Главные вкладки

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".
    методическая разработка

    Степанова Татьяна Анатольевна

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме:

     " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

    Методический семинар.

    Ресурсного Центра

    30.03.2019.

    Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

    Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

    В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

    Исходя из протокола ПМПК, наших наблюдений и на основании входящей диагностики  мы видим , что основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.

     И на основании дефектов  мы определяем основные направления коррекционной работы. Я предлагаю вам обратить внимание на таблицу, где в 1-ой колонке даны  основные направления ,которые мы должны корригировать, во 2-ой , 3, 4, колонке,  что мы  в начальной школе и у умеренных развиваем,  а в основной школе закрепляем.

    Начальная школа

    Основная школа

    Легкая степень

    Умеренная степень

    Восприятие

    Форма, цвет, величина, пространство и время, двигательная, вкус.

    ( Зрительное, слуховое, обоняние, осязание, анализаторы).

    Форма, цвет, величина, пространство и время, двигательная, вкус.

     ( Зрительные, слуховые, анализаторы обоняние, осязание)

    Величина, пространство, форма, время.

    ( зрительные, слуховые, анализаторы

    Внимание

    Произвольное

    1. устойчивость
    2. переключаемость

    Произвольное

    1. устойчивость
    2. направленность

    Произвольное и постпроизвольное

    1. избирательность
    2. распределение

    Память

    Долговременная:

    зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

    Долговременная:

    зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

    Долговременная + оперативная

    (умение применить)

    - оббьем

    -осмысленность  

    ( словесно-логическое)

    Мышление

    Наглядно- образное:

    анализ , синтез

    Наглядно-действенное:

    обощение

    Словесно-логическое:

    Обобщение, сравнение, классификация, систематизация).

    Речь

    Развернутая, полные предложения.

    Составная:

     вопросно- ответная , диалогическая

    Развернутая:

    -фразовая речь

    -монологическая

    - рассказ.

    Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

    И я хочу вам представить игровые упражнения направленные на исправление имеющихся недостатков. Задания  даны от простого к сложному.

    Эти упражнения используются на уроке русского языка.

    1. Найти все слова.
    2. Разделить слова на два столбика

         (по количеству слогов, по смысловому значению), (посчитать сколько гласных, назвать звонкие глухие  и глухие согласные).

    3. Какое слово лишнее?

        Какое слово может объединить все другие?

    Следующее упражнение используется на математике при изучении или закреплении геометрических фигур.

    1. Какая фигура 1ая, последняя.
    2. Какая фигура находится между квадратом и треугольником?
    3. А какая фигура синего цвета?
    4. Какая фигура находится слева от круга?

    2 .    

    1. Назови жёлтую фигуру, но не круг? Коррекция формы
    2. Назови квадрат ни маленький , ни зеленый? Коррекция формы
    3. Покажи прямоугольник  большой цвет,  как травка? Дифференцирование и сравнение.

    3.

    • Назови фигуру, у которой 4 стороны, но не прямоугольник?
    • Назови фигуру, у которой нет углов?
    • Назовите фигуру. у которой 3 угла и 3 стороны?

    Основные направления коррекционной работы

    1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

    — развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

    - развитие навыков каллиграфии;

    — развитие артикуляционной моторики.

    2 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    _ развитие зрительного восприятия и узнавания;

    — развитие зрительной памяти и внимания;

    — формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

    — развитие пространственных представлений и ориентации;

    — развитие представлений о времени;

    — развитие слухового внимания и памяти;

    — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    3. Развитие основных мыслительных операций:

    — навыков соотносительного анализа;

    — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

    - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

    - умения планировать деятельность;

    - развитие комбинаторных способностей.

    4. Развитие различных видов мышления:

    - развитие наглядно-образного мышления;

    - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    5. Коррекция нарушении в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

    6. Развитие речи, овладение техникой речи.

    7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    8. Коррекция индивидуальных пробелов а знаниях.

    Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности воспитанников при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у воспитанников этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
    Вся система коррекционно - педагогической работы призвана  реабилитировать и социально адаптировать аномального воспитанника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. В моем выступление  приведены лишь небольшое количество упражнений и игр, которые можно использовать на уроках для достижения развивающих целей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Коррекционная работа в обучении.

    Слайд 2

    Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей. Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

    Слайд 3

    В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция) Исходя из протокола ПМПК, наших наблюдений и на основании входящей диагностики мы видим , что основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, « застревание » на привычных шаблонных действиях.

    Слайд 4

    Начальная школа Основная школа Легкая степень Умеренная степень Восприятие Форма, цвет, величина, пространство и время, двигательная, вкус. ( Зрительное, слуховое, обоняние, осязание, анализаторы). Форма, цвет, величина, пространство и время, двигательная, вкус. ( Зрительные, слуховые, анализаторы обоняние, осязание) Величина, пространство, форма, время. ( зрительные, слуховые, анализаторы Внимание Произвольное устойчивость переключаемость Произвольное устойчивость направленность Произвольное и постпроизвольное избирательность распределение Память Долговременная: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная. Долговременная: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная. Долговременная + оперативная (умение применить) - оббьем -осмысленность ( словесно-логическое) Мышление Наглядно- образное: анализ , синтез Наглядно-действенное: обобщение Словесно-логическое: Обобщение, сравнение, классификация, систематизация). Речь Развернутая, полные предложения. Составная: вопросно- ответная , диалогическая Развернутая: -фразовая речь -монологическая - рассказ.

    Слайд 5

    Игровые упражнения Найти все слова . б ы к о з а я ц и р к о т и г р ы с ь

    Слайд 6

    Игровые упражнения 2.Разделить слова на два столбика (по количеству слогов, по смысловому значению). б ы к о з а я ц и р к о т и г р ы с ь

    Слайд 7

    Игровые упражнения Какое слово лишнее? Какое слово может объединить все другие? б ы к о з а я ц и р к о т и г р ы с ь

    Слайд 8

    Какая фигура 1ая, какая фигура последняя ? Какая фигура находится между квадратом и треугольником? А какая фигура синего цвета? Какая фигура находится слева от круга?

    Слайд 9

    Назови жёлтую фигуру, но не круг? Назови квадрат ни маленький , ни зеленый? Покажи прямоугольник большой, цвет, как травка?

    Слайд 10

    Назови фигуру, у которой 4 стороны, но не прямоугольник ? Назови фигуру у которой нет углов ? Назовите фигуру у которой 3 угла и 3 стороны ?

    Слайд 11

    4 87 56 44 88 98 3 12 15

    Слайд 12

    4 87 56 44 88 98 3 12 15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы

    С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и п...

    Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости

    Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости...