. Модернизация гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий. Школьный музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей как средство патриотического воспитания учащихся

Серасхова Э.П. рук. школьного музея ФУК

         

На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современной школе. Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

 Школьный музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.

Работа школьного музея ФУК ведется в рамках внеурочной деятельности «Музейное дело», «Индивидуальный проект», «Люби и знай родной язык»

Основной целью гражданско-патриотического воспитания является ориентация подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. 

Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантности;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей малой Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве гражданско-патриотического воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций способствует заполнению их познавательного досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. 

Когда говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у учащихся чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению.

Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученики чувствуют себя субъектом исторического процесса, осознают, что именно они, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль человека в ней.

Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков. Изучая архивные материалы героев Вов, учащиеся приняли участие в творческом конкурсе «Без срока давности», имеются победители.

Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы по КНЯ, истории Ямала. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы.

Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами.

Целью школьного музея ФУК в нашей школе является повышение интереса детей к истории родного края и привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклад в Великую Отечественную войну. С помощью краеведения, школьники осознают, что история нашего поселения Питляр является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться.

Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о героях Великой Отечественной войны нашего края, свои рассказы о фронтовиках разместили на школьном сайте.

Ученики принимали в акциях «Парта героя», «Звезда героя», «Герой моей семьи».

         Ребята с удовольствием посещают наш музей ФУК.  А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они занимаются поисково-исследовательской деятельностью, оформительскими работами, участвуют в фестивалях финно-угорской культуры, участвует в акциях, принимают участие в районных, окружных и всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях.

Все это позволяет сделать работу школьного музея интересной для учащихся и способствует их гражданско-патриотическому воспитанию.

11.03.2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...

Сельский музей как средство патриотического воспитания учащихся

Презентация содержит материал о работе сельского музея в МБОУ Далисичской СОШ Суражского района Брянской области. Данный материал использовался в работе научно-практической конференции 30.10.2015 г. н...

"Мини-музей как средство патриотического воспитания"

Консультация для педагогов. Цель: повысить профессиональный уровень, обмен опытом с коллегами.Консультация содержит: цель музея, этапы создания мини-музея, оформление, тематика и значение музеев в ДОУ...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Выступление на педагогическом совете...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.

Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....

«Виртуальный музей «От малой истории – к истории страны» как средство патриотического воспитания в информационно-образовательном пространстве»

Проект рассматривает использование информационной среды как одно из средств патриотического воспитания, путем создания виртуального музея школы....

Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"

содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...