Интегрированный урок "Истинная любовь всегда жертвенна"
методическая разработка (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Урок может быть проведен в рамках курса «Основы православной культуры» с учащимися старших классов. Очень хорошо раскрывает тему «Христианского представления о любви» («свойства любви») - может рассматриваться как интегрированный урок (МХК, ОПК).

Урок построен в форме лекции с элементами беседы, содержит обширный исторический материал. Чтобы урок прошёл интереснее, учитель может привлечь к его  проведению подготовленных учеников, которые выступят в роли «Искусствоведа» и «Историка». Помимо подготовленных экспертов, ряд учащихся проводят накануне индивидуальную исследовательскую работу, готовят выступления по определённым вопросам темы.

По ходу урока демонстрируются слайды, на которых отображены важные акценты урока (высказывания, даты, поэтический текст, изображения). Использование мультимедийной презентации позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, а так же наиболее полно и ярко раскрыть тему урока – сущность христианской любви.

В качестве музыкального фона можно использовать музыку Дмитрия Степановича Бортнянского, в частности фрагменты его хоровых концертов (Например, одного из «Хвалебных» («Тебе Бога хвалим») или фрагмента  «Концерта  № 35», в светлой,  умиротворённой музыке которого воплощен идеал нравственной чистоты и правдивости.)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istinnaya_lyubov_vsegda_zhertvenna.rar1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Истинная любовь всегда  жертвенна…»

Цель урока:

  1. Знакомить учащихся с творчеством, идеями и образами великого иконописца Древней Руси – Андрея Рублёва.
  2. Рассмотреть, как трактует художник христианскую идею единства, идею жертвенной любви на примере иконы «Троица».
  3. Воспитывать у учащихся патриотические чувства.

 

Методический комментарий к уроку:

Урок может быть проведен в рамках курса «Основы православной культуры» на 2-м году обучения с учащимися старших классов. Очень хорошо раскрывает тему «Христианского представления о любви» («свойства любви») - может рассматриваться как интегрированный урок (МХК, ОПК).

Урок построен в форме лекции с элементами беседы, содержит обширный исторический материал. Чтобы урок прошёл интереснее, учитель может привлечь к его  проведению подготовленных учеников, которые выступят в роли «Искусствоведа» и «Историка». Помимо подготовленных экспертов, ряд учащихся проводят накануне индивидуальную исследовательскую работу, готовят выступления по определённым вопросам темы.

По ходу урока демонстрируются слайды, на которых отображены важные акценты урока (высказывания, даты, поэтический текст, изображения). Использование мультимедийной презентации позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, а так же наиболее полно и ярко раскрыть тему урока – сущность христианской любви.

В качестве музыкального фона можно использовать музыку Дмитрия Степановича Бортнянского, в частности фрагменты его хоровых концертов (Например, одного из «Хвалебных» («Тебе Бога хвалим») или фрагмента  «Концерта  № 35», в светлой,  умиротворённой музыке которого воплощен идеал нравственной чистоты и правдивости.)

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить письменно ответить на следующие вопросы:

1. В чем смысл изображения на иконе «Троица»?

2. Какую идею воплотил А. Рублёв в своём творении?

3. Что было близко Рублёву в исихазме?

4. Как воспринимали «Троицу» современники А.Рублёва?

5. Чему можем научиться мы, глядя на прекрасное творение Рублёва?                                                                                                        

                                                         

Ход урока.

 Истинная любовь - всегда жертвенна…

                                                                                         Библия. Книга Бытия  

Учитель (сл. 1). Древняя истина гласит: «Ars longa, vita brevis» (Жизнь коротка, искусство вечно). На протяжении тысячелетий были созданы непревзойдённые шедевры мирового искусства, которым суждена долгая и вечная жизнь. Стремительный бег времени, смена поколений, войны и природные потрясения, переоценка нравственных ценностей, научно- технический прогресс не поколебали представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах. Вечные образы искусства, созданные в различные культурно- исторические эпохи, раскрывают суть нравственных понятий Любви и Красоты, Добра и Справедливости, Самопожертвования и Свободы, торжества Жизни и Разума.

                                  Не только бесконечны - быстротечны

                                  Года, где как мгновенья ты и я.

                                  Соединить сегодняшнее с Вечным,

                                  Искусство, вот обязанность твоя.

                                  И дням торжеств и бедствиям жестоким -  

                                  Всему есть час в движенье бытия.

                                  Соединить минутное с высоким,

                                  Искусство, вот обязанность твоя.

                                  Звезда, да осветит тропу идущим,

                                  Ручей, да будет петь его струя.

                                  Соединить идущего с Грядущим,

                                  Искусство, вот обязанность  твоя.

                                       

Идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия всегда были и остаются одной из непреходящих тем мирового искусства. В 1425-1427гг. русский иконописец Андрей Рублёв (Сл. 2,3,4) создал глубочайшее по смыслу произведение – «Троицу», где воплотил идею, близкую и понятную не только его современникам, но и людям последующих поколений.

(Сл.5) «Троица»» - вершина творчества А.Рублёва, где и образ, и композиционное воплощение замысла и гениальное обладание красками достигли непревзойдённой степени.

Три лица, три ангела…Созерцая «Троицу» нельзя не ощутить, что молчаливо сидящие у стола три ангела хранят некую великую тайну…

Вопрос учащимся: о чём же «Троица»?

Ответы учащихся.

Ученик 1. (обобщение ответов учеников) Мы знаем библейское сказание о том, как Аврааму, отдыхавшему под старым  мамврийским  дубом, явились три божественных странника – в новозаветной традиции они олицетворяют триединое Божество – Троицу нераздельную и неслиянную, три ипостаси единого Бога: это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Святой Дух, но каждый художник, воплощая эту традицию в иконе, говорил ещё о чём-то своём, о сокровенном. И всякий созерцающий «Троицу» может в зависимости от обстановки и состояния увидеть её по-своему.

Светится золотым образ вечного, несотворённого света, сияют нимбы и венцы вокруг голов ангелов, склонили они голову, а крылья, соприкасаясь  друг с другом в лёгких волнообразных движениях, как бы перетекают одно в другое. Чем заняты три крылатых существа? Вкушают поднесённую им пищу? А может  они просто ведут тихую беседу? Один повелительно говорит, другой внимает, а третий смиренно, в знак согласия, склоняет голову. Вглядитесь в лица Троицы. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов – своё действие, своё бытие, своё предназначение.

(Сл.6) Левый ангел – образ Отца, творца мира. Его волей создана Вселенная. А поэтому позади Него изображён дом – храм Вселенной. Его лицу приданы большая твёрдость и воля.

(Сл.7) Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит обратиться в человеческий образ Христа и своей жертвенной смертью искупить грехи человеческие. В его задумчивом облике – любовь к человеку, согласие стать спасительной жертвой для людей, решимость принятия грядущих страданий.

(Сл.8) С отблеском тихой печали на лице изображён третий ангел – Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора воплощает в себе символ восхождения духа. Все три ангела воспринимаются как единый образ мирового устройства, как символ Добра, Жертвенности и Любви.

Идея Жертвы особенно подчёркнута и выделена великим мастером. Почему именно эта идея? Ответ кроется именно в том времени, когда написана икона, в том, что происходило тогда на Руси. Почему и во имя кого написана она?

Искусствовед (ученик): 

(Сл.9) Троица была создана А.Рублёвым в память Сергия Радонежского, «печальника земли Русской» В сочинении XVII века «Сказания о святых иконописцах» рассказывается, что игумен Свято-Троицкой обители, основанной Сергием, Никон просил Рублёва «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу  отцу своему Сергию». «Троица» стала храмовой иконой Троицкого собора, возведённого над погребением Сергия. Там она находилась 500 лет, теперь «Троица» - в Третьяковской галлерее, собор же стоит на своём месте и поныне (Сл.10).

Учитель: По слову Епифания премудрого – современника и жизнеописателя преподобного Сергия, он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием её «побеждался страх ненавистной розни мира сего». Обитель Святой Троицы создавалась и для того, чтобы «Божественную слабость безмолвием вкусить…» Сергий был сторонником и проповедником религиозно-философского учения – исихазма, которое шло от Византии.

Исихазм – от греческого слова «покоиться», «безмолствовать»; по-русски говорили не исихазм, а безмолвное молчание, и не исихаст, а молчальник, затворник. Исихасты были убеждены в том, что человек способен вступать в личное общение с Божеством при помощи душевно-телесной молитвы. Жития их рассказывают, как им давалась благодать, возможность узреть Божественный фаворский свет, который изображался на иконах Преображения (Сл.11)

                …шестое августа по-старому

                Преображение Господне.

                Обыкновенно свет без пламени

                Исходит этот день с фавора,

                И осень, ясная как знаменье,

                К себе приковывает взоры.

Искусствовед: Сподобившись увидеть свет, молчальники, затворники, выходили из келий в мир, чтобы возвестить ему постигнутую ими истину. «В обществе появились исихасты «по духу», «по внутреннему человеку». То, что было прежде идеалом аскетов-отшельников, теперь делалось целью открытой и рекомендуемой любому православно-верующему» (Р.М.Прохоров).

(Сл.12) Историк (ученик): Ход исторических событий того времени вёл к неминуемому концу Византии. Центр православия должен был переместиться в русские земли. Но единой Руси не существовало, её земли поделили между собой Орда, Польша, Литва. Жизнь  Руси была мучительно тяжёлой. От постоянного разбоя, чинимого набегами многих врагов и распрями князей, можно было укрыться в монастырях, в одиноких пустынях. Здесь шло личное созидание, сохранялся «внутренний человек», чтобы, накопив духовной силы, выйти в общественную жизнь и способствовать объединению разрозненных, постоянно разоряемых земель. Обитель Сергия была центром Русского исихастского движения. Как подчёркивает Епифаний премудрый, Божественную благодать Сергий снискал не только келейным образом жизни и молитвами, но и многочисленными добрыми делами.

Искусствовед: Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, и, «разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу братии готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Составитель жития подчёркивает, что трудился Сергий для братии – не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Это особенно видно по эпизоду, когда Сергий работал на огороде и не был узнан приехавшим к нему поклониться  крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что поклонник его не мог признать в нём прославленного игумена. Он первым подошёл к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с большой любовью и похвалил его за то, что гнушался им и был принят крестьянином за нищего. Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменом и главой. Даже служение Богу (совершение литургии) соединялось у Сергия с простым крестьянским трудом. Был он учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил.

Историк: «Восхоте же князь великий итти в монастырь к живоначальные Троицы помолиться и к игумену Сергию благославися… и нача Сергия игумена просити князь великий иноков Пересвета и Ослебя, мужеству и храбрости их рада и полки умеюща рядити, глаголя так: Отче, даждь мы два воина от своего полку, дву братов, Пересвета и Ослебя, сии убо суть ведомы всем ратницы велицыя, воини крепцы и смыслённии зело к воинственному делу и наряду». Сергий же повеле им скоро уготовиться на дело ратное…великому князю Дмитрию Ивановичу, рек ему так: «Се тебе,  княже,  мои окружницы, таои же извольницы, их  же изволил еси с тобой бытии   в прилучивших же напастех  в бедное и нужное время». Пересвету и Ослебе Сергий даст им в тленных местах оружие нетленное, крест Христов нашит на схимах, и сие повеле им вместо шеломов возлагати на главы». Так пишет об этом Василий Никитич Татищев, автор первого обобщающего труда по российской истории.

Учитель: В XVII веке на иконе «Сергий с житиём» свободное пространство средника уже записывают сюжетами жития Сергия, связанными именно с этим историческими событиями (Показ иконы «Преподобный Сергий с житием»). Сергий благославляет великого князя  Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем.

(Сл.13) Это уже не обычная житийная икона. Она прославляет Сергия как политического  деятеля и покровителя Русского государства и его центра – Москвы.

Историк: Ещё до Куликовской битвы великий князь Дмитрий Иванович побеждал татар на реке Воже и, главное, он сплотил вокруг Москвы многие княжества. Поэтому Сергий благословил князя на битву общенародную и ещё прислал на Куликово поле гонца с уверением в победе. Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Это благословение необходимо было, чтобы огромная московская рать, большую часть которой составляли крестьяне, почувствовала бы святость предстоящей войны. Это не был очередной поход против войска Золотой Орды – это был крестовый поход христиан. Сергий дал ратниками Дмитрию вопреки запретам монашества, двух схимников – Пересвета и Ослябю, тем самым Сергий с особенной убежденностью показал, что сражение – святое дело. В битве приняли участие и княжества, не входившие в состав Московского «единогласно, как едиными  устами», заверяли прибывшие в Москву князья  великого князя: «Готовы умереть с тобою и головы свои положить за святую веру христианскую». На поле Куликово шли и отряды народного ополчения, шли с надеждой победить, но никто не помышлял о том, чтобы выжить. (Сл.14) 

                                   В тяжкие времена – каждый воин.                                                                                                                                                                              

                                   Никто не избежит выбора.

                                   Каждый несет в себе

                                   Знамя своего Народа.

                                                  Михаил Орлов

Учитель: О Куликовской битве написано много. В рассказе о рублёвской Троице вспомним слова летописи.

(Сл.15) Настаёт утро, и две силы неисчислимые начинают сходиться «И бысть сеча зла…». Всю ночь после битвы на поле Куликовом виделись отблески факельного света,  блуждающие по полю, выискивающие ещё живых… Наутро великий князь пошёл на побоище с братом своим и прочими князьями и воеводами, и увидели они мёртвых, лежащих как копны, и смешались христиане с татарами, кровь христианская слилась с татарскою. И ужаснуло всех это видение и восплакал князь великий великим князем со слезами.

(Сл.16) Куликовская битва изменила коренным образом отношения между Русью и Ордой, но, как известно, не принесла полного избавления  ни от татарского ига, ни от  княжеских междоусобиц. Со времён А.Рублёва много крови пролилось ещё на Русской земле. «Осталась ты землёю исступлений, - Землёй, взыскующей любви».  М.Волошин.                            

Историк:

(Сл.17) В 1382 г. Тохтамыш  разгромил и  разграбил Москву. Из-за того, что князья раздираемые разногласиями, не сумели выставить против хана единого войска, погибло 12 тысяч человек.

(Сл.18) Снова на краю гибели Русская земля оказалась в 1395 г., когда Тимур, разгромив Орду, двинулся на север и захватил Елец. За кремлёвскими стенами укрылось много разного люда. Великий князь Василий Дмитриевич, встал с войсками у Коломны. Совершались молебны, был объявлен пост. (Сл.19) Общерусская святыня – икона Владимирской Богоматери переносится из Владимира в Москву – так была обозначена преемственность между этими двумя княжествами. Простояв у Ельца 15 дней, Тимур повернул обратно, и была в Москве радость великая.

                                        Топча конём ржаные земли

                                        У перелесков под Москвой,

                                        Тимур, впервые Богу внемля,

                                        Вдруг повернул коня домой.

                                        Быть может, видел предзнаменованье

                                        Он в небесах Руси святой,

                                        И лик его поник в смятенье

                                        Пред ликом в ризе золотой.

                                        Не раз потом народ икон

                                        В своих молитвах вознесёт.

                                        И Матерь Божья, внемля стону

                                        Его на подвиг призовёт.            

(Сл.20) Наступивший  XV в. не принёс мира. В 1408 г. хан Едигей осаждал Москву 20 дней, и, хотя он взять её не сумел, разорил все окрестности, многих людей побил и увёл в плен.

                                       Пойми великое предназначенье

                                       Славянством затаённого огня:

                                       В нём брызжет солнце завтрашнего дня

                                       И крест его всемирное служенье.

                                       Двойным путём ведёт его судьба –

                                       Она и в имени его двуглава:

                                       Пусть slavus – раб, но Славия есть Слава:

                                       Победный нимб над головой раба.

                                       Голубые просторы, туманы,

                                       Ковыли, да полынь, да бурьяны…

                                       Ширь земли, да небесная лепь.

                                       Разлилось. Развернулось на воле

                                       Припонтийское Дикое Поле,

                                       Киммерийская тёмная степь.

                                       Распалял их полуденный огнь.

                                       Индевела заречная синь…

                                       Да ползла желтолицая погань

                                       Азиатских бездонных пустынь.

                                       За Хазарами шли печенеги,

                                       Ржали кони, пестрели шатры…

                                       Низвергались внезапно потоки

                                       Колченогих  раскосых людей.

                                       Много было их – люты, хоробры…

                                       Но исчезли, «изникли», как «обры»…

                                       Долго Русь раздирали по клочьям

                                       И усобицы, и татарва.

                                       Но в лесах, по лесным узорочьям

                                       Завязалась узлом Москва (Сл.21)

                                       Кремль, овеянный сказочной славой,

                                       Встал в парче облачений и риз

                                       Белокаменный и златоглавый

                                       Над скудою закуренных изб.

                                       И Московские Иоанны

                                       На татарские степи и страны                    

                                       Наложили тяжелую пядь,

                                       И пятой наступили на степи…

                                       Стало трудно в Москве дышать.

                                       Голытьбу с темноты, да с неволи

                                       Потянуло на Дикое Поле,

                                       Под высокий степной небосклон.

                                       С топором, да с косой, да с оралом  

                                       Уходили на Север - к Уралам,

                                       Убегали на Волгу, за Дон.

                                       Правил парус на Персию Разин,

                                       И Сибирь покорял Ермак…

                                       

           Всё, что было, повториться ныне…

                                       И опять затуманиться ширь,

                                       И останутся двое в пустыне –

                                       В небе - Бог, на земле богатырь.

                                       Эх, не выпить до нашей воли,

                                       Не связать нас в единую цепь!

                                       Широко наше  дикое поле,

                                       Глубока наша Скифская степь.

                                                          М.Волошин.

(Сл.22) Искусствовед: И вот среди этой резни и постоянного разорения земель в Троицкой обители над захоронением преподобного Сергия Радонежского является новое творение уже знаменитого мастера Андрея Рублёва.

«…Он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, общего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, свышний мир горнего мира. В летописях остались предания о том, сколь утешителен был А. Рублёв для русских людей той грозной и страшной эпохи. Вражде и ненависти, царящим  в дольнем  мире, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних.

                                       

                                       Любовь.

                                       Если я говорю языками человеческими

                                       и ангельскими, а любви не имею,

                                       то я – медь звенящая

                                       или кимвал звучащий.

                                       Если я имею дар пророчества,

                                       и знаю все тайны,

                                       и имею всякое познание,

                                       и всю веру, так, что и горы

                                       переставлять могу,

                                       а любви не имею, то я – ничто.

                                       И если я раздам всё имение своё

                                       и отдам тело моё на сожжение,

                                       а любви не имею,

                                       нет в том никакой пользы.

                                       Любовь долготерпит, милосердствует,

                                       любовь не завидует, не превозносится,

                                       не гордится, не бесчинствует,

                                       не раздражается, не мыслит зла,

                                       не радуется неправде,

                                       а радуется истине.

                                       Любовь всё покрывает, всему верит,

                                       всего надеется, всё переносит.

                                       Любовь никогда не перестаёт,

                                       хотя и пророчества прекратятся,

                                       и языки умолкнут

                                       и знание упразднится.

                                       Ибо мы отчасти знаем,

                                       отчасти пророчествуем.

                                       Когда же настанет совершенное,        

                                       тогда то, что отчасти прекратится

                                       А теперь пребывают сии слова:

                                       ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ;

                                       но любовь из них больше.

                                       1-ое послание Коринфянам

                                       Апостол Павел (Сл.23)

Вот этот  неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублёва, эту ничему в мире неравную лазурь – более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину  пренебесную  лазурь…эту невыразимую границу взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием «Троицы». Так писал отец Павел Флоренский, подчеркивая исихастское звучание «Троицы» (Сл.24)

Учитель: До XIV века ни в Византии, на христианском Востоке, ни на Руси не было широкого почитания «Троицы», хотя Вселенский Собор утвердил  догмат о троичности Божества ещё в 381 году. А вот в XIV – XV веках на Руси культ «Троицы» становится чрезвычайно популярным. Исследователи считают, что причина популярности Троицы – нераздельной и неслиянной – в отношении народа к политической жизни Руси того времени. Как нераздельная, Троица олицетворяла необходимость собирания русских земель, осуждала усобицы; как неслиянная, она требовала освобождения от иноземного ига. Освобождения от всего духовно чуждого, а значит сохранения в себе «внутреннего человека», служения добру, справедливости в раздираемом рознями злом мире. Освобождения от людей, которые находят «удовольствия в неслыханных притеснениях и ограблениях бедных и неотступно преследуют тех, кто становится на защиту разоряемых». Так писал Филофей в пору пребывания митрополитом Гераклейским. Уставший от бесплодности борьбы, он мечтал удалиться на Афон, «вкусить блаженства тишины». Но этому воспротивился сам Григорий Палаама: «Да не возжелает этого занимающийся общественными делами».

Искусствовед: До Сергия самого праздника Троицы не существовало в православии. Была «пятидесятница», «сошествие Святого Духа». Но уже в XIV веке «пятидесятницу» стали именовать Троичным днём, и к величанию выставляется икона Троицы или явление Господа патриарху Аврааму в виде трёх ангелов. Павел Флоренский отмечал, что Византия не знала праздника Троичного дня, «как не знала она, в сущности, ни троичных храмов, ни троичных икон». Он считает Троичный день литургическим творчеством русской церковной культуры, а определённее – творчеством преподобного Сергия. С 1345 года, в  Радонежском уделе Московского княжества Сергий основал монастырь и освятил его во имя Троицы. 

(Сл.25) В течение последующего столетия Троицких церквей и соборов построено так много, что нет возможности точно сосчитать их на всём пространстве России. Появились даже целые Троицкие города и сёла Учитель: (Сл.26) Явилась во благовременье «Троица» Рублёва…Обратим ещё раз взор к этому шедевру  Вопрос учащимся: «Какую мысль хотел донести до зрителя художник

Ответы учащихся.

Ученик 2. (обобщение ответов учеников) Три ангела сидят у стола, на нём чаша с головой агнца – жертвенная чаша. Над ангелами  дом, дерево, гора. Основные фигуры включены в круг, символ вечности, линии самих фигур плавны и округлены. Повторы закруглённых крыльев, чередующихся с контурами нимбов, ещё более подчёркивают слитность, единение изображённых фигур. «…Одна душа, но у неё три формы и она трепещет по-разному в этих формах, подобно тому, как свет месяца по-разному  трепещет в проходящих и уходящих волнах».

Мнения искусствоведов относительно идентификации  Иисуса Христа в иконе расходятся.  Некоторые считают, что это левый ангел, а Бог-Отец сидит в центре. Но чаша! Не та, что на столе, а другая, образуемая внутренними контурами ангелов. Она исключает неоднозначность толкования фигуры Христа в «Троице» А.Рублёва.

Вопрос учащимся: «Какую идею воплотил Рублёв в символике изображения чаши?»

Ответы учащихся.

Ученик 3. (обобщение ответов учеников) Она олицетворяет идею жертвы в чрезвычайно чёткой и неожиданной форме. Идея жертвы, готовность к ней не могла не быть близкой современникам Рублёва. На памяти была Куликовская битва, роль Сергия Радонежского в ней, жертва Александра Пересвета, послушника, посланного на поле Сергием и погибшего в поединке, жертва многочисленного воинства, что так афористично выражено словами великого князя: «… или победим и вся от гибели сохраним, или положим головы своя вси…». В годы, когда писалась «Троица» (1408 или между 1422-1427), даже если брать последнюю дату, со времени Куликовской битвы прошло всего 47 лет, почти как от нас до Великой Отечественной войны. Мысль о жертвенности была в XV веке столь же актуальна, как и  идея единения Руси, и нераздельно связана с ней. Идею жертвы увидели и поняли в иконе современники Рублёва. Об этой чаше читаем у отца Павла Флоренского: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублёва вовсе не сюжет, а число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдёрнутая перед нами завеса ноуменального мира».

На протяжении веков силуэты Троицы в иконах были беспорядочными, единый образец отсутствовал.

(Сл.27) Пример «Ветхозаветная Троица» (Византийская икона XV век). Чаша же ангелов, появившаяся в иконе Рублева, воспроизводится в подавляющем большинстве последующих икон.  

Вопрос учащимся: Во имя чего же приносится жертва?

Ответы учащихся.

Ученик 4. (обобщение ответов учеников) По основной идее христианства  Бог-Отец послал на землю Сына, чтобы Он страданиями своими искупил грехи человеческие. Но, эти страдания не о Своём горе, Его мысли о людях, души которых необходимо спасти для будущего (Сл.28)

                                       О, не забудь, что ты должник

                                       Того, кто сир, и наг, и беден,  

                                       Кто под ярмом нужды поник,

                                       Чей скорбный лик так худ и бледен.

                                       Так мыслит он – и смерть ему любезна.

                                       Не скажет он, что жизнь его нужна,

                                       Не скажет он, что гибель бесполезна:

                                       Его судьба давно ему ясна…

                                       Его ещё покамест не распяли,

                                       Но час придёт – он будет на кресте;

                                       Его послал Бог Гнева и Печали

                                       Царям земли напомнить о Христе.

                                                                          Н.А.Некрасов.   

(Сл.29) На иконе помимо трёх ангелов мы видим над правым ангелом – утешителем гору, плавно склонённую, как и голова ангела. Гора на иконе – это путь к Богу, к духовному, горнему.

Ангел – утешитель, Дух Святой, и соединяется с этой дорогой. Над средним ангелом дерево, также склонённое влево. Оно ассоциируется с дубом  Мамврийским, но в нём хочется видеть древо жизни, которое несёт Спаситель. Дом в верхней левой части иконы можно связать с домом Авраамовым, но, всё же, он, по-видимому, является символом нашего земного дома. На нём сходятся линии от всех фигур. Ангелы, кажется, обращены друг к другу и составляют как бы единое замкнутое целое, из-за разных, почти неуловимых склонений голов, обращены также к этому зданию. Не есть ли оно символ того рукотворного, земного, дольнего, во имя чего и приносится жертва? Не поэтому ли оно как бы выпадает из общей, круговой композиции? Князь Е.Н. Трубецкой в статье «Россия в её иконе» писал об ангелах «Троицы»: «Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях. «Уже не в мире, но они в мире, а к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых ты мне дал, чтобы они были едино, как Мы». Это та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Храм Святой Троицы построен для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Он молился, чтобы этот звероподобный, разделённый ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А.Рублёв явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду святого Сергия о России. И в каких красках! Особенно в славе среди живописцев и знатоков живописи вот уже свыше пяти столетий так называемый, рублёвский голубец, сине-голубой тон изумительной чистоты и силы. «Голубые удары Рублёва», - по замечательному выражению Грабаря. Пронзительный голубец гиматия среднего ангела, Чуть менее щедрый – хитонов боковых ангелов, и всё это в гармонии с другими цветами, выражающими, по слову Иосифа Волоцкого, «невещественный божественный свет». (Сл.30)

                             Цвет торжествующих надежд -

                             Как вести с поля Куликова           

                             Цвет открывающихся вежд,

                             Цвет голубой –

                             В нём жизнь Рублёва

                             ………………………………….

                              А голубца рассвет живой

                             К утру всё так же чист и ясен.

                            Всё также сердцем освящён,

                           Единый, столь же многоцветен,

                          Как ангел с голубым плащом,

                         Уже летящий

                        Сквозь столетья.

Он долетел до нас, даруя нам  то несравнимое ни с чем просветление и радость, которые посещают нас, когда мы созерцаем вечное, прекрасное, духовное.

Учитель.

(Сл.31) Ромен Роллан писал: «Шедевр Рублёва останется для меня самым гармоничным произведением искусства». Создавая своё произведение, А. Рублёв воплотил в нём идею о бесконечности пространства, вечности бытия. Он знал: здесь не будет ничего, что отвлечёт от главного. Он покажет Троицу – образ единства и жертвенной любви, символ Добра, Жертвенности и Любви. Некоторые исследователи назовут «Троицу» А. Рублёва «призывом к национальному единству русского народа», но её истинный смысл гораздо шире и глубже.

Эпоха Сергия Радонежского во многом близка нам. Апокалиптические настроения охватили и наше общество, как это было шестьсот лет назад – и оно ждет то ли конца света, то ли начала эры света и святости. Не забывайте о душе. Не забывайте о «Троице».

(Сл. 32) «Да воззрением на Святую Троицу побеждает страх ненавистной розни мира сего…»                   

               

Использованная литература:

  1. Л. Пучинская «Образ написати пресвятыя Троицы…»
  2. Д. С. Лихачёв «Памятники литературы Древней Руси. Житие Сергия Радонежского»
  3. Д.С. Лихачёв Очерк «Сергий Радонежский и Франциск Ассизский».
  4. Ю.А. Солодовников Методическое пособие к учебнику – хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре». 9 класс.
  5. Ю.А. Солодовников учебник «Человек в мировой художественной культуре» 8 класс.
  6. А. Смольников «Годовые кольца».
  7. Л.В. Горюнова «Добротолюбие».    

     8.  Электронные пособия:

     1)  «Третьяковская галерея. Коллекция»

     2)  «Древняя Русь. Живопись. Архитектура»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Открытый интегрированный урок «Смысл есть всегда»

Открытый интегрированный урок математики и информатики«Смысл есть всегда»Цели урока:1) Формирование навыка решения уравнений и работы в табличном процессоре2) Применение средств ИКТ для построения гра...

Открытытй интегрированный урок "Смысл есть всегда"

Открытый интегрированный урок математики и информатики«Смысл есть всегда»Цели урока:1) Формирование навыка решения уравнений и работы в табличном процессоре2) Применение средств ИКТ для построения гра...

Интегрированный урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» (история и литература)

Данный урок проводился в 8 классе при изучении курса истории России в конце учебного года. Значимость урока состоит в том, что в этом году отмечается 90-летие Республики Бурятия. Наша малая Родина име...

Научно-исследовательский проект "Истинная любовь на страницах рассказов А.Куприна"

Проект расскрывает истинную сущность любви, в произведениях Куприна и изучает отношения к любви моего современника....

интегрированный урок "любовь к женщине, любовь к России( об А.В.Колчаке)

Урок по истории и литературе о непростой судьбе А.В. Колчака.Можно использовать материал для проведения литературной гостиной. Разработка Учителей истории и литературы(Т.А.Козлова, Н.Н.Другак)...

Цикл уроков "Истина всегда рядом". Предмет: русский язык

Цикл состоит из 9 уроков, на которых используется технология к.п.н. О.Орловой "Педагогическая мастерская". Данный цикл уроков поможет в подготовке к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку....


 

Комментарии

Горева Татьяна Владимировна

Спасибо за богатый материал. Воспользовалась для проведения классного часа. Никто не остался равнодушен. Спасибо за подборку репродукций.

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Спасибо, Татьяна Владимировна, рада что материал был Вам полезен.