Главные вкладки

    Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости» 2018 г.
    методическая разработка

    Чиряева Дина Рафиковна

    Методические рекомендации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости»

    1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

    • обращайтесь по имени;
    • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
    • используйте тактильное прикосновение

    2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

    • всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
    • не возникает ли желание его перебить?
    • не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
    • проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

    3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

    • исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
    • обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
    • постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

    4. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

    5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

    • как часто вы улыбаетесь детям;
    • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
    • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

    6. Учитесь видеть себя со стороны:

    • чаще анализируйте собственную деятельность;
    • стремитесь ставить себя на место ребенка;
    • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

    7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

    • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
    • ясно и понятно излагать доводы детям;
    • проявлять выдержку и терпение.

    Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

    8. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

    • требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
    • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
    • оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
    • возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
    • предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
    • вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

    9.Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

    • предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
    • ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
    • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
    • разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

    10. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

    • непонимание психологической ситуации, настроения детей;
    • недостаточная саморегуляция;
    • несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости

    Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости...