Интегрированный урок
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)

Пивоварова Наталья Анатольевна

Интегрированный урок по различным предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Тема. Влияние современного человека на окружающую среду

Цель урока:

  • обобщить и углубить знания учащихся о причинах усиления влияния человека на окружающую среду;
  • обсудить пути решения проблемы сохранения окружающей среды;
  • способствовать развитию гражданской ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Ход урока

Эпиграф урока:

«Мыслить глобально, а действовать локально»

Вступительное слово учителя

 Это означает думать обо всей планете, а действовать на своем месте

Географ

Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.

В тяжелой борьбе с природой, пройдя через немыслимые испытания, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами природы, раскрыл её самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает её разумом мгновенно.

Что же история и природа еще раз испытывает нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, сдает нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем…..

……

Сила,   которая   держит   в  своих   руках  колыбель  каждого  народа- Природа   его  страна.

                                                      ( В. И. Ключевский )

     Мы   живем   в  одном   из  наиболее   сохранившихся   и  уникальных   уголков  России. Здесь   издревле  человек   существовал  в  гармонии   с   окружающей   средой.

Слайд №  

Благодаря   бережному   отношению   к  природе   наших   предков,  в  границах    республики    уцелело   почти   все   разнообразие   ландшафтов   и   свыше   60 %    видового    богатства    растительного   и  животного   мира   Западного   Кавказа. Мягкий  и  умеренный   климат, близость   Черного   и   Азовского   морей,  исключительное   разнообразие   ландшафтов- горы, леса, ледники   и   альпийские    луга, крупнейшее    на   Северном   Кавказе   водохранилище, первозданная   природа   Кавказского    государственного   заповедника-  все   это   наша    Адыгея.

       Но  не  всегда   эти   взаимоотношения   человека   и  биосферы  были   безоблачными. Прогресс   нашей   цивилизации    напрямую    связан   с   различными  видами   загрязнителей   окружающей  среды.

       Давайте   посмотрим  на   схему    классификации  видов   загрязнителей   окружающей   среды.

     

 Сегодня   на   уроке   мы   рассмотрим   наиболее    опасные  для   биосферы   виды    загрязнителей   -   это   химические   и  физические , и  как   они   влияют   на    экологию  нашей   республики   Адыгея.

ВОПРОС (Слайд №   ):  Что   является   основным   загрязнителем   атмосферы?

ОТВЕТ: Транспорт, тепловые  машины, паровые  машины, Д,В.С   дизель, реактивный  двигатель. На   тепловых   электростанциях   используются   паровые   и   газовые   турбины, с  их   помощью   вырабатывается   около   80   %  электроэнергии.

 

ВОПРОС (Слайд №   ): Каково   отрицательное   влияние   машины   на   окружающую   среду?

ОТВЕТ: 1. Потребление   кислорода  при  горении  топлива   уменьшает  его   содержание   в  атмосфере

                2. Продукты  сгорания   топлива   выбрасываются   в  окружающую   среду   и  загрязняют   ее.

ГЕОГРАФ: Сжигание  топлива  сопровождается   выделением   в   атмосферу   углекислого    газа, способного   поглощать    тепловое     инфракрасное   излучение   поверхности   Земли.  Рост   концентрации   углекислого   газа   в  атмосфере,   увеличивая   поглощение   ИК- излучение, приводит  к  повышению   ее   температуры ( ,, парниковый   эффект,,) .

Ежегодно   температура   атмосферы   Земли   повышается  на   0,05` С . Этот   эффект   может  создать  угрозу  таяния  ледников    и  катастрофического   повышения   уровня   Мирового   океана. Продукты  сгорания   топлива   существенно   загрязняют   окружающую   среду. Углеводороды,  вступая    в  реакцию   с  озоном, находящимся  в  атмосфере,  образуют   химические   соединения, неблагоприятно   воздействующие   на   жизнедеятельность  живых   организмов.

ХИМИК

ВОПРОС  (Слайд №   ) :   Какие  из   представленных   веществ, находящихся   в   воздухе   вредят   здоровью  и  возникли   в  результате   деятельности   человека?

ВОПРОС: В  результате  каких   процессов   они   возникли?

ОТВЕТ: Горение   различных   видов   топлива, их  утечки  в  процессе   эксплуатации   и  транспортировки. Плохо   отрегулированные   машины   выделяют  значительное  количество   СО, NО, N2О, углеводородов   ПДК СО   на  оживленных    автомагистралях    в   городе   Майкопе   в  1,5 - 2   раза   выше   нормы.

БИОЛОГ: Атмосферный   воздух  -  охраняемый   законом  объект, который  выполняет  экологическую, оздоровительную  и  другие   функции. Примеси  находящиеся   в  воздухе   переносятся          

________

Вопрос (Слайд №  ): Какое вредное воздействие оказывает примеси на растения животных и человека?

Ответ: Пыль- состоящая из пылевых частиц, которые обладают шероховатой и зазубренной поверхностью, внедряются в слизистую оболочку дыхательных путей и травмируют ее. Некоторые пылевые частицы принимают к слизистой оболочке дыхательных путей  и  с трудом удаляются из неё. Это вызывает заболевания: хронические трахиты и бронхиты. Проникая дальше в организм пылевые частицы могут вызвать общие заболевания. При этом нарушается деятельность пищеварительных желез, органов кровообращения , центральной нервной системы,.

Ответ: многие токсические вещества содержащиеся в воздухе- такие как –оксид углерода, оксид серы, азота, вызывают у человека треть расстройств органов дыхания , снижают сопротивляемость организма, повышают раздражимость и увеличивают усталость новообразований на внутренних органах организма человека.

Ответ: пыль осаждается на растениях покрывают листву тонким слоем лежат и снижает процесс фотосинтеза- образование органических веществ, что в последовательности снижает жизнедеятельность растений и приводит к гибели растений.

Вода.

         Вся жизнь из воды происходит

          Вода все хранит, производит…

ФИЗИКА

Вопрос:

          Как человек использует то что хранит в себе вода и производит?

Ответ:

          Вода в движении хранит в себе огромную механическую энергию. Человек в настоящее время неплохо использует энергию воды. Строит приливные и гидроэлектростанции, превращает ее энергию в электрическую. В Майкопе, на реке Белой работает гидроэлектростанция, ее энергия поступает в единую энерго- систему Северного Кавказа.

С точки зрения экологии- это самые чистые источники электрической энергии.

ГЕОГРАФИЯ.

 Вопрос:

Каковы положительные и отрицательные последствия при строительстве водохранилищ?

Ответ:

  Водохранилище-это искусственные водоемы, предназначенные для задержания, накопления и перераспределении пресной воды- это их положительные стороны.

Отрицательными сторонами являются затопление больших площадей , заболачивание прилегающей территории подъем грунтовых вод, изменение климата.

Несмотря на отрицательные стороны при создании водохранилищ- решается основной вопрос запаса пресной воды.

Пресной воды всего  на Земле всего 3%. Поэтому неизбежен ее дефицит. Уже  сейчас ЮФО испытывает нехватку качественной воды. В памяти многих майкопчан старше 40 лет, вода из водопроводного крана наполовину  с глиной. С введением водопровода берущего начала в Апшеронском районе у реки Серебряники эти проблемы ушли в прошлое.

Вопрос: Каков химический состав питьевой воды?

Ответ: В настоящее  время  г.Майкоп  снабжается водой из артезианских источников и р.Серебряники. Она имеет нормальную РН=7, прозрачность, вкус и другие показатели. Но есть и недостатки это превышение пДк по Fe2+ и Mn2+ в 5-7 раз и избыточно ее хлорирование.

Ответ:

Весной паводки несут в водоеме грязь, накопив ??? в снегу, растворы удобрений , гибридов. Осенью то же самое из-за дождей. Дезинфекция воды хлором, спасая его от смертельной ??? опасности, подвергая его опасности для здоровья. При анализе хлорированной воды , обнаруживают соединения от которых человек может впасть  в уныние.

  • Анестезирующий агент хлороформ
  • Четыреххлористый углерод
  • Трихлорэтисин
  • Дихлорбэтан

Эти производные хлора обладают зловещими концерогенными  свойствами. Количество в хлорированной воде не всегда отвечает нормам (0,7г хлора на 1т.воды) , а часто превышает норму, особенно весной и осенью. Они не вызывают острого отравления , но они приводят к хроническим отравлениям.

НА ЗЕЛЕНОМ ЛИСТИКЕ:

Они способствуют появлению злокачественных опухолей. Употребление хлорированной воды сказывается почти исключительно на ???-почти в 2 раза увеличивается вероятность заболеть раком пищевода, в 1,5 раза –раком мочевого пузыря и прямой кишки, 1,1 раза- раком молочной железы. Среди мужчин употребление хлорированной воды приводит к увеличению вероятности рака легких.

И еще хлорированная вода – на 30% ускоряет процесс старения

             

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....