Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыражения в искусстве.
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

конспект урока МХК 9класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыражения в искусстве.

 Цели и задачи:

          Познакомить учащихся с творчеством А.А.Алябьева, А.Е. Варламова и М.Ю. Лермонтова рассказать о их вкладе в русскую художественную культуру.
Образовательная: - Знакомить учащихся с творчеством А.А.Алябьева, А.Е. Варламова и М.Ю. Лермонтова рассказать о их вкладе в русскую художественную культуру.
Учебная: - Развивать способности к анализу выразительных средств искусства. Формировать умение использовать мультимедийные - компьютерные технологии в подготовке учебного материала к уроку.
Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

На листочке написать 1 вариант. Славянофильство - дать характеристику этому движению, почему их так называли?

                                       2 вариант Западники - дать характеристику этому движению, почему их так называли?

2. Знакомство учащихся с творчеством  композитора А.А.Алябьева  (04.08.1787-22.02.1851)

Родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик  получил дома, оно было качественное и разностороннее. Учился в Благородном пансионе  Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь.

   1810 году поступает в Ахтырский гусарский полк. В его составе под предводительством Дениса Давыдова участвует в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж.

   В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме. Затем ссылка.

        Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.

Творчество:

А)  1810 год гусарский романс «Один еще денек».

Б)  В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые”.

В)  1825 год романс "Соловей".

Г)   1827 года занимается сочинением военной и церковной музыки.

3.     Сообщение и презентацию -  просмотреть которую подготовила группа учащихся.

4.     Прослушать романс « Соловей» учащиеся высказывают свои впечатления и эмоции.

                                                            Физ. Минутка

5. Знакомство учащихся с творчеством  композитора А.Е. Варламов ( 27.11.1801 – 27.10.1848)

6. Сообщение и презентацию -  просмотреть которую подготовила группа учащихся 

    Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке - подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу.

     В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию. По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. известен и как вокальный педагог. Балет тоже его интересовал его творчество связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец.

Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет. 

Прослушать песню «Вдоль по улице метелица метёт…»

 Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе

7. Прослушать романс «Белеет парус одинокий».

О чём  это произведение? Какие эмоции и чувства вызывает оно у вас?

Кто автор слов?  (Лермонтов)

А вы знаете, что в этом году Лермонтову исполняется 200 лет со дня рождения.

8. Прослушать сообщение учащихся «О жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова».

Родился 15.10. 1814 - 27.07. 1841г. С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе затем  в Московском университете на нравственно-политическом, затем словесном отделении. В 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834.

Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

"Дума", 1838г; "Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840г; "И скучно, и грустно...", 1840г, "Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", "Казачья колыбельная песня", 1838, "Как часто пестрою толпою окружен...", 1840 ; «Герой нашего времени» г.

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

9. Итог: Эти представители являются основоположниками русской классики.

Вопросы учащимся  1. Кто такой А.А.Алябьева ?

                                   2.Кто такой А.Е. Варламов?

                                   3. Что нового вы узнали о творчестве и жизни Лермонтова?

 10. Записать домашнее задание: подготовить презентации о жизни и творчестве художников:

О.А. Кипренский (1787-1836)

В.А. Тропинин(1776-1857)

А.Г.Венецианов (1780-1847)

К.П. Брюллов(1799-1825)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные идеи национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности. От того, как будет устроена система отношений шко...

Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Проект  « Классическая музыка в детском саду.»...

Презентация на тему: "Основоположник русского городского пейзажа - Алексеев Федор Яковлевич"

Презентация ориентирована на учащихся 7, 10 классов, изучающих тему "Российская культура второй половины XVIII века", для более полного и глубокого ознакомления с личностью и творческой деятельностью ...

Обновление содержания и методов преподавания курса «Математика» в контексте идей Национального проекта «Образование»

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет система - образующую...

Основные идеи Национального проекта «Образование» как инструмент-помощник в преподавании курса «Технология»

На уроке технологии ученик не только получает знания, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его дальнейшую успешность в пр...