"Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования детей со сложным дефектом"
статья на тему

Новикова Лариса Александровна

Доклад был подготовлен для участия в международной  конференции "Здоровье школьника" в г. Благовещенске в 2014 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya.docx61.32 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования  детей со сложным дефектом

 

Л.А. Новикова,

педагог-психолог Центральной  психолого -медико-педагогической комиссии

Министерства образования и науки Амурской области.

С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273, в реализации которого большое внимание уделено вопросу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и организации инклюзивного образования.  

         С каждым годом развитие общего и специального образования совершенствуется, модернизируются традиционные и разрабатываются новые формы и методы обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированном психолого-педагогическом сопровождении.

Для своевременной диагностики сложного и множественного нарушения развития и определения образовательного маршрута обучающегося требуется комплексное клинико-психолого-педагогическое изучение каждого ребенка. 
Единая комплексная программа обследования детей с выраженными нарушениями в психическом и соматическом развитии должна включать:

  1. обязательное первичное медицинское
  2.  психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
  3. регулярные повторные медицинские обследования детей со всеми видами нарушений;
  4.  регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

Это и является основным видом деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.  

Цель деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Представляем данные комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей за 5 лет,  полученные в результате деятельности областной ПМПК, с 01 сентября 2014 года – Центральной ПМПК.

За период с 2009 по 2014 год было обследовано:

Рост численности обследованных детей за 6 лет произошел в  5, 34 раза, что свидетельствует о возрастании количества детей с особыми образовательными потребностями, которым необходимо обучение по  адаптированным основным общеобразовательным и адаптированным общеобразовательным программам и комплексное психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273.

На заседаниях Комиссии обследовались дети:

Республика Саха-Якутия – 1

Из городов и районов Амурской области (Приложение 4):

№ п/п

Города, районы Амурской области

Количество муниципальных образований

Количество детей

1.

Города Амурской области

9

453 (48%)

2.

Районы Амурской области

20

494 (52%)

Возрастной состав детей, обследованных

на ПМПК за  2009 - 2013 год.

Год

от 0 до 3-х

от 3-х до 7

от 7 до 11

от 11 до 16

от 16 до 18

2009

1

49

80

61

7

2010

48

55

208

100

5

2011

54

148

249

86

7

2012

21

85

403

257

43

2013

46

105

470

309

19

всего

170

442

1410

813

81

Установленные диагнозы по международной классификации болезней МКБ-10

год

1 место

2 место

3 место

2010

F 70 (70 обследованных)

F 83   (41обследованный)

F 80  (40 обследованных)

2011

F 70   (137 обследованных)

F 83   (82 обследованных)

F 80  (49 обследованных)

2012

F 70   (136 обследованных)

F 83   (103 обследованных)

F 80  (55 обследованных)

2013

F 70   (380 обследованных)

F 83   (170 обследованных)

F 80  (86 обследованных)

2014

F 70  (383 обследованных)

F 83   (104 обследованных)

F 71  (72 обследованных)

1 место – F 70  (умственная отсталость)

2 место – F 83  (задержка психического развития)

3 место – F  80  (задержка речевого развития)

        В результате обследования детей по инициативе родителей (законных представителей), Амурской областной психиатрической больницы,  Федерального Государственного учреждения медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ),  муниципальных отделов образования, администрации школ, школ-интернатов и детских домов, социальных приютов, определены различные виды и формы обучения и воспитания.

Год

I -II

III-IV

V

VI

VII

VIII

Общеобраз.

программа

Необучаемые

СИПР

2012

6

17

37

3

223

489

42

18

-

2013

34

44

45

3

221

560

40

27

-

2014

36

52

49

2

275

588

27

15

11

2015

(6 мес.)

17

53

12

2

162

341

15

1

9

1 место – VIII вид обучения

2 место – VII вид обучения

3 место – V вид обучения

Из приведенных данных видно возрастание количества обучающихся, которым рекомендовано обучение по адаптированной   общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью(нарушениями интеллекта).

Областная ПМПК координировала деятельность муниципальных ПМПК и  муниципальные отделы, осуществляющие управление в сфере образования по вопросам деятельности ПМПК. Всего в области функционирует 24 комиссии, в которых работают 168 специалистов, в том числе врачей психиатров – 26; психологов – 23; педиатров – 20; логопедов – 23, дефектологов - 13; специалистов узких специальностей – 75.

По данным областной ПМПК и муниципальных ПМПК продолжается увеличение количества детей, имеющих особые образовательные потребности. За 2014 год количество обследованных детей составило 2906, из них областная ПМПК – 1058 (36%), муниципальные ПМПК – 1848 (64%).

По установленным диагнозам:

 1 место – F 70 – 799,  из них ОПМПК -  383 (48 %) , муниципальные ПМПК – 416 (52 %);

 2 место – F 83 – 358,  из них ОПМПК -  104 (29 %) , муниципальные ПМПК – 254 (71- %);

 3 место -  F 80 – 224,   из них ОПМПК -  56 (25%) , муниципальные ПМПК – 168 (75%).

По определенным видам обучения:

1 место: VIII вид– 1037, из них ОПМПК -  560 (54 %) , муниципальные ПМПК – 477 (46%);

 2 место: VII вид – 474,  из них ОПМПК -  221 (47 %) , муниципальные ПМПК – 253 (53%);

 3 место: V  вид - 257 ,  из них ОПМПК - 45 (18%) , муниципальные ПМПК – 212 (72%)

 4 место: индивидуально на дому – 153,  из них ОПМПК - 98 (64 %) , муниципальные ПМПК – 55 (36 %)

Признаны нуждающимися в специальных индивидуальных программах развития (СИПр): 35 - из них ОПМПК - 27 (77 %), муниципальные ПМПК – 8 (13  %).

Такие дети с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, а также со сложными дефектами развития нуждаются в обучении по специальным индивидуальным  программам, направленным на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, которые могут реализовываться как в образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания.

Проанализировав данные комплексного психолого-медико-педагогического обследования, полученные в результате деятельности областной ПМПК, с 01 сентября 2014 года – Центральной ПМПК, специалисты ПМПК делают вывод о возрастании количества детей  с ограниченными возможностями здоровья, которые  нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе обучения, особом режиме педагогического сопровождения.

Реалии настоящего времени таковы, что все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Появляется надежда, что изменения, которые привнес в образовательную среду Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273,  вызовут у педагогов, медиков, специалистов стремление и дальше изучать детей с особыми вариантами индивидуального развития, помогать им развиваться и занять достойное место в жизни сверстников, а главное – наиболее полно реализовать свои возможности в процессе обучения и воспитания.

28.09.2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, э...

Психолого-медико-педагогические особенности профессиональной деятельности педагога

Педагог в силу специфики деятельности, профессиональной и социальной роли является носителем нравственных норм, образцом поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью . Здоровье...

Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

Система комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

В помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Чем раньше начать реабилитационную работу с семьей, тем эффективнее будет нормализация эмоционального, психического состояния ребенка....

презентация на тему Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-медико-педагогического консилиума

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого медико педагогического консилиумаФункциональные обязанности логопеда ПМПкПроводит диагностику детей с целью выявления речевых наруш...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...