Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка
статья по мхк на тему
В статье рассматриваются вопросы формирования эстетического чувства, эстетического развития подростков в процессе ознакомления с произведениями искусства, что одновременно является и их нравственным ростом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_mirovoy_khudozhestvennoy_kultury.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка
Н.И. Давыдова
к.пед.н., учитель МХК
Ещё на рубеже XIX – XX вв. появились идеи (С.И. Гессен) о тесной связи между культурой и образованием, а цель образования виделась в приобщении к ценностям культуры. В конце XX в. сходную позицию выразил В.С. Библер, отстаивающий тезис о необходимости перехода от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Современная педагогическая наука, базируясь на этих идеях, творчески развивает их, трактуя образование как незавершённый и непрерывный процесс освоения культурного наследия – восхождение к культуре, приобщение ребёнка к миру культуры, обучение жизни в культуре. Именно культура может рассматриваться как самый эффективный инструмент социальной адаптации личности к условиям переменчивого и многообразного мира. Подростковый возраст – начало формирования устойчивой личностной позиции. В этот период у учеников возникает особый интерес к общим мировоззренческим проблемам, складывается сфера ценностных ориентаций, формируется эмоциональное отношение к миру. Недооценка важности и значимости этой сферы приводит к развитию агрессивности, враждебности, порождает насилие и жестокость. Школьный предмет «Мировая художественная культура» (МХК) завершает художественно-эстетическое образование в школе и является мощным стимулом развития личности средствами искусства. Вся система художественно-эстетического образования направлена на формирование личностно-ценностной шкалы ученика через эмоционально-образное восприятие мира. Знакомство с искусством развивает у школьников творческие способности и побуждает их к самостоятельной эстетической деятельности: они сами создают рисунки и иллюстрации, сочинения разных типов, сценариев и других творческих работ. Кроме того, само содержание искусства и формы работы с ним является мощным средством арткоррекции.
Процесс общения с искусством – это сложное переплетение информации с эмоциями; логического и рационального – с памятью и воображением; фантазии – со здравым смыслом. Более того, присущие искусству многогранность (множественность интерпретаций одного и того же произведения); поликультурность (реальная возможность «заглянуть» в иные времена, иные культурные миры); открытость (восприятие искусства – всегда творчество, всегда путь в незнаемое); полилогичность (никогда даже самый грамотный и просвещённый зритель в одиночку не сможет понять всю глубину произведений искусства, здесь рождается интерес к точкам зрения других, к диалогу как наиболее адекватному способу освоения материала) делают его тем пространством, в котором ребёнок получает возможность максимально и полно реализовать свой природный личностный потенциал.
Невозможно вести разговор о мировой художественной культуре вне контекста истории мировых религий, без понимания обусловленности возникновения явлений культуры и искусства, их смысла и значения в той или иной религии, поэтому на уроках МХК ученики получают общие представления об объединяющих их чертах и об особенностях мировых религий. Именно это и позволит в дальнейшем молодому человеку адекватно отвечать на вызовы времени, обоснованно принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
На уроках МХК происходит формирование у школьников эстетического чувства и эстетического отношения к действительности, заключающемся в гармонии человека с жизнью, счастливом равновесии с миром, бескорыстном отношении к природе и другим людям. Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности. При изучении МХК возникает духовное общение учеников с героями художественных произведений и их творцами происходит обогащение духовными ценностями, содержащимися в художественной культуре: представлениями о добре и зле, жизни и смерти, смысле человеческого существования, счастье, любви, отношениях человека к природе. Всё это помогает подростку понять себя, сформировать навыки диалогового общения, развить чуткость к иному, скорректировать поведенческие модели на материале постижения образа человека в мировой культуре, выбрать жизненные ориентиры, найти ответы на вопросы, которые задаёт жизнь, узнать, как этот поиск осуществлялся в другие эпохи. Можно утверждать, что эстетическое развитие учеников одновременно является и их нравственным ростом: от постижения жизни через конкретные произведения искусства до осознания обобщённой картины ценностей каждой эпохи, а также вечных проблем человечества, духовных ценностей на все времена. Такое познание, несомненно, поможет подросткам рассматривать свои собственные жизненные проблемы в русле проблем многих людей, ощутить себя частицей большого мира, свою причастность к жизни человечества, поможет поверить в свои собственные силы и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г". Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...
Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"
В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....
Развитие нравственных качеств личности на уроках музыки у детей с ОВЗ.
Хорошо известно, что искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не толь...
ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьниковкак средство развития нравственных качеств личности
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...
Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...