Урок МХК "Чайная церемония"
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему

 Урок МХК "Чайная церемония" в 8 классе посвящен японскому традиционному ритуалу. Полную версию с презентацией см.http://ifolder.ru/26149630

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок МХК Чайная церемония.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  

по МХК в 8 классе

по теме “ Ритуалы. Японская чайная церемония.»

Тема года:  «  Художественная культура Древнего мира, средних веков и Возрождения »

Тема раздела:  « Художественная культура Востока. Япония »

Цель: формирование толерантного отношения к традициям разных народов

Задачи:

Образовательные: обеспечение усвоения знаний об особенностях  традиций буддизма,  философии дзен, синто, их характерных  ритуалов и идей.

Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, воспитание чувства товарищества, умения слышать оппонента.

Развивающие: развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков работы с художественным и научным текстом, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей

Тип урока: урок расширения и углубления темы

Технологии: методы  критического мышления через чтение и письмо, мозгового штурма.

Оборудование:

1. Чайный сад: камни, цветы,  сакура.

2. Чайный дом: татами – 3шт; 1 чайный столики; сакура; декорация чайного домика;  набор посуды для чая (чайники, блюдца, ситечко, бамбуковый венчик); зеленый чай; ароматизированные свечи с подставками – 2шт. 3кимоно,3 веера

3. Оборудование для работы: раздаточные тексты, белые листы (формат А4), цветная бумага, наборы для икебаны (искусственные цветы, зелень, березовые ветки без коры, вазы).

4. Компьютер, презентация.

Ход урока

№ п/п

время

Раздел урока

задача

содержание

материал

Деятельность учащихся

1

1 мин.

Организационный этап

Мобилизация деятельности

Приветствие. Распределение по командам. Сообщение темы урока.( презентация на экране)

Название темы на экране

(презентация, слайд1)

Эпиграф:

«Чужих меж нами нет

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету»

       Исса

 Распределение по командам.Учащиеся записывают темы урока

2.

2мин./3

Завязка

Введение в проблематику урока

К.Получение новых знаний

Слово учителя: Сегодня, мы приглашаем вас на Тя-но-ю, что в переводе с Японского обозначает “Чайная церемония”, история которой насчитывает около 800 лет.

 

Презентация

Прослушивание вступительного слова учителя, просмотр слайдов

3.

2мин./5

Подготовка к основному этапу.

1 минута

Ознакомления с заданием, постановка проблемы

Учитель:  Как европейцу понять японца? Мы знаем о них, до обидного мало, в сравнении с той ролью, какую играет Япония в современном мире: марки «Тойота», «Сони», «Панасоник», каратэ, кимоно, покемоны – все это на слуху.Английский путешественник Петри Ватсон писал: «Если вы пробыли в Японии шесть недель, то вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены». Действительно, входя в дом, мы снимаем шапку – японцы ботинки. Русская мать обычно пугает ребенка: «Смотри из дома больше не выйдешь!», а японская говорит: «Смотри, в дом не войдешь», мы ведем рубанок от себя, а японцы к себе; объяснившись в любви, мы бросаемся друг другу в объятия, а японцы поворачиваются спиной.  Свои обычаи, свои ритуалы. С одним из них мы сегодня познакомимся.  По принадлежностям на этом столе вы, наверное догадались, что нам сегодня предстоит японская чайная церемония. Поэт Догену, живший в XIII веке, писал:

Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна,
Чистый и холодный снег – зимой.
Что останется после меня?

Попытаться понять эти строки – попытаться понять душу японцев.

Слайд-шоу

4

15мин./20

Основной этап

Развитие ассоциативно-го мышления, умения фиксировать собственные ощущения, формулировать основную мысль, умение делать выводы,

умения работать в группе, слушать собеседника, оппонировать

анализ материала

Мы сегодня постараемся проникнуть в философскую сущность японской чайной церемонии. Для этого мы будем работать в группах Каждая группа, определенная в жеребьевке при помощи предметов- символов выполнит , пользуясь предложенными информационными и художественными текстами, задание, соответствующее определенному этапу чайной церемонии:  1-я группа изучит и организует пространство церемонии, смоделировав его из имеющихся слайдов и предметов, 2-я расскажет о предметном мире чайной церемонии и  подберет набор принадлежностей  и оденет своих двух гостей и мастера чая, 3-я  изучит и покажет последовательность церемонии и научит гостей  правильно общаться во время нее. А 4-я группа философов  сделает выводы о том, какой сакральный смысл заключен в этих действиях и как ритуал связан с религией японцев, к какому типу ритуалов его можно отнести и каково его значение для нас, европейцев.

Работа в группах

Раздаточный материал,

Неструктури-рованнная презентация

Ознакомление с пакетом заданий, прослушивание и осмысление задания, работа в группах

5.

15 мин./35

Обобщение результа-тов поиска

Предварительное подведение итогов урока, синтез полученных знаний

Озвучивание выводов учащимися:

1 группа «Пространство» рассказывает о японской саде, чайном домике,  оформлении ниши токонома, искусствах каллиграфии и икебана, оформляющих нишу

2 группа «Одежда, посуда и принадлежности» составляет рассказ о утвари и принадлежностях, иллюстрируя рассказ слайдами и фрагментами японской поэзии, соответствующей стилям чашек.

3 группа «Последовательность церемонии»  режиссирует последовательность проведения чайной церемонии,  составив ее краткий сценарий.

4 группа «Философия» делает выводы о связи чайной церемонии с дзен-буддизмом, синтоизмом и особом типе экологического мышления японцев, актуального для современного человека  и являющегося способом гармонизации человека и среды его пребывания. Она же делает вывод и о типе данного ритуала как положительного, т.е. приобщающего человека и миру сакрального.

 По ходу развертывания чайной церемонии на экране возникают слайды пространства, в котором происходит действо. Церемония сопровождается чтением  японских хокку и танку.

Материал для оформления токонома, чайная посуда и принадлежности, презентация, тексты художественные и искусствоведческие

8.

4мин./39

Рефлек-сия

Итог урока

Формирование оценочных категорий, в Освоение ценностной ориентации

Все собираются в круг и говорят о наиболее запомнившемся  ощущении, возникшем в  чайной церемонии

9

1мин.

/40

Развязка

 Подготовка домашнего задания

Чайная церемонии завершает наше знакомство со страной восходящего солнца. Хочется, чтобы каждый на память взял один из свитков с японскими хайку.

 Свитки с хайку

Постановка домаш-него задания

Последействие-дополнитель-ное развитие  образно-символического мышления.

  Учитель: Домашнее задание будет таким: попробовать написать хайку на тему «Созерцание Красоты»

-

 Индивидуальная работа дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чайная церемония

Данный урок рассказывает об истории появления чая, его распространении на территории земного шара, культуре пития чая, традициях чаепития разных страран. Но наибольшее внимание уделяется русским тради...

Русская чайная церемония

Материал подготовлен в рамках проекта "Национальные особенности чайной церемонии" и может быть использован как на занятиях по МХК, так и во внеклассной работе....

Урок английского языка в 9-м кл."Чайная церемония"

Урок обощение по теме обычаи и традиции Великобритании....

Японская чайная церемония школы Урасэнкэ с комментариями на русском языке. Видео для фрагмента урока по обществоведению ("Массовая, народная, элитарная культура") с заданиями.

Демонстрация японской чайной церемонии («путь чая», «искусство чая») в исполнении дочери главы школы Урасэнкэ Макико Сэн (с ее комментариями на японском и переводом на русский язык), организованная Го...

Урок "Япония. Чайная церемония"

Ознакомление с культурой Японии...

Внеклассное мероприятие "Чайная церемония".В рамках проект "Великий чайный путь"

Внеклассное мероприятие "Чайная церемония" призвано способствовать формированию и расширению знаний учащихся о традициях и обычаях народов, прививать уважение к национальным культурам....