Главные вкладки
Адаптивность и здоровье
статья на тему
Актуальным направлением психологического сопровождения обучающихся школ (колледжей, училищей, лицеев) является развитие их адаптивных способностей. В статье дается теоретический анализ литературы, посвященный взаимосвязи адаптивности и здоровья человека. Адаптивные способности являются критериями психологической зрелости молодого человека, определяющими его готовность к решению жизненных задач при сохранении физического, социального и психологического благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Под адаптивностью понимают способность системы (организма, индивида, личности) к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. По определению В.П.Казначеева и Е.В.Трифонова, адаптивность является синонимом «нормы», «здоровья», т.е. адаптивность – оптимальное качество живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде [7].
По словам А.М.Столяренко, психическая адаптация выступает процессом установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [10].
Под устойчивой адаптацией личности понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, характер отношений, которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных социальных и экологических условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения. Тренированный организм отличается высокой сопротивляемостью, резистентностью к различным неблагоприятным внешним воздействиям, при этом все его системы работают максимально экономно.
По мнению П. С. Граве и М. Р. Шнейдман, человек адаптивен тогда, «когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона» [1, с. 51].
Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Критериями оптимального состояния считают: 1) максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность: как наибольшей ее величины (сила), так и наименьшей – быстрота реагирования; 2) адекватность реагирования на стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности; 3) инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами, которые сбивают систему с оптимального режима работы [1].
Адаптивные свойства организма человека служат мерой его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него условиях среды. Адаптационный процесс можно рассматривать на разных уровнях его протекания: индивидуальное поведение, межличностные отношения, базовые психические функции, психофизиологическая регуляция, физиологические механизмы обеспечения жизнедеятельности, функциональные резервы организма, здоровье.
Способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности, определяют понятием здоровье. Состояние здоровья индивидов определяют как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Основными признаками здоровья считают: структурную и функциональную сохранность систем и органов человека; индивидуальную приспособляемость к физической и общественной среде; а также сохранность привычного самочувствия [9].
В связи с этим определением понятие здоровья делят на: физическое здоровье – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера; социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [9].
В.П. Казначеев также считает, что состояние здоровья оценивают по трем уровням. Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, его личностную сохранность [7].
В рамках «адаптационной модели здоровой личности», определенной О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым, оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром [4]. Для здорового человека оказывается важным полноценное участие в различных видах жизнедеятельности.
Е.А. Евстифеева, М.Н. Калинкин, С.И. Филиппченкова определяют понятие «холическое здоровье» как широкий спектр возможностей самореализации человека. Главными ресурсами человека являются ответственность, мотивационные предпочтения, волевые интенции [6]. Ответственность за себя предполагает желание, мотивацию, способность индивидуума поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от дисфункционального образа жизни. По словам
Е.А. Евстифеевой, «ответственность человека за свое здоровье и повышение интервального локуса контроля является главным условием холизма» [6, С.64].
А.И. Воложин и Ю.К.Субботин отмечают, что дезадаптация – «это нарушение возможности перестройки системой или ее элементом своей структуры с целью адаптации к новому фактору среды…» [5, с.33]. При этом по В.И.Лебедеву, психическая дезадаптация наступает при «прорыве» адаптационного барьера, ломке динамических стереотипов в ЦНС, сложившихся в процессе онтогенеза [8].
Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных резервов организма приводят, как правило, к их перенапряжению. Ю.А. Александровский отмечает: если давление на «барьер психической адаптации» усиливается и резервы его исчерпаны, происходит «надрыв барьера», и, как следствие, невротические и соматические нарушения функций организма [2].
Исследования С.И. Филиппченковой показали, что основными факторами профессиональной деятельности, которые приводят к состоянию стресса, повышению уровня синдрома эмоционального выгорания, использованию неконструктивных стратегий совладания являются: высокая эмоциональная напряженность профессиональной деятельности, большое число клиентов, с которыми приходится работать в течение дня, низкая удовлетворенность трудом, типичное эмоциональное состояние в течение дня (напряженность, тревога, озабоченность) и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива. Причем последний фактор, по мнению большинства сотрудников, играет наиболее существенную роль в возникновении и развитии профессионального стресса [11].
Таким образом, устойчивость к стрессу является одним из важнейших факторов безопасности личности и сохранения здоровья в экстремальных условиях. Адаптированная психическая деятельность, в том числе профессиональная, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья.
Здоровье человека и его возможности адаптироваться к новым условиям среды тесто взаимосвязаны. Адаптивные способности, обеспечивают физическое, социальное и психическое благополучие, готовность решать жизненные задачи при сохранении нормальной жизнедеятельности, в т.ч. при неблагоприятных условиях, тем самым выступают показателями психологической зрелости человека.
Список литературы
- Адаптация к профессиональной деятельности/ Физиология трудовой деятельности// А. В. Юревич, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб.: Наука, 1993. – С. 209–277.
- Акмеология: Учебник/ Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.
- Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
- Васильев И.А., Магомед - Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144c.
- Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. – М.: Медицина, 1998. – 480с.
- Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Филиппченкова С.И. Холистическое здоровье: реалии и психологический дискурс// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007, Т.2. №3. - С.12-14.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с.
- Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431 с.
- Психология здоровья/ Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
- Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие для средних профессиональных учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 382с.
- Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. ... канд. психол. наук : Тверь, 2002. - 268 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час составлен учителем трудового обучения....
Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...
Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ....

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...