Интегрированный урок
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Тема. Влияние современного человека на окружающую среду
Цель урока:
- обобщить и углубить знания учащихся о причинах усиления влияния человека на окружающую среду;
- обсудить пути решения проблемы сохранения окружающей среды;
- способствовать развитию гражданской ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Ход урока
Эпиграф урока:
«Мыслить глобально, а действовать локально»
Вступительное слово учителя
Это означает думать обо всей планете, а действовать на своем месте
Географ
Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.
В тяжелой борьбе с природой, пройдя через немыслимые испытания, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами природы, раскрыл её самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает её разумом мгновенно.
Что же история и природа еще раз испытывает нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, сдает нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем…..
……
Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа- Природа его страна.
( В. И. Ключевский )
Мы живем в одном из наиболее сохранившихся и уникальных уголков России. Здесь издревле человек существовал в гармонии с окружающей средой.
Слайд №
Благодаря бережному отношению к природе наших предков, в границах республики уцелело почти все разнообразие ландшафтов и свыше 60 % видового богатства растительного и животного мира Западного Кавказа. Мягкий и умеренный климат, близость Черного и Азовского морей, исключительное разнообразие ландшафтов- горы, леса, ледники и альпийские луга, крупнейшее на Северном Кавказе водохранилище, первозданная природа Кавказского государственного заповедника- все это наша Адыгея.
Но не всегда эти взаимоотношения человека и биосферы были безоблачными. Прогресс нашей цивилизации напрямую связан с различными видами загрязнителей окружающей среды.
Давайте посмотрим на схему классификации видов загрязнителей окружающей среды.
Сегодня на уроке мы рассмотрим наиболее опасные для биосферы виды загрязнителей - это химические и физические , и как они влияют на экологию нашей республики Адыгея.
ВОПРОС (Слайд № ): Что является основным загрязнителем атмосферы?
ОТВЕТ: Транспорт, тепловые машины, паровые машины, Д,В.С дизель, реактивный двигатель. На тепловых электростанциях используются паровые и газовые турбины, с их помощью вырабатывается около 80 % электроэнергии.
ВОПРОС (Слайд № ): Каково отрицательное влияние машины на окружающую среду?
ОТВЕТ: 1. Потребление кислорода при горении топлива уменьшает его содержание в атмосфере
2. Продукты сгорания топлива выбрасываются в окружающую среду и загрязняют ее.
ГЕОГРАФ: Сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа, способного поглощать тепловое инфракрасное излучение поверхности Земли. Рост концентрации углекислого газа в атмосфере, увеличивая поглощение ИК- излучение, приводит к повышению ее температуры ( ,, парниковый эффект,,) .
Ежегодно температура атмосферы Земли повышается на 0,05` С . Этот эффект может создать угрозу таяния ледников и катастрофического повышения уровня Мирового океана. Продукты сгорания топлива существенно загрязняют окружающую среду. Углеводороды, вступая в реакцию с озоном, находящимся в атмосфере, образуют химические соединения, неблагоприятно воздействующие на жизнедеятельность живых организмов.
ХИМИК
ВОПРОС (Слайд № ) : Какие из представленных веществ, находящихся в воздухе вредят здоровью и возникли в результате деятельности человека?
ВОПРОС: В результате каких процессов они возникли?
ОТВЕТ: Горение различных видов топлива, их утечки в процессе эксплуатации и транспортировки. Плохо отрегулированные машины выделяют значительное количество СО, NО, N2О, углеводородов ПДК СО на оживленных автомагистралях в городе Майкопе в 1,5 - 2 раза выше нормы.
БИОЛОГ: Атмосферный воздух - охраняемый законом объект, который выполняет экологическую, оздоровительную и другие функции. Примеси находящиеся в воздухе переносятся
________
Вопрос (Слайд № ): Какое вредное воздействие оказывает примеси на растения животных и человека?
Ответ: Пыль- состоящая из пылевых частиц, которые обладают шероховатой и зазубренной поверхностью, внедряются в слизистую оболочку дыхательных путей и травмируют ее. Некоторые пылевые частицы принимают к слизистой оболочке дыхательных путей и с трудом удаляются из неё. Это вызывает заболевания: хронические трахиты и бронхиты. Проникая дальше в организм пылевые частицы могут вызвать общие заболевания. При этом нарушается деятельность пищеварительных желез, органов кровообращения , центральной нервной системы,.
Ответ: многие токсические вещества содержащиеся в воздухе- такие как –оксид углерода, оксид серы, азота, вызывают у человека треть расстройств органов дыхания , снижают сопротивляемость организма, повышают раздражимость и увеличивают усталость новообразований на внутренних органах организма человека.
Ответ: пыль осаждается на растениях покрывают листву тонким слоем лежат и снижает процесс фотосинтеза- образование органических веществ, что в последовательности снижает жизнедеятельность растений и приводит к гибели растений.
Вода.
Вся жизнь из воды происходит
Вода все хранит, производит…
ФИЗИКА
Вопрос:
Как человек использует то что хранит в себе вода и производит?
Ответ:
Вода в движении хранит в себе огромную механическую энергию. Человек в настоящее время неплохо использует энергию воды. Строит приливные и гидроэлектростанции, превращает ее энергию в электрическую. В Майкопе, на реке Белой работает гидроэлектростанция, ее энергия поступает в единую энерго- систему Северного Кавказа.
С точки зрения экологии- это самые чистые источники электрической энергии.
ГЕОГРАФИЯ.
Вопрос:
Каковы положительные и отрицательные последствия при строительстве водохранилищ?
Ответ:
Водохранилище-это искусственные водоемы, предназначенные для задержания, накопления и перераспределении пресной воды- это их положительные стороны.
Отрицательными сторонами являются затопление больших площадей , заболачивание прилегающей территории подъем грунтовых вод, изменение климата.
Несмотря на отрицательные стороны при создании водохранилищ- решается основной вопрос запаса пресной воды.
Пресной воды всего на Земле всего 3%. Поэтому неизбежен ее дефицит. Уже сейчас ЮФО испытывает нехватку качественной воды. В памяти многих майкопчан старше 40 лет, вода из водопроводного крана наполовину с глиной. С введением водопровода берущего начала в Апшеронском районе у реки Серебряники эти проблемы ушли в прошлое.
Вопрос: Каков химический состав питьевой воды?
Ответ: В настоящее время г.Майкоп снабжается водой из артезианских источников и р.Серебряники. Она имеет нормальную РН=7, прозрачность, вкус и другие показатели. Но есть и недостатки это превышение пДк по Fe2+ и Mn2+ в 5-7 раз и избыточно ее хлорирование.
Ответ:
Весной паводки несут в водоеме грязь, накопив ??? в снегу, растворы удобрений , гибридов. Осенью то же самое из-за дождей. Дезинфекция воды хлором, спасая его от смертельной ??? опасности, подвергая его опасности для здоровья. При анализе хлорированной воды , обнаруживают соединения от которых человек может впасть в уныние.
- Анестезирующий агент хлороформ
- Четыреххлористый углерод
- Трихлорэтисин
- Дихлорбэтан
Эти производные хлора обладают зловещими концерогенными свойствами. Количество в хлорированной воде не всегда отвечает нормам (0,7г хлора на 1т.воды) , а часто превышает норму, особенно весной и осенью. Они не вызывают острого отравления , но они приводят к хроническим отравлениям.
НА ЗЕЛЕНОМ ЛИСТИКЕ:
Они способствуют появлению злокачественных опухолей. Употребление хлорированной воды сказывается почти исключительно на ???-почти в 2 раза увеличивается вероятность заболеть раком пищевода, в 1,5 раза –раком мочевого пузыря и прямой кишки, 1,1 раза- раком молочной железы. Среди мужчин употребление хлорированной воды приводит к увеличению вероятности рака легких.
И еще хлорированная вода – на 30% ускоряет процесс старения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....